Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического направленности «Умелые ручки» 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Инжавинского района МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»
Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено Заведующая МБДОУ
№____ от «____» ________ 2017г Д/C «Березка»___________ Л.А.
Ивкина «___» _______ 2017 г
Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического развития «Умелые ручки»
Возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатель: Меркулова Т.И.
Инжавино, 2017 год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Возраст от 5 до 6 лет - является сенситивным периодом для развития творческих способностей индивида.
Развитие творческих способностей тесно связано с общим психофизиологическим развитием ребенка дошкольника, поэтому рассмотрение особенностей развития творческих способностей невозможно без раскрытия общих закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка 5 - 6 лет.
Дошкольный возраст - время активного развития познавательных психических процессов ребенка, памяти, внимания, мышления, речи, воображения. В старшем дошкольном возрасте все психические процессы приобретают такое качество, как произвольность, что обеспечивает основу перехода ребенка новому ведущему виду деятельности - учебе.
Важным фактором, стимулирующим развитие творческих способностей, является речь.
К 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 - 3 тысячи слов, а знают еще больше - около 14 - 15 тысяч слов.
У детей 5 - 6 лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
Наряду с развитием мышления, речи у ребенка 5 - 6 лет развивается и внимание.
К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, так же это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.
В 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Однако основным фактором развития всех психических процессов детей 5 - 6 лет все еще является игра, которая в процессе развития играет особую роль, так как является в этом возрасте ведущим видом деятельности.
В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют, будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения, которое и обуславливает развитие творческих способностей ребенка.
Развитие воображения способствует более быстрому развитию других психических процессов, усвоению новых знаний и, таким образом, подготавливает 5-6 летнего ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Стимулирование познавательной активности, создание чего-то нового как в воображении, так и в действительности, способствует тому, что у ребенка процессе творческой деятельности проявляются и развиваются творческие способности, которые, начав активно развиваться в дошкольном возрасте, продолжают совершенствоваться и в процессе обучения в школе.
Принципы построения программы
- От простого к сложному.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая развивающая среда.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Активность и самостоятельность.
- Научность.
Режим проведения занятий
Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительность 25 минут. В начале занятия создается игровая ситуация, сюрпризный момент; в ходе занятия, объяснение, показ, снятия напряжения – физ. минутки, подведение итогов. Всё проходит в игровой форме.
Направленность программы
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Представленная программа, построена на принципах, развивающего обучения, предполагающего овладения детьми определенных знаний, умений, навыков. Выявление осознание ребенком своих способностей, формирование творческих и специальных умений.
Актуальность
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, я считаю различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовала кружок.
Цель кружка:
- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;
- развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
- создать условия для детского творчества;
-обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой;
-предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение довести начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Основные формы работы кружка
Подгруппа детей 12 человек
Формы проведений занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Программа “Умелые ручки” рассчитана на 1год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка составляет 12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, со октября по май. Продолжительность занятий с группой - не более 20-25 минут .
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших работ;
- участие в конкурсах художественно -
эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
Предполагаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные консультации
Выставки детских работ
Тема | Образовательные задачи | Материалы |
Октябрь | ||
«Наш город» | Учить вырезать дома из бумаги, сложенной дважды пополам; составление панорамы с частичным наложением элементов. | Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, салфетки, клеенка, большой лист бумаги. |
«Сарафанчик расписной» | Учить приклеивать готовые детали для украшения, сочетающиеся по цвету с цветной основой. Освоение скульптурного способа лепки; развитие чувства формы и пропорций. | Цветная бумага, клей, клеенка, кисть, тряпочка |
«Машины на улицах города» | Освоение симметричной аппликации – вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. | Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, клеенка, салфетки, лекала-половинки симметричных машин. |
«Кошки на окошке» | Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы | Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, клеенка, салфетки, схемы симметричного вариантов образов кошек. |
Ноябрь | ||
«Золотая осень» | Учить обводить трафареты листьев, аккуратно вырезать и приклеивать. | Альбомный лист, трафареты, цветная бумага, клей, тряпочка, ножницы, цветные карандаши. |
«Наша ферма» | Создание образов домашних животных из овалов разной величины (большой овал – туловище, маленький овал – голова). | Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, клеенка, салфетки, фломастеры. |
