Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы
методическая разработка по рисованию

Билида Анна Владимировна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podgot_risovanie.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественно – эстетическую  направленность.

Данная программа дополнительного образования  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172-14         «Санитарно-эпидемиологические         требования         к        устройству, содержанию и организации режима работы - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным         общеобразовательным         программам         дошкольных образовательных организаций».

 Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.  Художественно- творческая  деятельность – ведущий способ эстетического воспитания , основное средство художественного развития детей. Программа воплощает  новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования.   Программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и создаёт условия для развития у детей воображения, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.  

Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей одновременно  со способами  стандартной и нестандартной художественно-продуктивной деятельности, дополняет ее  в  работе с природным и бросовым материалом.

Отличительные особенности данной образовательной программы:

-интегрированность  (взаимосвязь экологии и художественно-продуктивной  

деятельности);                                                                      

   -возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6 - 7 лет, посещающих МАДОУ д / № 4 группу «Звездочки»

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов.  

Формы обучения

Форма обучения – очная.  

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах - 30 минут.

Педагогическая целесообразность

Программа строится на основе развития основных умений и навыков в области изобразительной деятельности, развития мышления и творческих способностей, положительного влияния на развитие речи и мелкой моторики, а также способствует развитию целостной и творческой личности, способной в дальнейшем самостоятельно принимать решение и обосновывать свое решение. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и творческого процесса.

Практическая значимость

Содержание данной программы построено таким образом, что используются, как традиционные приемы, так и нетрадиционные техники в изобразительной деятельности, что позволяет развить спектр представлений детей о возможностях используемых материалов и способствует развитию творческих способностей, повышению самооценки и степени удовлетворения достигнутым результатом, что очень важно в данном возрасте. Уникальность предлагаемой программы - в простом и понятном для ребенка алгоритме работы с различными материалами. «От простого к сложному…» – вот основное кредо данной программы. В данную программу включены занимательные задания для совместной деятельности взрослого и ребенка, а также с включением элементов дальнейшей самостоятельной творческой работы, такие как: коллаж, живопись, графика, бумажная пластика, рисование, аппликация, декоративно-прикладное искусство. Каждое занятие включает в себя, как минимум, два вида материалов изобразительной деятельности, будь то акварельные карандаши и акварельные краски, пастель и акварель, восковые мелки и акварель, гуашь и бумажная пластика и т.п.

Цель: Развитие творческих способностей детей через обучение нетрадиционным  и традиционным техникам художественно-продуктивной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

        -Формировать         творческое         мышление,         устойчивый         интерес         к

художественной         деятельности;        

-Развивать         художественный         вкус,         фантазию,         изобретательность, пространственное воображение.                                                              

-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих

работ.                          

-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного

творчества                

 -Знакомить         детей         различными         видами         изобразительной         техники, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.                                                     -Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Педагогические принципы реализации программы  

  1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.  
  2. Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность каждого ребенка, атмосфера.                                                          
  3. Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.        
  4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание вовлеченности         его         в         процесс         и         естественное         повышение         его работоспособности.                                    
  5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению заданий дома, открытие новых знаний.    

Планируемые результаты

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование         предпосылок         учебной         деятельности         (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности .

-Способность         к         свободному         экспериментированию         (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.  

            -Способность к активному усвоению художественного опыта.

-Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

-Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

           -Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

Организационно-педагогические условия

Срок реализации программы – 1 год.  Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая

Форма обучения - очная.  

Возраст   

Количество детей в группе

Время  занятия

6-7

от 6 до 30

30 минут

         Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7  лет:                 Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками. Интеллектуальное развитие ребенка шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.

Формы проведения итогов реализации программы:

1.Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

2.Тематические выставки в ДОУ.

3.Участие конкурсах и выставках в течение года.

4.Диагностика (проводимая два раза за период учебного года).

Формы и методы используемые на занятиях:

1.Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

2.Практические – упражнения, игровые методы.

3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.

4.Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все вышеперечисленные  методы используются в комплексе.

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью

и развития их творчества

Критерии оценки уровня  цветового восприятия.

Высокий

Пер  Передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

Средний

Ест   Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,

Низкий

цве  Цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Критерии оценки уровня ассоциативного восприятия пятна:

Высокий

Сам Самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и    фантастические образы;

Средний

Спр  Справляется при помощи взрослого

Низкий

не в  Видит образы в пятне и линиях.

        

Критерии оценки уровня изобразительных навыков: 

Высокий

Лег Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами

Средний

Исп    Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

Низкий

Рис            Рисует однотипно, материал использует неосознанно

 Критерии оценки уровня определения формы:

Высокий

Переданы точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

Средний

Есть  незначительные искажения, движения передано неопределённо

Низкий

Искажения  значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения.

Высокий

Расположение  по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

Средний

На  полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

Низкий

Композиция  не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

Учебный план.

Тема занятий

Количество часов

Путешествие по стране Рисовандии. Сказка про краски «Кто главнее?»

30 мин

«Дождик, дождик»

30 мин

«Листопад»  

30 мин

«Золотой подсолнух.»

30 мин

«Весёлый ёжик»

30 мин

«Осеннее дерево»

30 мин

Беседа о художнике И. Левитане

30 мин

«Хмурая осень. Ветреный день»

30 мин

Иллюстрация к сказке «Колобок»

30 мин

«Золотая рыбка»

30 мин

«Машины на улицах нашего города»

30 мин

«Зима»

30 мин

«Девочка танцует»

30 мин

«Снегурочка»

30 мин

«Ёлочка»

30 мин

«Снегири»

30 мин

«Зимняя фантазия»

30 мин

«Опушка зимнего леса»

30 мин

«Зайчик»

30 мин

«Матрёшка»

30 мин

«Портрет папы»

30 мин

«Дома на нашей улице»

30 мин

«Наш город вечером»

30 мин

«Наш город вечером»

30 мин

«Портрет мамы»

30 мин

«Закат над морем»

30 мин

«На далекой планете»

30 мин

«Грибы в лукошке»

30 мин

«Цветочная поляна»

30 мин

«Сказочная птица»

30 мин

«Красивая постройка»

30 мин

«Бабочка»

30 мин

«Маша и медведь»

30 мин

«Нарисуйте своих любимых животных»

30 мин

Рисование карандашами «По замыслу»

30 мин

36 занятия

1080 мин

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Номер занятия

Тема

Содержание

1

Путешествие по стране Рисовандии.

Сказка про краски

«Кто главнее?»

Дать первое представления о красках и их назначении, формировать знания и умения различать основные цвета, формировать  знания и умения работать с кистью, расширять кругозор учащихся, развивать мелкую моторику.

2

«Дождик, дождик»

Изучить новый способ создания изображения "Примакивание  кистью", учить рисовать разные по длине вертикальные и наклонные линии, дождик из тучек, передавая его характер, формировать умение получать удовольствие от работы.

3

«Листопад»  

Развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый).

Формировать умение отвечать на вопросы.  

4

«Золотой подсолнух»

Развитие и воспитание у детей коллективного взаимодействия, умения сотрудничать и уважать других. Художественно-

эстетическое развитие личности. Развитие у детей ручной умелости, правильного пользования художественными материалами.

5

«Весёлый ёжик»

Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность.

6

«Осеннее дерево»

Знакомство с жанром «пейзаж» с понятие «линия горизонта»; развивать навыки работы с красками; закрепить навыки рисования линий (дерево) кистью; развивать аккуратность.

7

Беседа о художнике И. Левитане

Познакомить с творчеством художника И. Левитана; воспитать богатство, разнообразие окружающего мира; рассказать о художниках - пейзажистах.

8

«Хмурая осень.

Ветреный день»

Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «пейзаж»; учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; учить рисовать восковыми мелками.

9

«Хмурая осень.

Ветреный день»

Передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; воспитывать художественный вкус.

10

Иллюстрация к сказке «Колобок»

Учить работать над сюжетом, над созданием образа главного героя, передавая эмоции в рисунке; развивать навыки работы с восковыми мелками; воспитать любовь к русскому народному творчеству.

11

«Золотая рыбка»

Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями.

12

«Машины на улицах нашего города»

Спросить у детей, какие виды транспорта они знают, и к какому из них относится грузовик; учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно; закреплять умение рисовать карандашами.

13

«Зима»

Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «пейзаж»; учить детей передавать в рисунке картину зимы; закреплять умение рисовать дома и деревья; развивать образное восприятие.

14

«Девочка танцует»

Учить рисовать фигуру человека; учить изображать простые движения; закреплять умения закрашивать карандашами.

15

«Снегурочка»

Вспомнить жанр изобразительного искусства

– «портрет»; помогать выразительно передавать образ Снегурочки; познакомить с русским художником В. Васнецов; развивать фантазию, учить дополнять рисунок деталями.

16

«Ёлочка»

Учить располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу); учить передавать различные по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые - темнее, молодые - светлее); развивать воображение.

17

«Снегири»

Учить рисовать птиц; развивать навыки работы с красками; развивать чувство композиции.

