Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы
методическая разработка по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podgot_risovanie.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественно – эстетическую направленность.
Данная программа дополнительного образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дошкольных образовательных организаций».
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания , основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и создаёт условия для развития у детей воображения, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей одновременно со способами стандартной и нестандартной художественно-продуктивной деятельности, дополняет ее в работе с природным и бросовым материалом.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
-интегрированность (взаимосвязь экологии и художественно-продуктивной
деятельности);
-возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6 - 7 лет, посещающих МАДОУ д / № 4 группу «Звездочки»
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 часов.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах - 30 минут.
Педагогическая целесообразность
Программа строится на основе развития основных умений и навыков в области изобразительной деятельности, развития мышления и творческих способностей, положительного влияния на развитие речи и мелкой моторики, а также способствует развитию целостной и творческой личности, способной в дальнейшем самостоятельно принимать решение и обосновывать свое решение. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и творческого процесса.
Практическая значимость
Содержание данной программы построено таким образом, что используются, как традиционные приемы, так и нетрадиционные техники в изобразительной деятельности, что позволяет развить спектр представлений детей о возможностях используемых материалов и способствует развитию творческих способностей, повышению самооценки и степени удовлетворения достигнутым результатом, что очень важно в данном возрасте. Уникальность предлагаемой программы - в простом и понятном для ребенка алгоритме работы с различными материалами. «От простого к сложному…» – вот основное кредо данной программы. В данную программу включены занимательные задания для совместной деятельности взрослого и ребенка, а также с включением элементов дальнейшей самостоятельной творческой работы, такие как: коллаж, живопись, графика, бумажная пластика, рисование, аппликация, декоративно-прикладное искусство. Каждое занятие включает в себя, как минимум, два вида материалов изобразительной деятельности, будь то акварельные карандаши и акварельные краски, пастель и акварель, восковые мелки и акварель, гуашь и бумажная пластика и т.п.
Цель: Развитие творческих способностей детей через обучение нетрадиционным и традиционным техникам художественно-продуктивной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества
-Знакомить детей различными видами изобразительной техники, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. -Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Педагогические принципы реализации программы
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
- Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность каждого ребенка, атмосфера.
- Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
- Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению заданий дома, открытие новых знаний.
Планируемые результаты
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .
-Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
-Способность к активному усвоению художественного опыта.
-Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
-Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
-Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
Организационно-педагогические условия
Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая
Форма обучения - очная.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятия |
6-7 | от 6 до 30 | 30 минут |
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет: Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками. Интеллектуальное развитие ребенка шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Формы проведения итогов реализации программы:
1.Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2.Тематические выставки в ДОУ.
3.Участие конкурсах и выставках в течение года.
4.Диагностика (проводимая два раза за период учебного года).
Формы и методы используемые на занятиях:
1.Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2.Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4.Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью
и развития их творчества
Критерии оценки уровня цветового восприятия.
Высокий | Пер Передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; |
Средний | Ест Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков, |
Низкий | цве Цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. |
Критерии оценки уровня ассоциативного восприятия пятна:
Высокий | Сам Самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; |
Средний | Спр Справляется при помощи взрослого |
Низкий | не в Видит образы в пятне и линиях. |
Критерии оценки уровня изобразительных навыков:
Высокий | Лег Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами |
Средний | Исп Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами |
Низкий | Рис Рисует однотипно, материал использует неосознанно |
Критерии оценки уровня определения формы:
Высокий | Переданы точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение; |
Средний | Есть незначительные искажения, движения передано неопределённо |
Низкий | Искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. |
Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения.
Высокий | Расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; |
Средний | На полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; |
Низкий | Композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно. |
Учебный план.
Тема занятий | Количество часов |
Путешествие по стране Рисовандии. Сказка про краски «Кто главнее?» | 30 мин |
«Дождик, дождик» | 30 мин |
«Листопад» | 30 мин |
«Золотой подсолнух.» | 30 мин |
«Весёлый ёжик» | 30 мин |
«Осеннее дерево» | 30 мин |
Беседа о художнике И. Левитане | 30 мин |
«Хмурая осень. Ветреный день» | 30 мин |
Иллюстрация к сказке «Колобок» | 30 мин |
«Золотая рыбка» | 30 мин |
«Машины на улицах нашего города» | 30 мин |
«Зима» | 30 мин |
«Девочка танцует» | 30 мин |
«Снегурочка» | 30 мин |
«Ёлочка» | 30 мин |
«Снегири» | 30 мин |
«Зимняя фантазия» | 30 мин |
«Опушка зимнего леса» | 30 мин |
«Зайчик» | 30 мин |
«Матрёшка» | 30 мин |
«Портрет папы» | 30 мин |
«Дома на нашей улице» | 30 мин |
«Наш город вечером» | 30 мин |
«Наш город вечером» | 30 мин |
«Портрет мамы» | 30 мин |
«Закат над морем» | 30 мин |
«На далекой планете» | 30 мин |
«Грибы в лукошке» | 30 мин |
«Цветочная поляна» | 30 мин |
«Сказочная птица» | 30 мин |
«Красивая постройка» | 30 мин |
«Бабочка» | 30 мин |
«Маша и медведь» | 30 мин |
«Нарисуйте своих любимых животных» | 30 мин |
Рисование карандашами «По замыслу» | 30 мин |
36 занятия | 1080 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Номер занятия | Тема | Содержание |
1 | Путешествие по стране Рисовандии. Сказка про краски «Кто главнее?» | Дать первое представления о красках и их назначении, формировать знания и умения различать основные цвета, формировать знания и умения работать с кистью, расширять кругозор учащихся, развивать мелкую моторику. |
2 | «Дождик, дождик» | Изучить новый способ создания изображения "Примакивание кистью", учить рисовать разные по длине вертикальные и наклонные линии, дождик из тучек, передавая его характер, формировать умение получать удовольствие от работы. |
3 | «Листопад» | Развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый). Формировать умение отвечать на вопросы. |
4 | «Золотой подсолнух» | Развитие и воспитание у детей коллективного взаимодействия, умения сотрудничать и уважать других. Художественно- эстетическое развитие личности. Развитие у детей ручной умелости, правильного пользования художественными материалами. |
5 | «Весёлый ёжик» | Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. |
6 | «Осеннее дерево» | Знакомство с жанром «пейзаж» с понятие «линия горизонта»; развивать навыки работы с красками; закрепить навыки рисования линий (дерево) кистью; развивать аккуратность. |
7 | Беседа о художнике И. Левитане | Познакомить с творчеством художника И. Левитана; воспитать богатство, разнообразие окружающего мира; рассказать о художниках - пейзажистах. |
8 | «Хмурая осень. Ветреный день» | Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «пейзаж»; учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; учить рисовать восковыми мелками. |
9 | «Хмурая осень. Ветреный день» | Передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; воспитывать художественный вкус. |
10 | Иллюстрация к сказке «Колобок» | Учить работать над сюжетом, над созданием образа главного героя, передавая эмоции в рисунке; развивать навыки работы с восковыми мелками; воспитать любовь к русскому народному творчеству. |
11 | «Золотая рыбка» | Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. |
12 | «Машины на улицах нашего города» | Спросить у детей, какие виды транспорта они знают, и к какому из них относится грузовик; учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно; закреплять умение рисовать карандашами. |
13 | «Зима» | Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «пейзаж»; учить детей передавать в рисунке картину зимы; закреплять умение рисовать дома и деревья; развивать образное восприятие. |
14 | «Девочка танцует» | Учить рисовать фигуру человека; учить изображать простые движения; закреплять умения закрашивать карандашами. |
15 | «Снегурочка» | Вспомнить жанр изобразительного искусства – «портрет»; помогать выразительно передавать образ Снегурочки; познакомить с русским художником В. Васнецов; развивать фантазию, учить дополнять рисунок деталями. |
16 | «Ёлочка» | Учить располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу); учить передавать различные по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые - темнее, молодые - светлее); развивать воображение. |
17 | «Снегири» | Учить рисовать птиц; развивать навыки работы с красками; развивать чувство композиции. |
18 | «Зимняя фантазия» | Дети задумывают сюжеты, делают наброски сложных деталей, затем рисуют, выдавливая пасту из тюбика., если нужно по сюжету, раскрашивают детали. |
19 | «Опушка зимнего леса» | Передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах; учить рисовать пейзаж по правилам перспективы (ближний и дальний план); развивать мелкую моторику. |
20 | «Зайчик» | Учить рисовать зайчика (передавать овальную форму его туловища, головы, ушей); развивать навыки работы с красками |
21 | «Матрёшка» | Познакомить детей с историей русской матрешки, с ее разнообразием (загорская, семеновская, полхов-майданская). Рассмотреть их и определить, в чем сходство и различие матрешек; учить расписывать матрешку, похожую на семеновскую; закреплять умение делать простым карандашом набросок лица, рук, одежды матрешки, а затем расписывать ее красками; развивать интерес к русской культуре. |
22 | «Дома на нашей улице» | Уточнить представление о том, что дома бывают разные; учить определять, что общего у всех домов, чем они отличаются; закреплять знание о форме крыш; учить располагать изображение по всему листу, определять место отдельных предметов; развивать самостоятельность, активность. |
23 | Рисование красками «Портрет папы» | Закрепить знания детей о жанре – «портрет»; помогать выразительно передавать образ папы; вызвать у детей желание нарисовать портрет своей папы, передать в рисунке некоторые черты его облика (цвет глаз, волос); учить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. |
24 | «Наш город вечером» | Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «пейзаж»; учить детей передавать в рисунке городской пейзаж; закреплять умение рисовать дома и деревья; развивать образное восприятие. |
25 | «Наш город вечером» | Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни; развивать эстетические чувства. |
26 | «Портрет мамы» | Закрепить знания детей о жанре – «портрет»; помогать выразительно передавать образ мамы; воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства; вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос); учить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. |
27 | «Закат над морем» | Учить рисовать морской пейзаж при помощи восковых карандашей и черной краски; развивать мелкую моторику, чувство ритма; воспитывать аккуратность и усидчивость. |
28 | «На далекой планете» | Познакомить детей с историей космонавтики; закреплять навыки работы гуашевыми красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты; развивать фантазию, воображение при рисовании космоса; учить использовать пространство переднего и заднего плана. |
29 | «Грибы в лукошке» | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. |
30 | «Цветочная поляна» | Учить рисовать крупные цветы, заполняя весь лист; развивать воображение. |
31 | «Сказочная птица» | Развивать умение создавать сказочные образы; закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображения, используя разный нажим на карандаш; развивать чувство композиции. |
32 | «Красивая постройка» | Учить передавать в рисунке разные конструкции из брусков и трехгранных призм, правильно располагая их на листе; закреплять названия фигур; продолжать учить правильно закрашивать, не выходя за контур. |
33 | «Бабочка» | Учить рисовать бабочку, передавая симметричную форму крыльев, туловища; использовать разную палитру красок. |
34 | «Маша и медведь» | Учить детей создавать в рисунке образы сказок; учить передавать форму частей, их относительную величину, строение и соотношение по величине фигур; закреплять приемы рисования акварелью. |
35 | «Нарисуйте своих любимых животных» | Учить передавать в рисунке образы животных; учить выбирать для рисования материал по своему желанию; закреплять навыки и умения в рисовании. |
36 | Рисование карандашами «По замыслу» | Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение; закреплять технические навыки |
Список литературы
Нормативные правовые акты:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
- Указ президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012
- №599;
- Указ президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.052012 №597;
- Распоряжение правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012г. № 2620-р;
- Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
- 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
- 8 сентября 2020 года N 28 «Об утверждениисанитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Для педагога:
- Бородина Н. В. «Изобразительная деятельность в детском саду.
- Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет». Ярославль: Академия развития, 2012г.;
- Выготский, Л. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.:
- 1991г.;
- Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.;
- Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера». М: Просвещение, 1994 г.;
- Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации». М.: Мозаика – Синтез, 2008г.;
- Лободина С. «Как развивать способности ребенка». СПб; 1997г.;
- Лукин П.В. Эстетическое воспитание школьников: методика исследования, Методическое пособие/ В авторской редакции.- Таганрог: Изд-во
- Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.;
- Савенков А.И.. «Детская одаренность: развитие средствами
- искусства». М.: 1999.;
- Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года». М.:
- Мозаика – Синтез 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Направленность программы: развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Направленность программы: развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми ...