Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа)

Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных занятиях мы используем самое разнообразное оборудование и материалы (нетрадиционные техники рисование, игры с крупой, бусинами, шнурками, пуговицами, разнообразные настольные дидактические игры из дерева и пр).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 332»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно - эстетической направленности

«Умелые ручки»

 Возраст воспитанников: 3-4 лет

    Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:

Ремизова Ольга Юрьевна

воспитатель первой

квалификационной категории

г.о. Самара

2021 г.

        Оглавление

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание программы        

                                                                     

Методическое обеспечение  

                                                                     

Список литературы              

                                                                       

Приложение 1 "Диагностическая карта"            

                         

Приложение 2 "Общие правила техники безопасности"

Приложение 3 "Календарно-тематический план"

Пояснительная записка

  1. Новизна

Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных занятиях мы используем самое разнообразное оборудование и материалы (нетрадиционные техники рисование, игры с крупой, бусинами, шнурками, пуговицами, разнообразные настольные дидактические игры из дерева и пр).

Включение разнообразной деятельности, сменяющей одна другую в течение занятия позволяет сильнее заинтересовать детей, не вызывает быстрой утомляемости, что гарантирует наилучшие результаты проведенной работы.

  1. Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом.

Программа  способствует:

  • Развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
  • Закреплению положительных эмоций;
  • Возникновению желания трудится, и овладевать особенностями мастерства;
  1. Актуальность

Актуальность данной программы заключается в том, что содержание программы направлено на развитие у детей мелкой моторики рук.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

  1. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

  1. Цель программы:

Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

  1. Задачи:

Образовательные:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование практических умений и навыков;

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.
  1. Отличительные особенности

Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

  • самомассаж кистей рук; пальцев.
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, игрушки, счетные палочки)
  • нетрадиционные способы рисования
  • лепка из пластилина, пластилиновая картина;
  • аппликации из бросового и природного материала

Объем и сроки освоения программы:

Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Длительность одного занятия – 15 мин

Особенности организации образовательного процесса

Для достижения наилучшего результата мы используем различные формы организации занятий. Занятия проводятся со всей группой детей.

Большое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, в течение занятия педагог контролирует, анализирует и при необходимости помогает, исправляет ошибки каждому учащемуся. Так же проводится индивидуальная работа с детьми, отстающими или испытывающими сложности в процессе работы на занятиях. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и развития чувства коллективизма.

Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.

Планируемые результаты:

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

  •  полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
  • манипулировать мелкими предметами;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
  • справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
  • владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
  • развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
  • владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

Формы аттестации

  1. Изготовление альбома фотографий детских работ;
  2. Проведение выставок детских работ.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Готовая работа.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Аналитическая справка по диагностике, Выставка детских работ.

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки»

Цель: развитие у детей 3-4 лет творческих способностей средствами различных изобразительных техник.

Категория слушателей: дети младшего дошкольного возраста (3-4лет)

Срок обучения: 9 месяцев

Название разделов и дисциплин

             Количество часов

Месяц

Всего

занятий

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие

сентябрь

2

35 мин

20 мин

15мин

2.

Оттиск пальчиками

октябрь

4

1ч 05мин

20мин

45 мин

3.

Пластилинограффия

ноябрь

4

1ч 05мин

20мин

45 мин

4.

Рисование на манке

декабрь

4

1ч 05мин

20мин

45 мин

5.

Отрывная аппликация

январь

4

1ч 05мин

20мин

45 мин

6.

Рисование ватными палочками

февраль

4

1ч 05мин

20мин

45 мин

7.

Постройка фигур из строительного материала

март

4

1ч 05мин

20мин

45 мин

8.

Выложи по контуру

апрель

4

1ч 05мин

20мин

45 мин

9.

Заключительное занятие

май

2

35мин

20мин

15мин

Итого:

32

8ч 45мин

5ч 45 мин

Режим работы: 1 занятие в неделю (15 мин.-1занятие)


Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умелые ручки"

Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Структура может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

  • вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
  • основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка;
  • заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Методическое обеспечение:

Тема или раздел программы

Формы занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал,

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, игра.