18

«Зимняя фантазия»

Дети задумывают сюжеты, делают наброски сложных деталей, затем рисуют, выдавливая пасту из тюбика., если нужно по сюжету, раскрашивают детали.

19

«Опушка зимнего леса»

Передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах; учить рисовать пейзаж по правилам перспективы (ближний и дальний план); развивать мелкую моторику.

20

«Зайчик»

Учить рисовать зайчика (передавать овальную форму его туловища, головы, ушей); развивать навыки работы с красками

21

«Матрёшка»

Познакомить детей с историей русской матрешки, с ее разнообразием (загорская, семеновская, полхов-майданская).

Рассмотреть их и определить, в чем сходство и различие матрешек; учить расписывать матрешку, похожую на семеновскую; закреплять умение делать простым карандашом набросок лица, рук, одежды матрешки, а затем расписывать ее красками; развивать интерес к русской культуре.

22

«Дома на нашей улице»

Уточнить представление о том, что дома бывают разные; учить определять, что общего у всех домов, чем они отличаются; закреплять знание о форме крыш; учить располагать изображение по всему листу, определять место отдельных предметов; развивать самостоятельность, активность.

23

Рисование красками «Портрет папы»

Закрепить знания детей о жанре – «портрет»; помогать выразительно передавать образ папы; вызвать у детей желание нарисовать портрет своей папы, передать в рисунке некоторые черты его облика (цвет глаз, волос); учить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

24

«Наш город вечером»

Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «пейзаж»; учить детей передавать в рисунке городской пейзаж; закреплять умение рисовать дома и деревья; развивать образное восприятие.

25

«Наш город вечером»

Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни; развивать эстетические чувства.

26

«Портрет мамы»

Закрепить знания детей о жанре – «портрет»; помогать выразительно передавать образ мамы; воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства; вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос); учить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

27

«Закат над морем»

Учить рисовать морской пейзаж при помощи восковых карандашей и черной краски; развивать мелкую моторику, чувство ритма; воспитывать аккуратность и усидчивость.

28

«На далекой планете»

Познакомить детей с историей космонавтики; закреплять навыки работы гуашевыми красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты; развивать фантазию, воображение при рисовании космоса; учить использовать пространство переднего и заднего плана.

29

«Грибы в лукошке»

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

30

«Цветочная поляна»

Учить рисовать крупные цветы, заполняя весь лист; развивать воображение.

31

«Сказочная птица»

Развивать умение создавать сказочные образы; закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображения, используя разный нажим на карандаш; развивать чувство композиции.

32

«Красивая

постройка»

Учить передавать в рисунке разные конструкции из брусков и трехгранных призм, правильно располагая их на листе; закреплять названия фигур; продолжать учить правильно закрашивать, не выходя за контур.

33

«Бабочка»

Учить рисовать бабочку, передавая симметричную форму крыльев, туловища; использовать разную палитру красок.

34

«Маша и медведь»

Учить детей создавать в рисунке образы сказок; учить передавать форму частей, их относительную величину, строение и соотношение по величине фигур; закреплять приемы рисования акварелью.

35

«Нарисуйте своих любимых животных»

Учить передавать в рисунке образы животных; учить выбирать для рисования материал по своему желанию; закреплять навыки и умения в рисовании.

36

Рисование карандашами «По замыслу»

Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение; закреплять технические навыки

Список литературы

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
  • Указ президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012
  • №599;
  • Указ президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.052012 №597;
  • Распоряжение правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012г. № 2620-р;
  • Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
  • 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной         деятельности         по         дополнительным         образовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
  • 8 сентября 2020 года N 28 «Об утверждениисанитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Для педагога:

  • Бородина Н. В. «Изобразительная деятельность в детском саду.
  • Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет». Ярославль: Академия развития, 2012г.;  
  • Выготский, Л. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.:
  • 1991г.;
  • Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.;  
  • Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера». М: Просвещение, 1994 г.;  
  • Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации». М.: Мозаика – Синтез, 2008г.;
  • Лободина  С. «Как развивать способности ребенка». СПб; 1997г.;
  • Лукин П.В. Эстетическое воспитание школьников: методика исследования, Методическое пособие/ В авторской редакции.- Таганрог: Изд-во
  • Таганрог. гос. пед. ин-та,  2001.;
  • Савенков         А.И..         «Детская         одаренность:         развитие         средствами
  • искусства». М.: 1999.;  
  • Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года». М.:
  • Мозаика – Синтез 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет

Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Направленность программы:  развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Направленность программы:  развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми ...