Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц  нашей Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.zimuyushchie_ptitsy.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция познавательно-речевого и физического  развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей  направленности с тяжелым нарушением речи)

Цель:

Развитие познавательных способностей; развитие общей и мелкой моторики;

Задачи:

 Образовательный аспект: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зиме и зимующих птицах нашей Белгородской области;  

Развивающий аспект: создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических и мыслительных операций; учить использовать притяжательные прилагательные к существительным; глаголы (слова действия); упражнять детей в умении согласовывать движения со словами, развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать двигательные навыки; уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательный аспект: создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней; воспитывать сплоченность между детьми.

Материал: интерактивная доска, материал по зимующим птицам для неё; картинки перелетных и зимующих птиц,  снежинки из бумаги 10 шт., дидактическая игра «Разрезные картинки – собери птицу по частям», два обруча «большой сугроб», шапочки зимующих птиц, кормушка для птиц.

Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала; работа с родителями – изготовление кормушки для птиц.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Зима», пословиц, поговорок, загадок;  разучивание логоритмических упражнений, физминуток, д/игр по теме, просмотр видеофильмов о птицах, наблюдение на прогулке, изготовление книжек-малышек совместно с родителями, рисование, лепка птиц, конструирование - оригами.

Ход занятия

Воспитатель: Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает изумруды зелени, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает золотом листьев, а зима щедро укутывает серебром снежинок.

Снег, снежок летит, кружится

Что ты шепчешь нам, ЗИМА?

Пролетаешь ты как птица,

Перья сыплешь из крыла

Все дорожки и тропинки,

Пухом белым замело

И морозом так чудесно

Разрисовано стекло!

Развитие мелкой моторики (дети выполняют движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения).

        Раз, два, три, четыре, пять,

        К нам зима пришла опять.

        (дети шагают на месте)

Что зима нам принесла?

 (разводят руки в стороны)

Ветер, снег и холода

(хлопают в ладошки)

От времени года зависит погода

(поднимают вверх указательный палец)

Воспитатель: Зима длится три месяца. Народ дал каждому месяцу  определение: декабрь – студень; январь – сечень; февраль – лютый.

- вспомните пословицы и поговорки о зимних месяцах

Дети: (предполагаемые ответы) Декабрь – год кончает, а зиму начинает; Декабрь – студенец;

Январь – году начало, зиме середина; Январь – крыша зимы; Февраль ветродуй, вьюговей бокогрей; В феврале два друга – мороз да вьюга.

Игра «Кто больше назовет признаков зима?»

Дети становятся в круг, по которому передается «волшебная снежинка», каждый ребенок называет признак зимы:

- зимой деревья и кусты стоят без листьев;

- снег покрывает все вокруг;

- на улице мороз;

- прилетают снегири и свиристели;

- заяц меняет цвет шубки на белый;

- замерзают реки, озера;

- на оконных  стеклах морозные узоры;

- медведь спит в берлоге;

- нет насекомых;

- солнце светит, да не греет;

- катаются на санках, коньках, лыжах;

- у клестов появляются птенцы;

(С остановкой музыки ребенок называет признак зимы)

Воспитатель: Повела Зима над нами

     Снеговыми рукавами

     И рассыпала снежинки

     На поля и на луга…

Ребята, сколько лучей имеет снежинка? Какую форму? Все ли снежинки одинаковые? (ответы детей) Поднимем по одной снежинке и все назовите по одному красивому слову про снежинку («Снежинка какая?») Ответы детей (белая, холодная, вырезная…)

Дыхательная гимнастика со снежинкой.

Сделайте глубокий вдох, а на выдохе подуйте на снежинку (повторить 2-3 р.) Что делает снежинка: кружится, летит, раскачивается, колышется, порхает,  ложится, садится и т.д.

Воспитатель: Кладите снежинки под березку. Пусть ей будет теплее, а наша игра продолжается.

Игра «Карусель»

Закружила метель,

Словно чудо –карусель

Все дорожки замела

Нам подарок принесла

(дети проговаривают слова двигаясь по кругу друг за другом)

Воспитатель: «Птичек»

Дети имитируют птиц посредством пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика

И.п. Руки расположить перед собой (ладонями к себе) Большие пальцы переплести – это «голова» птицы остальные пальцы «крылья». Помахать ими.

Птицы летели

(помахать крыльями)

Сели посидели

(прижать ладони к груди)

Дальше полетели.

Ориентировка в пространстве: вправо, влево, вверх, вниз, далеко, близко, с проговариванием чистоговорки:

«Ворона на воротах,

 сорока на пороге,

 воробей на дороге».

 Игра продолжается:

Дети: Закружила метель

Словно чудо карусель,

Все дорожки замела

Нам в подарок принесла.

Воспитатель: «Деревья»

Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле,

Каждое старается

К небу к солнцу тянется.

Вот подул холодный ветер,

Закачались сразу ветки,

Вправо-влево, взад – вперед,

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна,

Наступила тишина.

Воспитатель: Что вы можете сказать о деревьях зимой? Начните ответ со слова «деревья». (Предполагаемые ответы детей: деревья голые, заснеженные, покрыты инеем…)

Воспитатель: Нужны ли птицам деревья? (ответы детей)

Воспитатель подводит итог: Лес – дом для птиц и зверей. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? От какого слова образовано слово зимующие? (Ответы – зима) 

Каких зимующих птиц вы знаете? Смотрим на экран  монитора и называем птиц.

Воспитатель беседует с детьми о птицах по презентации на интерактивной доске.

- Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредных грызунов и насекомых. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира. Кто из нас не замирал, прислушиваясь к пению иволги или проплывающими в небе стаями лебедей.

Посмотрите, сколько  птиц нас встречает. Каких птиц мы видим на доске? Ответы детей (снегиря, сойку, сороку, дятла, синицу, свиристель)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: зимующие

Снегирь: Я маленький, красивый черно-крылый, красногрудый. Не боюсь простудиться. Прилетаю к вам с первым снегом. Живу в скверах лесах, огородах. Питаюсь семенами деревьев, почками, ягодами, под корой никому насекомых. Не откажусь от корма, которой мне насыплют в кормушку.

Сойка:  Размером я чуть мельче вороны. Буровато-серая с коротким круглым хвостом. Крылья, хвост и усы у меня черные. Горло, надхвостье и пятна  на крыльях белые. На крыльях у меня есть ярко-голубое с черными полосками «зеркальце». Я умею поднимать хохолок. Питаюсь орехами, семенами шишек, желудями, ягодами, насекомыми. Песня моя – громкий треск. Умею подражать пению других птиц. Умею кричать: ЧЖЭЭ!

Сорока: Я черно-белая птица с длинным ступенчатым хвостом и крепким клювом. В полете я машу крыльями часто, либо скольжу по воздуху. Питаюсь различными мелкими животными, птенцами, яйцами и плодами. Песня – стрекотание.

Дятел: Я пестрый дятел. Посмотрите какой я красивый. Я как будто во фраке – белый с черным, в красном колпачке, хвост у меня тоже с краснинкой. А мой клюв крепкий как инструмент – долото. Я клювом могу целое дупло выдолбить – квартиру для белок, скворцов и других желающих зверей и птиц. Но мой клюв в первую очередь кормит меня: жуков –короедов достает, шишки раздалбливает, семена расклевывает.

Воспитатель: У дятла узкий и длинный язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Зимой дятел кормится семенами сосен и елей. Сорвет шишку и несет в свою кормушку – щель в дереве. Зажмет шишку, упираясь хвостом в ствол дерева и за 5 минут выберет все семена. Целый день работает дятел и под деревом скапливается гора пустых шишек.

Синица: Я маленькая желтобрюхая синичка. Я живу в парке. Посмотрите, какая я изящная и красивая. Я не могу сидеть без движения. Иногда я даже могу порхать с ветки на ветку, подвешиваться вниз головой. Ни одна птичка не может преодолеть такой трюк. Моим тонким клювом очень трудно вытаскивать насекомых из-под коры деревьев, которые, запрятались на зиму. Иногда я лакомлюсь семенами деревьев – клена, рябины. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята подкармливали нас, развешивали бы кормушки в парке. Ведь зимой так холодно и голодно.

Свиристель: Размером я, примерно, со скворца. Горжусь своим хохолком на голове. Мне нравится мой розово-серый наряд. Крылья мои черные с желтыми и белыми полосками, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса. Я яркая и красивая птица. Пища моя – ягоды, молодые побеги и насекомые. Моя песенка – это журчащая трель (Свири-свири-ри)

Воспитатель: Все эти птицы нам знакомы, они обитают в нашей Белгородской области.

Далее небольшой видеофильм про синицу.

Игра «Разрезные картинки – собери птицу из частей» 

Воспитатель: Чье изображение вы выложили? Сравните изображение с целой картинкой. Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезные картинки в конверты.

Игра «Превращалочка»

Воспитатель: Чики-чики-чикалочка

     Игра – превращалочка:

    Вокруг себя обернись

    И в зимующую птичку

    По своему желанию превратись!

Дети надевают шапочки, у кого нет.

Подвижная игра «Перелет птиц во время снежной бури»

Воспитатель: По сигналу «Солнышко» птицы «летают», «клюют», «прыгают», «чистят перышки»

 По сигналу «Ветер! Буря! » Летят, ищут укрытие, прячутся в «гнездышки» (в два обруча лежащих на полу), за «сугроб». Не успевшие, залететь в укрытие, выбывают из игры.

Воспитатель: Молодцы, «птички», все дружно спрятались и сумели сохранить всю свою стаю.

 

Дети, как мы можем помочь пережить холода зимующим птицам?

Дети читают стихотворение:

Трудно птицам зимовать

Надо птицам помогать.

Снегирь и сорока, и клест, и синицы,

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно, же сами.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы уже принесли утром кормушки, которые смастерили с родителями. Теперь птицам не страшны холода.

Релаксация «Волшебный сон»

(дети ложатся на ковре на спину)

Воспитатель:

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело.

И расслаблено все тело;

Будто мы лежим на травке,

На зеленой на муравке.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать!

Итог игрового занятия: 

Что нового узнали во время игры?

С какими птицами познакомились?

Чем больше всего запомнилась игра?

Что вызвало затруднение?

Детям вручаются медальки, и раскраски с изображением птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта  по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности  детей....

Комплекс мероприятий для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Данный практический материал нацелен на приобщение к движению детей под музыку, которые в повседневной жизни проявляют неловкость, заторможенность. Таким детям необходима помощь для обретения чувства ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»...

Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития по теме «Зима. Зимующие птицы» в старшем дошкольном возрасте

Презентация на тему "Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития по теме «Зима. Зимующие птицы» в старшем дошкольном возрасте"!...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Познавательный квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи «Команда спасателей чудес и волшебства»

Тема «Команда спасателей чудес и волшебства»Образовательные областиПознавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитиеИнтеграция видов деятельностиКоммуникативная...