Словесные, наглядные, игровые

Иллюстрации, слайды, работы воспитанников

собеседование

2

Оттиски пальчиками

Беседа, наблюдения,

практические занятия

Наглядные, словесные,

практические, изобразительные

Иллюстрации, слайды, образцы работ

Собеседование, просмотр изделий,

3

Пластилинограффия

Беседа, практические занятия

Наглядные, словесные, практические

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

Собеседование, просмотр изделий,

4

Рисование на манке

Беседа, практические занятия наблюдения, игра, практические занятия

Наглядные, практические, словесные

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

видеофильмы о мастер-классах по технике рисования на манке

Собеседование, просмотр изделий,

5

Отрывная аппликация

Беседа, практические занятия наблюдения, игра, практические занятия

Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

Собеседование, просмотр изделий,

диагностика результатив-ности

6

Рисование ватными палочками

Беседа, практические занятия, игра

Наглядные, словесные, практические,

изобразительные

Иллюстрации, слайды

Собеседование, просмотр изделий

7

Постройка фигур из строительного материала

Беседа, практические занятия наблюдения, игра, практические занятия

Наглядные, словесные, практические,

изобразительные

Иллюстрации, слайды, образцы работ

Собеседование, просмотр изделий,

диагностика результатив-ности

8

Выложи по контуру (фасоль, рис, горох)

Беседа, практические занятия наблюдения

Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

видеофильмы о мастер-классах по технике выкладывания крупой

Собеседование, просмотр изделий,

9

Итоговое занятие, развлечение

Беседы, игры, обсуждение

Наглядные, словесные

Образцы изделий воспитанников

Собеседование, просмотр изделий,

диагностика результатив-ности

Методическое сопровождение программы:

- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;

- дидактические игры; пальчиковые игры;

- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.

Показателями результативности работы является диагностическое исследование детей по методике, предложенной И. А. Лыковой в программе «Цветные ладошки», посещающих кружок в начале и конце учебного года для выявления:

  • особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства,
  • способностей к сюжетосложению и композиции,
  • умений принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу,
  • владение графическими навыками,
  • наличие творческого воображения.

  1. Методы обучения.
  • практический
  • словестный
  • наглядный

Основные методические подходы:

  • Доступность - предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
  • Наглядность - объяснение принципа работы с материалами и техники выполнения занятий. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Систематичность и последовательность - материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
  • Личностный подход в обучении - в процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.), и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.

Формы организации учебного занятия

Игра, практические занятия, мастер-классы, творческие мастерские, открытые занятия.

  1. Педагогические технологии.

Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть, и объединяет общим содержанием, сюжетом.

Здоровье сберегающая технология позволяет строить работу на занятиях, с учетом сохранения здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

  1. Алгоритм учебного занятия.

Массаж

Практическое занятие

Пальчиковая гимнастика

Рефлексия

Выставка работ

  1. Дидактические материалы:

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Дидактическая игра «Раскопки для малышей»

Разрезные картинки «Кораблик»

Развивающие карточки «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Транспорт», «Животные».

Обучающие плакаты «Зима», «Весна», «Осень», «Лето».

Материально-техническое обеспечение:  

  1. Пластилин.
  2. Доски для лепки.
  3. Цветной картон.
  4. Цветная бумага.
  5. Клей.
  6. Краски – гуашь.
  7. Альбомы для рисования.
  8. Карандаши цветные.
  9. Крупы.
  10. Текстильный материал.

11.Ватные палочки, диски.

12. Массажные мячики

  1. Настольные игры

Групповое помещение

  1. Информационное обеспечение:  
  • Интернет источники.
  • Цифровой фотоаппарат
  1. Кадровое  и предметное обеспечение:

Руководители кружка – педагоги, которые знают психолого-педагогические особенности возрастной группы обучающихся, профессионально владеет широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий. Компетентны, профессионально авторитетны.

Литература для педагогов.

Нормативно-правовая литература

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06-1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2003 № 28-02-484/16 Минобразования  России «Требования  к содержанию и оформлению  образовательных программ  дополнительного образования детей», утвержденных  на заседании  Научно – методического совета  по  дополнительному  образованию  детей Минобразования  России.
  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).

Методическая литература

  1. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, В.В. Цвынтарный ,Санкт-Петербург, 1997.
  2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, И.А.Лыкова ,Москва-2013.
  3. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей, А.В.Никитина, Санкт-Петербург, 2009.
  4. Рука развивает мозг, Любина Г. , Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  6. Веселые пальчиковые игры, Новикова О., Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  7.  Сенсорные способности малыша , Пилюгина Э.Г. ,«Мозаика-Синтез», 2003г.

Интернет ресурсы:

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  1. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
  2. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
  3. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581288
  4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  6. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml

Литература, рекомендованная детям и родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностическая карта

№ п/п

ФИО Ребенка

«Управление руками»

«Семейка»

«Зайчик»

1-й показатель — управление руками (плавность движений).

Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.

Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.

Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.

2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».

Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.

Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.

Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.

3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка»

Низкий уровень — ребенок выполняет движения не синхронно или только на одной руке, или открывает сразу по  два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.

Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.

Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Общие правила техники безопасности

1. Работу начинай только с разрешения воспитателя. Когда воспитатель обращается к

           тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными  инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном воспитателем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с клейстером

1. При работе с клейстером нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клейстер на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клейстера.

4. При попадании клейстера в глаза и рот - промыть чистой водой.

5. Не пачкать клейстером столы, стулья, одежду.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Календарно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки»

Цель: развитие у детей 3-4 лет творческих способностей средствами различных изобразительных техник.

Категория слушателей: дети младшего дошкольного возраста (3-4лет)

Срок обучения: 9месяцев

Режим работы: 1 занятие в неделю (15 мин.-1занятие)

№ п/п

Название разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Беседы

Практические

Сентябрь

35 мин

20мин

15мин

1.

Знакомство с программой "Умелые ручки", с планом работы на год.  Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

15мин

15 мин

-

2.

Раскрашивание сюжетное по замыслу

20мин

5мин

15мин

Октябрь

1 ч 20 мин

20 мин

1 ч

Оттиски пальчиками

4.

Штриховка "Овощи и фрукты"

20мин

5мин

15мин

5.

Рисование пальчиками "Дорожка к домику зайки"

20мин

5мин

15мин

6.

"Дары осени" трафарет

20мин

5мин

15мин

7.

Рисование пальчиками "Ягоды"

20мин

5мин

15мин

Ноябрь

1ч 20 мин

20мин

1 ч

Пластилинограффия

7.

"Волшебный пластилин"

20мин

5мин

15мин

8.

"Осеннее дерево"

20мин

5мин

15мин

9.

"Что нам осень принесла"

20мин

5мин

15мин

10.

"Осенние тучки"

20мин

5мин

15мин

Декабрь

1ч 20 мин

20мин

1 ч

Рисование на манке

11.

"Белые снежинки"

20мин

5мин

15мин

12.

"Следы транспорта"

20мин

5мин

15мин

13.

"Наряжаем елку"

20мин

5мин

15мин

14.

"Снеговик"

20мин

5мин

15мин

Январь

1ч 20 мин

20мин

Отрывная аппликация

15.

"Клубочки для бабушки"

20мин

5мин

15мин

16.

"Зимние тучки"

20мин

5мин

15мин

17.

"Кормим птичек"

20мин

5мин

15мин

18.

"Зимний лес"

20мин

5мин

15мин

Февраль

1ч 20мин

20мин

Рисование ватными палочками

19.

"Мороз рисует на окне"

20мин

5мин

15мин

20.

"Кораблик для папы"

20мин

5мин

15мин

21.

"Снегопад"

20мин

5мин

15мин

22.

"Яркое, зимнее солнышко"

20мин

5мин

15мин

Март

1ч 20 мин

20мин

Построение фигур из строительного материала

23.

"Ваза для бабули"

20мин

5мин

15мин

24.

"Веточка мимозы"

20мин

5мин

15мин

25.

"Рыбка в аквариуме"

20мин

5мин

15мин

26.

"Грузовая машина"

20мин

5мин

15мин

Апрель

1ч 20 мин

20мин

Выложи по контуру

27.

"Весенняя капель" (рис)

20мин

5мин

15мин

28.

"Весёлый ручеек"(фасоль)

20мин

5мин

15мин

29.

"Веселая радуга" (гречка)

20мин

5мин

15мин

30.

"Солнышко весеннее"(горох)

20мин

5мин

15мин

Май

35 мин

15мин

20мин

31.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.

15мин

15мин

-

32.

Развлечение "В гостях у Незнайки"

20мин

-

20мин

Итого:

 10ч 30мин

2ч 50мин

7ч 40мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Направленность программы:  развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Направленность программы:  развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми ...