Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Табунова Татьяна Леонидовна

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"( художественно- эстетической направленности на один учебный год для средней группы. Программа кружка «Умелые ручки» была разработана с учетом особенностей современного общества, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и призвана обогатить процесс детского изобразительного творчества в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Программа содержит календарно-тематическое планирование на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umelye_ruchki_sredniy_vozrast.docx71.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

 «Умелые ручки»

для детей 4-5 лет

срок обучения  1год

                                                                                             Разработала: воспитатель

                                                                                             I квалификационной категории

                                                                                                                              Табунова Т.Л.

                                                           

г. Новочебоксарск  2019

I. Целевой раздел рабочей программы

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 «Чебурашка» г. Новочебоксарска для детей 4-5лет. Предлагаемая программа написана на основе следующих  пособий: С.В.Погодина. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников.   М. «Вако» 2015.,

Н.Алексеевская. Волшебные ножницы. М. «Лист» 1998,

И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки. М. «Сфера» 2007.,

И.М.Петров. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. С-Пб. «Детство-пресс» 2000.,

А.Верхола. Чудеса из природных материалов. Делаем вместе с мамой. «Питер» 2014.,

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С.Комаровой. М. «Просвещение» 1991.,

Н.В.Бородкина. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. Ярославль, 2011.,

Н.Г.Мейстер «Лепим из бумаги».

Программа кружка «Умелые ручки» была разработана с учетом особенностей современного общества, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и призвана обогатить процесс детского изобразительного творчества в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Программа направлена на создание ситуации развития творческих способностей дошкольника, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, развития инициативы, свободного и гармоничного творческого роста детей, посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность программы:

В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку: ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Творческое развитие дошкольника начинается с познания природы, культурных традиций, и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям.

Разнообразные виды изодеятельности, такие как нетрадиционные техники рисование, лепки соленым тестом, бумагопластика.

 Использование нетрадиционных техник в изодеятельности имеют неоценимое значение в развитии личности ребенка. Такие занятия дарят ребенку радость творчества, удовольствие от проделываемой работы и от результатов своего труда. Ребенок в своем творчестве выражает свое отношение к миру, отображает свои знания об этом мире. Задача же педагога обогатить эти знания, наполнить мир ребенка новыми впечатлениями, научить ребенка переносить свои впечатления в свою творческую деятельность.

Помимо этого занятия изодеятельностью способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на развитии речи, умственной деятельности ребенка, а также приучают ребенка к усидчивости, умению довести начатое дело до конца. Совокупность этих факторов очень важна при подготовке ребенка к школе.

Цели и задачи программы:

Целью данной программы является развитие творческих способностей детей, раскрытие индивидуальности каждого ребенка, формирование художественного мышления дошкольников, способствование формированию и развитию нравственных, эстетических, а также волевых качеств детей.

Цели программы достигаются через решение следующих задач:

В лепке:

Образовательные:

- Способствовать расширению кругозора детей по декоративно - прикладному искусству;

- Способствовать обучению основным способам и приемам лепки из соленого теста;

- Познакомить детей со свойствами и особенностями лепки из соленого теста;

- Способствовать раскрытию личности ребенка через творческую деятельность;

- Формировать у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; - Формировать у детей умение передавать в лепке изображения знакомых предметов из повседневной жизни.

Развивающие:

- Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;

- Развитие конструктивных способностей, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия фантазии; усидчивости;

- Способствовать развитию у детей связной речи;

- Обогатить предметно - развивающую среду группы, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

- Развивать изобразительные умения в лепке из соленого теста у детей средней группы в процессе кружковой работы;

- Развивать у детей навыки коллективного творчества, умение работать сообща.

Воспитательные:

- Вызывать эмоциональный положительный отклик на созданные изделия;

- Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности;

- Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться хорошего результата;

- Воспитывать у детей эстетическое восприятие, положительное отношение к работе с тестом, стремление сделать красивую вещь;

- Воспитывать умение ценить и уважать свой собственный труд и труд сверстников.

В бумагопластике:

       Образовательные:

- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

-обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

Развивающие:

- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

- развитие речевых навыков;

- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

Воспитательные:

- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

В нетрадиционных техниках рисования:

             Образовательные:

-  Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

-  Обучать основам создания художественных образов.

- Формировать у детей технические навыки рисования.

- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

Развивающие:

- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в    процессе работы с различными материалами

- Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе

1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы

К концу года планируется, что дети овладеют следующими умениями:

В лепке:

- Дети освоят элементарные правила лепки из соленого теста, правила раскрашивания изделий, технику соединения деталей в несложных композициях;

- Дети научаться использовать все многообразие способов лепки (конструктивный,   скульптурный, комбинированный)

- Дети научаться реалистично изображать предметы, передавать их выразительность путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;

- Дети научаться создавать коллективные композиции из отдельных образов, частей;

- Дети смогут пополнять предметно - развивающую среду, продуктами детского творчества;

- Дети будут изготавливать поделки на праздники родителям;

- Дети научаться использовать разные приемы лепки в своих работах;

В бумагопластике:

- Дети научатся владеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.

- Дети освоят навыки работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

В нетрадиционных техниках рисования:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами

- Развитие креативности.

- Способность к активному усвоению художественного опыта.

- Развитие общей ручной умелости.

- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств, для создания художественного образа.

- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.

- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

                             II. Содержательный раздел рабочей программы

                            2.1 Описание образовательной деятельности

Основные направления деятельности в рамках кружка:

"Бумагопластика". Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

"Тестопластика". Данное направление знакомит детей с особым видом декоративно-прикладного искусства – пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.

"Нетрадиционные техники рисования". Данное направление знакомит детей с разнообразными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография, штампование, набрызг, тычкование и другие, которые помогут  всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Рабочая программа ориентирована на детей средней группы на один год обучения.  Занятия проходят во второй половине дня, два раза в неделю, длительностью 20 мин, в соответствии с возрастом. Занятия проводятся по подгруппам (8-10 детей). Срок реализации данной программы рассчитан на один год.

№ п/п

Тема

Возрастная группа

Количество

 занятий

в неделю

Количество

 часов  в неделю

Количество занятий) за период освоения программы

Количество часов за период освоения программы

1.

4-5 лет

2

40 мин

58

Итого

58

Этапы реализации программы

Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы) Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Всего 40 минут в неделю. Полный курс 8 месяцев, 58 занятий.

Основная форма занятий – групповая.

2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы.

Основной формой организации кружка является совместная деятельность педагога с детьми.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса применяются:

  • наблюдение;
  •  рассматривание;
  •  обыгрывание незавершенного рисунка;
  •  организация коллективной работы;
  •  творческие задания;
  •  рассматривание иллюстраций.

Принципы построения программы:

- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

- Самоценности (детские работы уникальны, они имеют ценность для самого ребенка и его близких)

- Синкретичности (в процессе выполнения одной работы используются различные техники и приемы)

- Сенситивности (соответствие возрастным особенностям при подборе художественных эталонов)

- Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

- Вариативности (свобода выбора материалов и эталонов для каждого ребенка)

- Сотворчества (совместная творческая деятельность детей друг с другом, с педагогом )

Методы и приемы работы с детьми:

1. одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск  детьми средствами выразительности);

2. метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

3. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

4. практический (показ приемов, оказание помощи, самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

5. эвристический (развитие находчивости и активности);

6. частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

7. метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

8. игровой: создание игровых ситуаций, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

8. мотивационный (убеждение, поощрение).

Условия реализации программы

         Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

        Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей,

        мольберт,  инвентарь, ИКТ и др.

                Данная форма работы позволяет решить задачу развития творческих способностей, овладения навыкам, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 20 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26).

Дидактический материал: презентации, использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста и др.);

 использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.);

Техническое оснащение:

ингредиенты для изготовления теста (мука, соль, вода)

цветная двухсторонняя бумага, тонированная бумага, цветные салфетки, гофрированная бумага, клей пва.

инструменты для лепки (стеки, печатки, подкладные доски, колпачки от фломастеров, пуговицы и др.)

инструменты для рисования и раскрашивания (краски акварельные, гуашь, кисти, стаканчики для воды)

дополнительный материал для создания выразительного образа: 

в лепке: бисер, бусинки, пайетки, ножницы, зубочистки, лак и др.

в рисовании: коктейльные трубочки, природный материал(листья деревьев )ватные диски, чай в пакетиках, крупы и др.

в бумагопластике: фантики от конфет и др.

     Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:

       - словесные: беседа, рассказ, объяснение;

 - наглядно-иллюстративные: рассматривание образца, иллюстрации, предметы     декоративно-прикладного искусства.

