Конспект НОД о дружбе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД по ФЦКМ для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД о дружбе.
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
- Образовательные:
активизировать словарь по данной теме;
закреплять знания детей пословиц и поговорок о дружбе, положительных и отрицательных качествах характера человека;
продолжать учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;
- Развивающие:
развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения;
развивать мыслительную активность, культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли);
развивать умение участвовать в совместной игре;
- Воспитательные:
закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
воспитывать культуру общения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
План:
1. Приветствие.
2. Составь слово.
3. Мозговой штурм.
4. Игра «Семья слов».
5. Инсценировка.
6. Игра «Оцени качество».
7. Упражнение « Паутинка добрых слов».
8. «Танец друзей».
9. Игра «Определи настроение».
10. Упражнение « Покажи настроение».
11. Игровое упражнение «Собери картинку».
12. Пословицы и поговорки о дружбе.
13. Составь правила.
14. Рисование портретов.
15. Завершение занятия.
Оборудование: письмо, кирпичи из картона для дома, буквы, цветные карандаши, маленькие и большие кружки для рисования; пиктограммы эмоций, клубок ниток, разрезные картинки, шкатулка с бумажными сердечками.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема для разговора. Эта тема посвящена дружбе и друзьям.
В зал бросают письмо.
Воспитатель:
Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.
Дети: Письмо прислала Шапокляк.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?
Дети: Да, она улетела на воздушных шариках.
Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.
Воспитатель: Как же можем помочь Шапокляк?
Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.
Воспитатель: Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы. Готовы? Тогда давайте для начала мы с вами поучимся действовать сообща, вместе, потому что если мы вместе, нам под силу преодолеть любые препятствия. Вставайте в круг и выполняйте движения вместе со мной.
Что за чудо-чудеса,
Раз рука и два рука,
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить!
Посмотрите, ребята, сейчас вы держите за руку своего друга. Именно руки ваших друзей будут сегодня вашими помощниками и опорой.
Хотите заложить первый кирпич дружбы? Тогда приступим к выполнению первого задания.
Подходят к доске, на которой вразброс прикреплены буквы.
1 задание: Составь слово. Нужно составить слова из букв, которые находятся перед вами на доске: р д у б а ж.
Какое слово получилось?
«Мозговой штурм» - что такое дружба?
Дети: Дружба- это быть добрым,; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным к другу; уметь сочувствовать ( если радость у друга, то порадоваться с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым, честным.
Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: С улыбки, с доброго слова.
Воспитатель: А с кем можно дружить?
Дети: С тем, кто нравится тебе. С тем, кто делится с тобой. С тем, кто не обижает тебя.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Дети: Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.
Воспитатель: Друзья познаются в счастье или в беде?
Дети: В беде друзья всегда помогут.
Воспитатель: Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?
Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.
Воспитатель: Правильно. Ребята, как вы думаете, у слова «дружба» есть слова-родственники?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Давайте их назовем.
Дети: Друг, дружочек, дружище, дружить, друзья, подруга, подружиться, дружные.
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома дружбы.
Воспитатель прикрепляет кирпич из картона на доску.
Воспитатель: Ребята, а бывает, что вы ссоритесь? Из-за чего?
Дети: Из-за игрушек, из-за того, что кто-то не делится , не уступают друг другу.
Воспитатель: Итак, самые частые причины- вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же дело и не уступаете друг другу. Представьте себе двух друзей, Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Как помочь им не поссориться, давайте посмотрим.
Воспитатель выбирает двух детей для участия, выдает им маски зверей. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой.
Инсценировка стихотворения « Заяц и Ежик на качелях».
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Заяц и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Заяц качели себе потянул.
Заяц:» Я- первый!»
А Ежик: « Нет, я!».
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся:
« Значит, ты, Еж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком?
Дети: Потому что Ежик не уступил ему качели.
Воспитатель: Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?
Дети: Сначала пусть один покачается, а потом другой. Им нужно договориться между собой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, договорятся ли Заяц и Ежик.
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Заяц и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул
Заяц качели себе потянул.
Заяц сказал: « Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!».
Подведение итогов.
Воспитатель: Скажите, ребята, правильно ли поступил Заяц?
Дети: Да, правильно.
Воспитатель: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?
Дети: Уметь договариваться.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какой может быть дружба?
Дети: Крепкой, долгой, вечной, настоящей.
Воспитатель: Что помогает, а что мешает дружбе?
Дети: Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывание, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Воспитатель: Правильно. Ребята, вы говорите- доброта, вежливость, грубость, упрямство, - а что это за слова? Что они обозначают?
Дети: Это качества характера людей.
Воспитатель: Верно. Это качества, или черты характера человека, то, что часто проявляется в его поведении .А на какие две группы можно разделить качества людей?
Дети: На плохие и хорошие.
Воспитатель: Все правильно, у человека есть положительные качества, те, которыми он может гордиться, и отрицательные, те, которые мешают ему иметь друзей. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Оцени качество». Я буду называть качества людей, если вы думаете, что я называю плохое качество- сидите тихо, а если хорошее- хлопайте в ладоши.
Игра « Оцени качество». Воспитатель называет качества: аккуратность, жадность, смелость, грубость, трудолюбие, веселость, бережливость, упрямство… Дети играют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, получайте еще один кирпичик. А теперь, друзья, я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов».
У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Вале. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Дети говорят о том, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какие замечательные комплименты вы говорили своим товарищам, в них столько любви, дружбы, привязанности. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.
Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Воспитатель: Третий кирпичик дома дружбы мы заложили. И, раз у нас у всех такое радостное настроение, давайте отдохнем и потанцуем. Но станцуем не простой танец, а танец дружбы.
Танец дружбы.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Ставим четвертый кирпичик..
Игра «Узнай настроение».
Воспитатель: Ребята, а с каким человеком приятнее общаться- с тем, который хмурый, злой, или с тем, кто улыбается? Скажите, а как можно определить настроение у человекa? Правильно, по лицу. У людей бывает разное настроение, от которого зависит выражение лица. Глядя на лицо, можно сказать, что чувствует человек. Человек бывает добрый, злой, радостный, возбужденный, испуган, огорчен, спокоен. Вот здесь расположены лица людей с разными настроениями. Расскажите, пожалуйста, какое настроение у этих людей?
Дети по очереди берут указку и называют настроение людей: « У этого человека веселое настроение, он улыбается. Этот человек грустит, удивился, испугался, разозлился…
Воспитатель: Правильно определили настроение каждого человечка. А теперь давайте сделаем наоборот: вы изобразите настроение на своих лицах по моей команде. Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался (удивился, опечалился, разозлился, обрадовался) покажи.
Игра « Раз, два, три… покажи».
Воспитатель: А как еще можно узнать настроение человека? Правильно, по интонации, с которой он говорит. Иногда от интонации, с которой мы что-то говорим, зависит и настроение. Я предлагаю вам повторить с разной интонацией предложение « Здравствуйте, друзья».
Воспитатель вызывает детей и просит их повторить предложение радостно, задумчиво, испуганно, с обидой, со злостью…Дети выполняют.
Воспитатель: Справились с заданием, вот и следующий кирпичик. А для того, чтобы выполнить следующее задание, вы можете оказывать помощь и поддержку друг другу. Давайте с вами разделимся на две команды и подойдем к столам. На столах вы видите части двух разрезанных картинок. Нужно собрать эти картинки.
Дети собирают картинки.
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображен?
Дети: Кошка и собака.
Воспитатель: Можно ли назвать кошку и собаку друзьями?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова?
Дети: Значит, постоянно ссорятся, ругаются.
Воспитатель: Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань- эти слова, эти действия подходят к слову «дружба»? А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому сказать мирно! Получайте еще один кирпичик.
Воспитатель: Чтобы получить еще один кирпичик, мы должны с вами вспомнить пословицы о дружбе.
Пословицы:
• Ссора до добра не доводит.
• Нет друга – ищи, а нашел, береги.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Один за всех, и все за одного.
• Человек без друзей, что дерево без корней.
• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
• Лучше честный враг, чем коварный друг.
• Друг за друга держаться - ничего не бояться.
• Друзья познаются в беде.
• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
• Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
• Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
• Друг спорит, а враг поддакивает.
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц о дружбе! Еще один кирпичик дома дружба мы заложили. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни.
Дети называют правила дружбы, воспитатель прикрепляет таблички с правилами на доску.
• Быть добрым.
Быть честным.
• Быть вежливым.
• Быть отзывчивым.
• Уступать.
• Помогать другу.
Воспитатель: Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Получите еще один кирпичик. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым. Но, чего-то, по-моему, не хватает?
Дети: Людей. Жильцов.
Воспитатель: Кто будет жить в доме Дружбы? В окошках нужно поместить друзей, чтобы было светло, весело! У меня в шкатулке есть кружочки. Это ваши друзья, но они заколдованные. Давайте расколдуем их. Проходите к столам, и нарисуйте портреты своих друзей, которых вы хотите поселить в нашем доме.
Звучит спокойная музыка, дети рисуют.
Воспитатель: А сейчас каждый пусть расскажет, кого он нарисовал, опишет качества своего друга, его настроение.
Дети рассказывают о своих друзьях, и помещают их портреты в окна Дома дружбы.
Воспитатель: Замечательные работы у вас получились. Посмотрите, как озарился дом Дружбы, радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец!
Звучит веселая музыка и входит Шапокляк.
Шапокляк: Здравствуйте, дети и взрослые! Вы меня узнали?
Дети: Здравствуйте, Шапокляк!
Шапокляк: А вы получали мое письмо?
Дети: Получали.
Воспитатель: Посмотрите, уважаемая Шапокляк, мы построили для Вас Дом Дружбы, как Вы и просили. Но только помните, дорогая Шапокляк, что Вы обещали нам в своем письме больше не хулиганить и никого не обижать.
Шапокляк: Конечно. Обещаю вам. Я теперь буду доброй, ведь у меня теперь есть друзья. Спасибо вам, ребята, за помощь. У меня для вас есть угощение.
Воспитатель: Спасибо, Шапокляк! Ребята отнесут угощение в группу и поделятся им с другими детьми.
Воспитатель: Я еще раз убедилась в том, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить. А чтобы дружба между вами становилась крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание( каким надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.
Дети говорят пожелания.
Воспитатель: Теперь я спокойна за вас, копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе. Спасибо вам, ребята, за работу, прощайтесь с гостями и проходите в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "О дружбе и друзьях"
Данное занятие рекомендовано проводить с детьми младшего школьного возраста. Цель занятия: развивать связнуую речь детей, закрепить знания детей о положительных и отрицательных качеств характера, науч...
конспект открытого заняти "Дружба- главное чудо"
Открытое занятие...
Конспект интегрированного занятия «Дружбу уважай, друзей своих не обижай» для детей средне – старшего возраста (4-6 лет)
данное занятие занятие воспитывает у детей дружеские взоимоотношения; привычкуиграть, трудиться, заниматься сообща....
Конспект НОД "Секреты Дружбы"
Нод в старшей группе....
Конспект развлечения «Фестиваль дружбы»
Конспект развлечения для старших и подготовительных групп Тема: «Фестиваль дружбы»....
Конспект мероприятия "Радость дружбы"
Занятие направлено на сплочение детей, формирование стремления совершать добрые поступки, с вниманием и толерантностью относиться к окружающим, ценить дружбу....
Конспект НОД "Мир дружбы"
Конспект НОД "Мир дружбы"...