Посидим у самовара | Учить обводить трафарет, вырезать и приклеивать. | Цветная бумага, фактурная бумага, ножницы, клей, картон, фломастеры. |
Декабрь | ||
«Золотая осень» | Сочетание аппликативных техник; создание коллективной композиции из вырезанных листочков для интерьера группы. | Цветная бумага, фактурная бумага, ножницы, клей, картон, краска, фломастеры. |
Ваза с фруктами | Учить вырезать осенние листья из прямоугольника путем складывания его пополам, держа за сгиб. Формировать умение из отдельных красочных листьев составлять гирлянду для украшение зала. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец, шаблон. |
Букет из листьев в вазе (с натуры) | Закреплять прием вырезания листьев и вазы путем сгибания заготовки бумаги пополам. Составлять красивый букет, используя сочетания ярких форм, с синим фоном. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Улица (коллективная работа) | Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского транспорта и размещать силуэты на плоскости. Уметь договариваться о содержании последовательности выполнения задания. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Январь | ||
Веселые неваляшки | Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать по цвету для передачи выразительного образа игрушки. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
«Заюшкина избушка» | Учить творчески воплощать тему. Обучать умению вырезать елочки приемом складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные фигуры на листе, сочетая их по цвету. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, клеенка, салфетка. |
Варежки для Снегурочки | Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Нарядная елка | Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы. Обучать созданию яркого и нарядного украшения. Формировать радостное ожидание праздника | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты. |
Февраль | ||
Снегурочка | Учить передавать выразительный образ Снегурочки (в длинной шубке с воротником, шапке, варежках) на основе соединения отдельных деталей, вырезанных знакомыми приемами | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты. |
Веселый хоровод | Закреплять умения детей вырезать предметы симметричной формы приемом складывания пополам по типу гармошки. Формировать творческие способности дошкольников в процессе декоративного украшения образцов. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты. |
Снегири, синицы. | Учить вырезать части птицы и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты. |
Зимующие в парке птицы (коллективная работа) | Учить создавать композицию с птицами, согласовывая коллективные действия детей при выполнении задания; вырезать разновидности птиц, варьируя их форму, окраску оперения (снегирь, воробей, синичка и др.). Прививать чувство удовлетворения от результата совместной деятельности. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты. |
Март | ||
Самолёт | Вырезать элементы узора и украшать ими силуэты самолёта, гармонично подбирая формы и цвета. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Парусник | Учить вырезать и наклеивать в определенном порядке основные части силуэта парусника, пользуясь приемами симметричного вырезания. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Зимняя картинка (по замыслу) | Закреплять умения детей в изображении несложной композиции на зимнюю тему. Учить выбирать ее и реализовывать в аппликации самостоятельно и творчески. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Цветик-семицветик | Вырезать овалы разного цвета, размера и составлять из них красивые цветочные композиции (на выбор). Воспитывать любовь и уважение к матери. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Апрель | ||
Герои мультфильмов | Учить вырезать и составлять композиции по содержанию знакомых мультфильмов (Винни-Пух, Крокодил Гена и др. Развивать творческое отношение к работе ее содержанию. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Ветка верба (с натуры) | Учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы обрывной аппликации для создания выразительного образа пушистой ветки. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец, бумажные салфетки. |
Узор из тюльпанов | Учить вырезать цветы и листья тюльпанов и составлять из них узор на круге, квадрате, полосе (на выбор), красиво сочетая и чередуя формы, цвета. Развивать художественный вкус детей. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Космический корабль летит к звездам | Учить вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам; украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил. | Шаблон, бумага, клей, салфетка, ножницы. |
Май | ||
Лесные жители | Учить вырезать основные части игрушки, передавая форму, расположение частей, их относительную величину в обобщенной форме красочно и ярко (лиса, белка, заяц, медведь – на выбор) | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Венок к обелиску Славы | Закреплять умение детей вырезать цветы и листья путем складывания заготовки пополам (тюльпаны, ландыши и др.) и составлять из них узорную композицию в виде венка. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Бабочки | Учить вырезать бабочку приемом сгибания прямоугольной бумаги пополам, дополнительно наклеивать украшения на крылья, усы и т.д.; выбирать цвета бумаги и красиво сочетать их. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Девочка на лугу (коллективная работа) | Учить вырезать и наклеивать силуэт девочки из отдельных частей, помещать его среди цветов, трав и бабочек. Формировать умение передавать соотношения по величине, цвету, расположению на основе. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец. |
Список используемой литературы:
Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лыкова
Простые поделки (конструирование из бумаги) Е.Г. Лебедева
Мастерим из бумаги вместе с котом Матроскиным и Шариком А.Н. Малышева
Занятия аппликацией в детском саду З.А. Богатеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"( художественно- эстетической направленности на один учебный год для средней группы. Программа кружка «Умелые ру...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Направленность программы: развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...