       - практические: показ приемов, оказание помощи

2.3 Способы и направления поддержки инициативы детей:

Программа предусматривает учет индивидуальных особенностей детей группы. На протяжении всей продуктивной работы необходимо следить за тем, чтобы дети находились в режиме поиска, чтобы им было интересно решать задачи посильной сложности, чтобы они испытывали удовлетворение от приложенных усилий и результатов деятельности. Необходим дифференцированный подход, чтобы дошкольники, осваивающие приёмы различных изобразительных техник быстрее других, не скучали и не теряли вкус к поиску, а у детей, испытывающих затруднения, не возникло заниженной самооценки.

Во время самостоятельной деятельности детей педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке или выполняют более сложное задание. Всё, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает у него положительное отношение. Ситуация свободного выбора помогает детям эмоционально контролировать свои действия: планировать, доводить начатое дело до конца, презентовать свои результаты и демонстрировать свою успешность. Благодаря успехам ребёнок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремится к содержательному общению.

                        2.4  Взаимодействие с семьями воспитанников:

  1. Индивидуальные беседы;
  2. консультации;
  3. информационные стенды;
  4. выставки детских работ.

III. Организационный раздел

3.1. Календарно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

1.

Волшебное тесто

Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами; способствовать развитию интереса к тесту и приемам лепки из него.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

2.

Яблоки чудесные

Лепка соленое тесто

 

Способствовать формированию умения лепить предметы округлой формы, обращая внимание на особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности); воспитывать у детей навыки самостоятельности.

Дощечки, стеки, веточки  и семена гвоздики для декора, соленое тесто.

3.

Яблоки чудесные

Раскрашивание

Познакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, наносить краску на изделия, сочетать цвета; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

4.

Красивый букет 

Рисование

Печатание растений. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность

 Засушенные листья, краска, кисти, бумага

5.

«Корзинка грибов»

бумагопластика

 Научить скатывать комочки из готовых квадратов салфеток.

Развивать мелкую моторику рук ребенка.

 Воспитывать эстетический вкус, чувство композиции и цвета.

Наклеивать аккуратно, не выходя за контур

салфетки розового, желтого, бордового, белого цветов, разрезанные на квадраты; грибы, вырезанные из картона; клей ПВА, клеенки, салфетки, игрушка белка.

Ноябрь

5.

Печенье для кукол

Лепка соленое тесто

Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; продолжать закреплять приемы скатывания шара и сплющивания для создания формы,

развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков; вызвать эмоциональный отклик от созданного изделия.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

7.

Печенье для кукол

раскрашивание

Продолжать знакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, наносить краску на изделия, сочетать цвета; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

8.

Колобок

Лепка соленое тесто

Ознакомление со свойствами соленого теста. Понимание способов и приемов лепки. Отщипывание небольших комочков теста, раскатывание их между ладонями круговыми движениями. Прикрепление маленьких лепешек-глазок. Использование зубочистки для прорезывания бровей и щечек. Прикрепление улыбки-полумесяца.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

Иллюстрации к сказке, вылепленное изделие для показа.

9.

Колобок

Раскрашивание изделия

Продолжать знакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, наносить краску на изделия, сочетать цвета; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

10.

Угощение для зайчика

Лепка соленое тесто

 Способствовать формированию умения лепить предметы удлинённой формы, слегка оттягивая и сужая пальцами один конец и скругляя другой; закреплять умение лепить предметы разной величины.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

Игрушка зайца.

11.

Угощение для зайчика

Раскрашивание

Продолжать знакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, передавать характерные особенности цвета и деталей; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

12.

Грибная полянка

Лепка соленое тесто

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание теста круговыми и прямыми движениями, сплющивание ладонями); воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Игрушка ежик.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

13.

Раскрашивание грибной полянки

раскрашивание

Продолжать упражнять детей в раскрашивании готовых изделий из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью; воспитывать стремление добиться хорошего результата.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

Декабрь

14.

Петушок-золотой гребешок

бумагопластика

Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).        

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

15.

Мороженное в вафельном стаканчике

бумагопластика

Учить, последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.        

Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА

16.

Снеговик

Лепка соленое тесто

Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины; развивать у детей мелкую моторику рук;

Соленое тесто белое и цветное, стеки, дощечки, палочки, зубочистки для создания метлы

17.

Новогодняя

елка

Лепка соленое тесто

Способствовать развитию умения передавать образ новогодней елки, используя знакомые приемы лепки; Развивать умение детей украшать изготовленные изделия дополнительным материалом (бусины, пайетки).

Соленое тесто зеленого цвета, стеки, дощечки

Декор: пайетки, бусинки.

18.

Елочные игрушки

Лепка соленое тесто

Способствовать развитию навыков лепки: разминание, раскатывание; упражнять детей в умении пользоваться новым приемом (вырезание формочкой); воспитывать положительное отношение к своей деятельности.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

Декор: бусинки, пайетки, пуговки и т.д.

19.

Елочные игрушки

Раскрашивание

Обогащать представления детей о красоте, о сочетании цветового и композиционного решения; развивать у детей творческие способности, фантазию; подводить детей к оценке своих работ.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

20.

Деревья в снегу

Нетрадиционные техники рисования

Оттиск печатками из салфетки. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, цветные краски, салфетки

21.

Снеговичок

Бумагопластика + рисование

Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

Январь

22.

Белая береза

Лепка соленое тесто

 Формировать представления детей о зиме и зимних природных явлениях; формировать умение детей изображать в лепке дерево в зимний период, используя знакомые приемы лепки; применять дополнительный материал для большей выразительности работы.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

23.

Снегири на ветке.

Рисование тычком

Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

24.

Зайка беленький сидит

 бумагопластика

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

25.

На полянку на лужок тихо падает снежок

 бумагопластика

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

26.

Калачи из печи

Лепка соленое тесто

Сравнить традиционные хлебобулочные изделия – калачи, баранки, бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к истории и традициям национальной культуры.

Дощечки, стеки, штампы, семена мака, кунжута, клей ПВА соленое тесто.

27.

Калачи из печи

Раскрашивание

Продолжать упражнять детей в раскрашивании готовых изделий из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью; воспитывать стремление добиться хорошего результата.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

28.

Улитка

Лепка соленое тесто

Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ – улитка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать желание создавать знакомые образы.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

29.

Улитка

Раскрашивание

Продолжать упражнять детей в раскрашивании готовых изделий из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью; воспитывать стремление добиться хорошего результата.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

Февраль

30.

Кудрявый барашек

 

бумагопластика

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

31.

Сердечко подвеска

Лепка соленое тесто

Вызвать желание сделать красивую поделку для друзей. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания. Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнами, бусинками, ленточками. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.

Дощечки, стеки, штампы, ленточки, бусинки, семена, крупы, соленое тесто цветное.

32.

«На что похоже?»

Нетрадиционные техники рисования

(монотипия)

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

33.

Летят самолеты

 

бумагопластика

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов

(прямоугольники, полоски), цветная бумага

клей, кисти, салфетки.

34.

Колокольчик

Лепка соленое тесто

Продолжать учить работать с тестом. Предложить для оформления поделки декоративные элементы. Развивать интерес к лепке из соленого теста.

Дощечки, стеки, штампы, природный материал

35.

Колокольчик

Раскрашивание

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой

36.

 

Овощи и фрукты для игры в «Магазин»

Лепка соленое тесто

Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки. Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто, вода для склеивания

37.

Овощи и фрукты для игры в «Магазин»

Раскрашивание

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, передавая характерные особенности окраски.  Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой.

Март

38.

Букет для мамы.

Рисование ладошками

Учить передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

39.

Разноцветные бусы

Лепка соленое тесто

Продолжать учить детей лепить предметы шарообразной формы, нанизывать бусы на толстую проволоку; способствовать развитию мелкой моторики рук, вниманию, речи.

Дощечки, стеки, штампы, цветное соленое тесто.

40.

Смотрит солнышко в окошко

Бумагопластика

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

41.

Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки

Бумагопластика

Закреплять умение аккуратно 
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в 
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

42.

Красивая птичка

Лепка соленое тесто

Формирование умения детей реалистично передавать образ птицы, пользоваться дополнительным материалом для украшения (зернышки, крупа); развивать у детей образные представления, интерес к лепке.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

43.

Красивая птичка

Раскрашивание

Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой.

44.

Волшебная страна – подводное царство.

 Рисование ладошками

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

45.

Облака – белогривые лошадки

Бумагопластика

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща .

¼ тонированного листа ватмана с изображением реки,белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

Апрель

46.

Белые кораблики

 

Бумагопластика

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

47.

Звездное небо.

Печать поролоном по трафарету; (набрызг)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

48.

Пасхальное яичко

Лепка соленое тесто

Уметь лепить овальные формы. Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто

49.

Пасхальное яичко

Раскрашивание

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Воспитывать усидчивость, аккуратность

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой.

50.

Ёжик

Лепка соленое тесто

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук, учить видеть конечный результат задуманной работы.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто. Для иголок семечки, палочки, зубочистки и др.

51.

Ёжик

Раскрашивание

Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой.

Май

52.

Божья коровка

Лепка соленое тесто

Развивать у детей умение передавать выразительный образ божьей коровки, применяя знакомые приемы лепки; для большей точности использовать дополнительный материал (усики, пятнышки); воспитывать активность, инициативу, фантазию.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

53.

Божья коровка

Раскрашивание

Развивать умение раскрашивать готовые изделия, пользоваться дополнительным материалом; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к творческой деятельности.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой, листочек из зеленого картона, клей ПВА

54.

Гусеничка

Лепка соленое тесто

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Дощечки, стеки, штампы, соленое тесто.

55.

Гусеничка

Раскрашивание

Продолжать упражнять детей в умении наносить краску на изделия из соленого теста, пользоваться кистью; способствовать развитию эстетического восприятия; вызывать чувство радости от созданной  композиции.

Готовое, высушенное изделие, гуашь, кисти, баночки с водой, листочек из зеленого картона

56.

Веселый клоун

Бумагапластика

Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

57.

«Цветочная поляна».

Рисование ватными палочками

Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

58.

Одуванчики в траве

 

Бумагопластика

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.

59.

Панно «Подсолнух»

(коллективное) 

Лепка соленое тесто

Продолжать закреплять знакомые навыки лепки, пользуясь приемами скатывания кругообразными движениями ладоней, сдавливания пальцами, расплющивания; развивать умение использовать дополнительный материал – семечки подсолнуха; подводить детей к умению эстетично оформлять свою работу, доводить начатое дело до конца.

Цветное соленое тесто , вода для склеивания деталей, семечки, дощечки для лепки, стеки.

3.2 Материально-техническое обеспечение программы

Календарный план работы построен на основе тематического принципа в соответствии с тематическим планом непосредственно организованной деятельности (НОД) основной образовательной программы «Истоки».

Используемые материалы:

1.Художественные изобразительные материалы, инструменты и приспособления

Гуашь, акварельные краски, восковые мелки, кисти разных размеров, малярные кисти, поролоновые губки, ватные палочки, фломастеры, коктейльные трубочки, стаканы для воды, пластилин, стеки, тесто (соль, вода, мука), клейстер, клей, клеевые кисти, салфетки, влажные салфетки, бумага разной текстуры и цвета, природный и бросовый материал, зубочистки, различные макаронные изделия, крупы, семечки, пуговицы, бусины, пайетки,  цветные нитки и т.д.

2. Наглядно - дидактические пособия:

Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, имеются   специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

3. Оборудование:

мольберт, магнитная доска, ИКТ

3.3 Особенности организации предметно-пространственной среды

Занятия проводятся в функциональных помещениях ДОУ: групповое помещение. Развивающая среда группы соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО обеспечивает возможность общения и совместной  деятельности детей и взрослых

Список литературы

1.С.В.Погодина. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников.   М. «Вако» 2015.

2.Н.Алексеевская. Волшебные ножницы. М. «Лист» 1998

3.И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки. М. «Сфера» 2007.

4.И.М.Петров. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. С-Пб. «Детство-пресс» 2000.

5.А.Верхола. Чудеса из природных материалов. Делаем вместе с мамой. «Питер» 2014.

6.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С.Комаровой. М. «Просвещение» 1991.

7.Н.В.Бородкина. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. Ярославль, 2011.

8.Н.Г.Мейстер «Лепим из бумаги.»

9. Гусева И. В. Игрушки из соленого теста.  СПб.: Изд. дом «Литера», 2013.- 64 с.

10. Лычагина И. А Лепка из соленого теста: 4 – 5 лет. — М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.

11.  Рубцова Е. В. Фантазии из солёного теста. – М. Издательство «Эксмо», 2008. — 64 с.

12.Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.

13.НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1

14.Рябко Н.Б.  Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического направленности «Умелые ручки» 5-6 лет

Пояснительная запискаДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Умелые ручки»

Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по проведению занятий и развитию творческих способностей «Очумелые ручки»

Программа направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Выполняя поделки и сувениры из бисера (бусин), дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся пра...