Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц нашей Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.zimuyushchie_ptitsy.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)
Цель:
Развитие познавательных способностей; развитие общей и мелкой моторики;
Задачи:
Образовательный аспект: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зиме и зимующих птицах нашей Белгородской области;
Развивающий аспект: создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических и мыслительных операций; учить использовать притяжательные прилагательные к существительным; глаголы (слова действия); упражнять детей в умении согласовывать движения со словами, развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать двигательные навыки; уметь устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательный аспект: создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней; воспитывать сплоченность между детьми.
Материал: интерактивная доска, материал по зимующим птицам для неё; картинки перелетных и зимующих птиц, снежинки из бумаги 10 шт., дидактическая игра «Разрезные картинки – собери птицу по частям», два обруча «большой сугроб», шапочки зимующих птиц, кормушка для птиц.
Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала; работа с родителями – изготовление кормушки для птиц.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Зима», пословиц, поговорок, загадок; разучивание логоритмических упражнений, физминуток, д/игр по теме, просмотр видеофильмов о птицах, наблюдение на прогулке, изготовление книжек-малышек совместно с родителями, рисование, лепка птиц, конструирование - оригами.
Ход занятия
Воспитатель: Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает изумруды зелени, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает золотом листьев, а зима щедро укутывает серебром снежинок.
Снег, снежок летит, кружится
Что ты шепчешь нам, ЗИМА?
Пролетаешь ты как птица,
Перья сыплешь из крыла
Все дорожки и тропинки,
Пухом белым замело
И морозом так чудесно
Разрисовано стекло!
Развитие мелкой моторики (дети выполняют движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения).
Раз, два, три, четыре, пять,
К нам зима пришла опять.
(дети шагают на месте)
Что зима нам принесла?
(разводят руки в стороны)
Ветер, снег и холода
(хлопают в ладошки)
От времени года зависит погода
(поднимают вверх указательный палец)
Воспитатель: Зима длится три месяца. Народ дал каждому месяцу определение: декабрь – студень; январь – сечень; февраль – лютый.
- вспомните пословицы и поговорки о зимних месяцах
Дети: (предполагаемые ответы) Декабрь – год кончает, а зиму начинает; Декабрь – студенец;
Январь – году начало, зиме середина; Январь – крыша зимы; Февраль ветродуй, вьюговей бокогрей; В феврале два друга – мороз да вьюга.
Игра «Кто больше назовет признаков зима?»
Дети становятся в круг, по которому передается «волшебная снежинка», каждый ребенок называет признак зимы:
- зимой деревья и кусты стоят без листьев;
- снег покрывает все вокруг;
- на улице мороз;
- прилетают снегири и свиристели;
- заяц меняет цвет шубки на белый;
- замерзают реки, озера;
- на оконных стеклах морозные узоры;
- медведь спит в берлоге;
- нет насекомых;
- солнце светит, да не греет;
- катаются на санках, коньках, лыжах;
- у клестов появляются птенцы;
(С остановкой музыки ребенок называет признак зимы)
Воспитатель: Повела Зима над нами
Снеговыми рукавами
И рассыпала снежинки
На поля и на луга…
Ребята, сколько лучей имеет снежинка? Какую форму? Все ли снежинки одинаковые? (ответы детей) Поднимем по одной снежинке и все назовите по одному красивому слову про снежинку («Снежинка какая?») Ответы детей (белая, холодная, вырезная…)
Дыхательная гимнастика со снежинкой.
Сделайте глубокий вдох, а на выдохе подуйте на снежинку (повторить 2-3 р.) Что делает снежинка: кружится, летит, раскачивается, колышется, порхает, ложится, садится и т.д.
Воспитатель: Кладите снежинки под березку. Пусть ей будет теплее, а наша игра продолжается.
Игра «Карусель»
Закружила метель,
Словно чудо –карусель
Все дорожки замела
Нам подарок принесла
(дети проговаривают слова двигаясь по кругу друг за другом)
Воспитатель: «Птичек»
Дети имитируют птиц посредством пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика
И.п. Руки расположить перед собой (ладонями к себе) Большие пальцы переплести – это «голова» птицы остальные пальцы «крылья». Помахать ими.
Птицы летели
(помахать крыльями)
Сели посидели
(прижать ладони к груди)
Дальше полетели.
Ориентировка в пространстве: вправо, влево, вверх, вниз, далеко, близко, с проговариванием чистоговорки:
«Ворона на воротах,
сорока на пороге,
воробей на дороге».
Игра продолжается:
Дети: Закружила метель
Словно чудо карусель,
Все дорожки замела
Нам в подарок принесла.
Воспитатель: «Деревья»
Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения.
Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле,
Каждое старается
К небу к солнцу тянется.
Вот подул холодный ветер,
Закачались сразу ветки,
Вправо-влево, взад – вперед,
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна,
Наступила тишина.
Воспитатель: Что вы можете сказать о деревьях зимой? Начните ответ со слова «деревья». (Предполагаемые ответы детей: деревья голые, заснеженные, покрыты инеем…)
Воспитатель: Нужны ли птицам деревья? (ответы детей)
Воспитатель подводит итог: Лес – дом для птиц и зверей. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? От какого слова образовано слово зимующие? (Ответы – зима)
Каких зимующих птиц вы знаете? Смотрим на экран монитора и называем птиц.
Воспитатель беседует с детьми о птицах по презентации на интерактивной доске.
- Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредных грызунов и насекомых. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира. Кто из нас не замирал, прислушиваясь к пению иволги или проплывающими в небе стаями лебедей.
Посмотрите, сколько птиц нас встречает. Каких птиц мы видим на доске? Ответы детей (снегиря, сойку, сороку, дятла, синицу, свиристель)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: зимующие
Снегирь: Я маленький, красивый черно-крылый, красногрудый. Не боюсь простудиться. Прилетаю к вам с первым снегом. Живу в скверах лесах, огородах. Питаюсь семенами деревьев, почками, ягодами, под корой никому насекомых. Не откажусь от корма, которой мне насыплют в кормушку.
Сойка: Размером я чуть мельче вороны. Буровато-серая с коротким круглым хвостом. Крылья, хвост и усы у меня черные. Горло, надхвостье и пятна на крыльях белые. На крыльях у меня есть ярко-голубое с черными полосками «зеркальце». Я умею поднимать хохолок. Питаюсь орехами, семенами шишек, желудями, ягодами, насекомыми. Песня моя – громкий треск. Умею подражать пению других птиц. Умею кричать: ЧЖЭЭ!
Сорока: Я черно-белая птица с длинным ступенчатым хвостом и крепким клювом. В полете я машу крыльями часто, либо скольжу по воздуху. Питаюсь различными мелкими животными, птенцами, яйцами и плодами. Песня – стрекотание.
Дятел: Я пестрый дятел. Посмотрите какой я красивый. Я как будто во фраке – белый с черным, в красном колпачке, хвост у меня тоже с краснинкой. А мой клюв крепкий как инструмент – долото. Я клювом могу целое дупло выдолбить – квартиру для белок, скворцов и других желающих зверей и птиц. Но мой клюв в первую очередь кормит меня: жуков –короедов достает, шишки раздалбливает, семена расклевывает.
Воспитатель: У дятла узкий и длинный язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Зимой дятел кормится семенами сосен и елей. Сорвет шишку и несет в свою кормушку – щель в дереве. Зажмет шишку, упираясь хвостом в ствол дерева и за 5 минут выберет все семена. Целый день работает дятел и под деревом скапливается гора пустых шишек.
Синица: Я маленькая желтобрюхая синичка. Я живу в парке. Посмотрите, какая я изящная и красивая. Я не могу сидеть без движения. Иногда я даже могу порхать с ветки на ветку, подвешиваться вниз головой. Ни одна птичка не может преодолеть такой трюк. Моим тонким клювом очень трудно вытаскивать насекомых из-под коры деревьев, которые, запрятались на зиму. Иногда я лакомлюсь семенами деревьев – клена, рябины. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята подкармливали нас, развешивали бы кормушки в парке. Ведь зимой так холодно и голодно.
Свиристель: Размером я, примерно, со скворца. Горжусь своим хохолком на голове. Мне нравится мой розово-серый наряд. Крылья мои черные с желтыми и белыми полосками, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса. Я яркая и красивая птица. Пища моя – ягоды, молодые побеги и насекомые. Моя песенка – это журчащая трель (Свири-свири-ри)
Воспитатель: Все эти птицы нам знакомы, они обитают в нашей Белгородской области.
Далее небольшой видеофильм про синицу.
Игра «Разрезные картинки – собери птицу из частей»
Воспитатель: Чье изображение вы выложили? Сравните изображение с целой картинкой. Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезные картинки в конверты.
Игра «Превращалочка»
Воспитатель: Чики-чики-чикалочка
Игра – превращалочка:
Вокруг себя обернись
И в зимующую птичку
По своему желанию превратись!
Дети надевают шапочки, у кого нет.
Подвижная игра «Перелет птиц во время снежной бури»
Воспитатель: По сигналу «Солнышко» птицы «летают», «клюют», «прыгают», «чистят перышки»
По сигналу «Ветер! Буря! » Летят, ищут укрытие, прячутся в «гнездышки» (в два обруча лежащих на полу), за «сугроб». Не успевшие, залететь в укрытие, выбывают из игры.
Воспитатель: Молодцы, «птички», все дружно спрятались и сумели сохранить всю свою стаю.
Дети, как мы можем помочь пережить холода зимующим птицам?
Дети читают стихотворение:
Трудно птицам зимовать
Надо птицам помогать.
Снегирь и сорока, и клест, и синицы,
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно, же сами.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы уже принесли утром кормушки, которые смастерили с родителями. Теперь птицам не страшны холода.
Релаксация «Волшебный сон»
(дети ложатся на ковре на спину)
Воспитатель:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело;
Будто мы лежим на травке,
На зеленой на муравке.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Потянуться! Улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!
Итог игрового занятия:
Что нового узнали во время игры?
С какими птицами познакомились?
Чем больше всего запомнилась игра?
Что вызвало затруднение?
Детям вручаются медальки, и раскраски с изображением птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности детей....
Комплекс мероприятий для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Данный практический материал нацелен на приобщение к движению детей под музыку, которые в повседневной жизни проявляют неловкость, заторможенность. Таким детям необходима помощь для обретения чувства ...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»...
Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития по теме «Зима. Зимующие птицы» в старшем дошкольном возрасте
Презентация на тему "Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития по теме «Зима. Зимующие птицы» в старшем дошкольном возрасте"!...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Познавательный квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи «Команда спасателей чудес и волшебства»
Тема «Команда спасателей чудес и волшебства»Образовательные областиПознавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитиеИнтеграция видов деятельностиКоммуникативная...