Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа)
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных занятиях мы используем самое разнообразное оборудование и материалы (нетрадиционные техники рисование, игры с крупой, бусинами, шнурками, пуговицами, разнообразные настольные дидактические игры из дерева и пр).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 332»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно - эстетической направленности
«Умелые ручки»
Возраст воспитанников: 3-4 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Ремизова Ольга Юрьевна
воспитатель первой
квалификационной категории
г.о. Самара
2021 г.
Оглавление
Пояснительная записка | |
Учебно-тематический план | |
Содержание программы
| |
Методическое обеспечение
| |
Список литературы
| |
Приложение 1 "Диагностическая карта"
| |
Приложение 2 "Общие правила техники безопасности" |
Приложение 3 "Календарно-тематический план"
Пояснительная записка
- Новизна
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных занятиях мы используем самое разнообразное оборудование и материалы (нетрадиционные техники рисование, игры с крупой, бусинами, шнурками, пуговицами, разнообразные настольные дидактические игры из дерева и пр).
Включение разнообразной деятельности, сменяющей одна другую в течение занятия позволяет сильнее заинтересовать детей, не вызывает быстрой утомляемости, что гарантирует наилучшие результаты проведенной работы.
- Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом.
Программа способствует:
- Развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
- Закреплению положительных эмоций;
- Возникновению желания трудится, и овладевать особенностями мастерства;
- Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что содержание программы направлено на развитие у детей мелкой моторики рук.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
- Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
- Цель программы:
Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
- Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
- Отличительные особенности
Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук; пальцев.
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, игрушки, счетные палочки)
- нетрадиционные способы рисования
- лепка из пластилина, пластилиновая картина;
- аппликации из бросового и природного материала
Объем и сроки освоения программы:
Срок реализации программы – 1 год.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Длительность одного занятия – 15 мин
Особенности организации образовательного процесса
Для достижения наилучшего результата мы используем различные формы организации занятий. Занятия проводятся со всей группой детей.
Большое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, в течение занятия педагог контролирует, анализирует и при необходимости помогает, исправляет ошибки каждому учащемуся. Так же проводится индивидуальная работа с детьми, отстающими или испытывающими сложности в процессе работы на занятиях. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и развития чувства коллективизма.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Планируемые результаты:
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Формы аттестации
- Изготовление альбома фотографий детских работ;
- Проведение выставок детских работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Готовая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитическая справка по диагностике, Выставка детских работ.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки»
Цель: развитие у детей 3-4 лет творческих способностей средствами различных изобразительных техник.
Категория слушателей: дети младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Срок обучения: 9 месяцев
№ | Название разделов и дисциплин | Количество часов | ||||
Месяц | Всего занятий | Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1. | Вводное занятие | сентябрь | 2 | 35 мин | 20 мин | 15мин |
2. | Оттиск пальчиками | октябрь | 4 | 1ч 05мин | 20мин | 45 мин |
3. | Пластилинограффия | ноябрь | 4 | 1ч 05мин | 20мин | 45 мин |
4. | Рисование на манке | декабрь | 4 | 1ч 05мин | 20мин | 45 мин |
5. | Отрывная аппликация | январь | 4 | 1ч 05мин | 20мин | 45 мин |
6. | Рисование ватными палочками | февраль | 4 | 1ч 05мин | 20мин | 45 мин |
7. | Постройка фигур из строительного материала | март | 4 | 1ч 05мин | 20мин | 45 мин |
8. | Выложи по контуру | апрель | 4 | 1ч 05мин | 20мин | 45 мин |
9. | Заключительное занятие | май | 2 | 35мин | 20мин | 15мин |
Итого: | 32 | 8ч 45мин | 3ч | 5ч 45 мин |
Режим работы: 1 занятие в неделю (15 мин.-1занятие)
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умелые ручки"
Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Структура может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
- вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
- основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка;
- заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
Методическое обеспечение:
№ | Тема или раздел программы | Формы занятия | Приёмы и методы | Дидактический материал, Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Беседа, игра. | Словесные, наглядные, игровые | Иллюстрации, слайды, работы воспитанников | собеседование |
2 | Оттиски пальчиками | Беседа, наблюдения, практические занятия | Наглядные, словесные, практические, изобразительные | Иллюстрации, слайды, образцы работ | Собеседование, просмотр изделий, |
3 | Пластилинограффия | Беседа, практические занятия | Наглядные, словесные, практические | Иллюстрации, слайды, образцы изделий | Собеседование, просмотр изделий, |
4 | Рисование на манке | Беседа, практические занятия наблюдения, игра, практические занятия | Наглядные, практические, словесные | Иллюстрации, слайды, образцы изделий видеофильмы о мастер-классах по технике рисования на манке | Собеседование, просмотр изделий, |
5 | Отрывная аппликация | Беседа, практические занятия наблюдения, игра, практические занятия | Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые | Иллюстрации, слайды, образцы изделий | Собеседование, просмотр изделий, диагностика результатив-ности |
6 | Рисование ватными палочками | Беседа, практические занятия, игра | Наглядные, словесные, практические, изобразительные | Иллюстрации, слайды | Собеседование, просмотр изделий |
7 | Постройка фигур из строительного материала | Беседа, практические занятия наблюдения, игра, практические занятия | Наглядные, словесные, практические, изобразительные | Иллюстрации, слайды, образцы работ | Собеседование, просмотр изделий, диагностика результатив-ности |
8 | Выложи по контуру (фасоль, рис, горох) | Беседа, практические занятия наблюдения | Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые | Иллюстрации, слайды, образцы изделий видеофильмы о мастер-классах по технике выкладывания крупой | Собеседование, просмотр изделий, |
9 | Итоговое занятие, развлечение | Беседы, игры, обсуждение | Наглядные, словесные | Образцы изделий воспитанников | Собеседование, просмотр изделий, диагностика результатив-ности |
Методическое сопровождение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;
- дидактические игры; пальчиковые игры;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
Показателями результативности работы является диагностическое исследование детей по методике, предложенной И. А. Лыковой в программе «Цветные ладошки», посещающих кружок в начале и конце учебного года для выявления:
- особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства,
- способностей к сюжетосложению и композиции,
- умений принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу,
- владение графическими навыками,
- наличие творческого воображения.
- Методы обучения.
- практический
- словестный
- наглядный
Основные методические подходы:
- Доступность - предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Наглядность - объяснение принципа работы с материалами и техники выполнения занятий. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
- Систематичность и последовательность - материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Личностный подход в обучении - в процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.), и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Формы организации учебного занятия
Игра, практические занятия, мастер-классы, творческие мастерские, открытые занятия.
- Педагогические технологии.
Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть, и объединяет общим содержанием, сюжетом.
Здоровье сберегающая технология позволяет строить работу на занятиях, с учетом сохранения здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
- Алгоритм учебного занятия.
Массаж
Практическое занятие
Пальчиковая гимнастика
Рефлексия
Выставка работ
- Дидактические материалы:
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Дидактическая игра «Раскопки для малышей»
Разрезные картинки «Кораблик»
Развивающие карточки «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Транспорт», «Животные».
Обучающие плакаты «Зима», «Весна», «Осень», «Лето».
Материально-техническое обеспечение:
- Пластилин.
- Доски для лепки.
- Цветной картон.
- Цветная бумага.
- Клей.
- Краски – гуашь.
- Альбомы для рисования.
- Карандаши цветные.
- Крупы.
- Текстильный материал.
11.Ватные палочки, диски.
12. Массажные мячики
- Настольные игры
Групповое помещение
- Информационное обеспечение:
- Интернет источники.
- Цифровой фотоаппарат
- Кадровое и предметное обеспечение:
Руководители кружка – педагоги, которые знают психолого-педагогические особенности возрастной группы обучающихся, профессионально владеет широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий. Компетентны, профессионально авторитетны.
Литература для педагогов.
Нормативно-правовая литература
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06-1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2003 № 28-02-484/16 Минобразования России «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденных на заседании Научно – методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
Методическая литература
- Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, В.В. Цвынтарный ,Санкт-Петербург, 1997.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, И.А.Лыкова ,Москва-2013.
- 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей, А.В.Никитина, Санкт-Петербург, 2009.
- Рука развивает мозг, Любина Г. , Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
- Веселые пальчиковые игры, Новикова О., Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
- Сенсорные способности малыша , Пилюгина Э.Г. ,«Мозаика-Синтез», 2003г.
Интернет ресурсы:
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
- Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
- Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581288
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
- Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
Литература, рекомендованная детям и родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностическая карта
№ п/п | ФИО Ребенка | «Управление руками» | «Семейка» | «Зайчик» |
1-й показатель — управление руками (плавность движений).
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».
Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.
3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка»
Низкий уровень — ребенок выполняет движения не синхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Общие правила техники безопасности
1. Работу начинай только с разрешения воспитателя. Когда воспитатель обращается к
тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном воспитателем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с клейстером
1. При работе с клейстером нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клейстер на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клейстера.
4. При попадании клейстера в глаза и рот - промыть чистой водой.
5. Не пачкать клейстером столы, стулья, одежду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Календарно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки»
Цель: развитие у детей 3-4 лет творческих способностей средствами различных изобразительных техник.
Категория слушателей: дети младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Срок обучения: 9месяцев
Режим работы: 1 занятие в неделю (15 мин.-1занятие)
№ п/п | Название разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | |
Беседы | Практические | |||
Сентябрь | 35 мин | 20мин | 15мин | |
1. | Знакомство с программой "Умелые ручки", с планом работы на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | 15мин | 15 мин | - |
2. | Раскрашивание сюжетное по замыслу | 20мин | 5мин | 15мин |
Октябрь | 1 ч 20 мин | 20 мин | 1 ч | |
Оттиски пальчиками | ||||
4. | Штриховка "Овощи и фрукты" | 20мин | 5мин | 15мин |
5. | Рисование пальчиками "Дорожка к домику зайки" | 20мин | 5мин | 15мин |
6. | "Дары осени" трафарет | 20мин | 5мин | 15мин |
7. | Рисование пальчиками "Ягоды" | 20мин | 5мин | 15мин |
Ноябрь | 1ч 20 мин | 20мин | 1 ч | |
Пластилинограффия | ||||
7. | "Волшебный пластилин" | 20мин | 5мин | 15мин |
8. | "Осеннее дерево" | 20мин | 5мин | 15мин |
9. | "Что нам осень принесла" | 20мин | 5мин | 15мин |
10. | "Осенние тучки" | 20мин | 5мин | 15мин |
Декабрь | 1ч 20 мин | 20мин | 1 ч | |
Рисование на манке | ||||
11. | "Белые снежинки" | 20мин | 5мин | 15мин |
12. | "Следы транспорта" | 20мин | 5мин | 15мин |
13. | "Наряжаем елку" | 20мин | 5мин | 15мин |
14. | "Снеговик" | 20мин | 5мин | 15мин |
Январь | 1ч 20 мин | 20мин | 1ч | |
Отрывная аппликация | ||||
15. | "Клубочки для бабушки" | 20мин | 5мин | 15мин |
16. | "Зимние тучки" | 20мин | 5мин | 15мин |
17. | "Кормим птичек" | 20мин | 5мин | 15мин |
18. | "Зимний лес" | 20мин | 5мин | 15мин |
Февраль | 1ч 20мин | 20мин | 1ч | |
Рисование ватными палочками | ||||
19. | "Мороз рисует на окне" | 20мин | 5мин | 15мин |
20. | "Кораблик для папы" | 20мин | 5мин | 15мин |
21. | "Снегопад" | 20мин | 5мин | 15мин |
22. | "Яркое, зимнее солнышко" | 20мин | 5мин | 15мин |
Март | 1ч 20 мин | 20мин | 2ч | |
Построение фигур из строительного материала | ||||
23. | "Ваза для бабули" | 20мин | 5мин | 15мин |
24. | "Веточка мимозы" | 20мин | 5мин | 15мин |
25. | "Рыбка в аквариуме" | 20мин | 5мин | 15мин |
26. | "Грузовая машина" | 20мин | 5мин | 15мин |
Апрель | 1ч 20 мин | 20мин | 1ч | |
Выложи по контуру | ||||
27. | "Весенняя капель" (рис) | 20мин | 5мин | 15мин |
28. | "Весёлый ручеек"(фасоль) | 20мин | 5мин | 15мин |
29. | "Веселая радуга" (гречка) | 20мин | 5мин | 15мин |
30. | "Солнышко весеннее"(горох) | 20мин | 5мин | 15мин |
Май | 35 мин | 15мин | 20мин | |
31. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ. | 15мин | 15мин | - |
32. | Развлечение "В гостях у Незнайки" | 20мин | - | 20мин |
Итого: | 10ч 30мин | 2ч 50мин | 7ч 40мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Направленность программы: развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Направленность программы: развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми ...