Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
методическая разработка

Ковалёва Наталья Андреевна

Цель семинара

Оказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по ранней профориентации дошкольников.

 

Задачи семинара:

раскрыть характер, условия и особенности использования активных форм в процессе профессиональной деятельности с дошкольниками;

ознакомить воспитателей с профессионально значимой информацией по оформлению уголка профориентации.

выработать гибкую систему сотрудничества дошкольных учреждений города и района с учреждениями дополнительного образования детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inova_seminar.docx163.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Дружба»  р.п. Дергачи

 

Семинар – практикум

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 старший воспитатель Ковалева Н.А

 

 

 

 

 

2024 г

 

Цель семинара

Оказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по ранней профориентации дошкольников.

Задачи семинара:

раскрыть характер, условия и особенности использования активных форм в процессе профессиональной деятельности с дошкольниками;

ознакомить воспитателей с профессионально значимой информацией по оформлению уголка профориентации.

выработать гибкую систему сотрудничества дошкольных учреждений города и района с учреждениями дополнительного образования детей.

Ход семинара:

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Детская профориентация

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

Ранняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности -

Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей,консультирование – помощь в разрешении проблем.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально-ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (2-4 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Задачи работы с детьми 5-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Реализация обозначенных задач позволит к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.

Активные формы работы

Одним из активных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является организация экскурсии на действующие промышленные предприятия и организации. Посещение предприятий позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:

- в медицинский кабинет;

- в библиотеку;

- в школу;

- в магазин;

- в аптеку;

- в парикмахерскую;

- в ателье;

- на почту;

- на приусадебный участок;

- на работу к родителям.

Воспитатель во время экскурсии может рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести конкурс рисунков по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Проводится интерактивная викторина «Угадай профессию».

Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, который позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учится быть уверенным в своих силах.

Насыщенная, четко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

– экспериментирование.

Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Можно организовать квест-игру «Город мастеров»

Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Сюжетно-ролевые игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Уголок профориентации «Кем быть»

Данный вид профориентационной работы (создание уголка) является приоритетным для разных возрастных групп, поэтому он может занимать активную позицию при создании познавательной среды в группах детского сада.

Оформление уголка профориентации следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Уголок должен привлекать интересным и актуальным содержанием, оригинальностью оформления материалов. Информация на стенде должна регулярно обновляться (ежемесячно, ежеквартально).

В уголок профориентации может входить:

• Сюжетно-ролевые игры;

• Иллюстрации профессий;

• Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры с предметами);

• Картотека художественной литературы о профессиях (стихи, рассказы, загадки);

• Куклы в костюмах.

Практическая часть.

Во второй части семинара педагогам предложено поучаствовать в

«Игротеке», в ходе которой необходимо обобщить и расширить

представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника. Педагогам было предложено поделиться на команды.

Обеим командам предлагались задания. В конце игротеки подводились итоги.

Игра "Самая, самая профессия"

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная»,

«общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая»,

«быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная».

Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»

Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.

Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.

Конкурс «Закончи пословицу»

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.

«Какой мастер - …..» (такова и работа)

«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда,… (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)

«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)

Конкурсы по единой тематике

(на примере профессии «Журналист»)

Ведущий читает загадку о профессии журналист: Почерком быстрым исписан весь лист -

Очерк в газету строчит... (Журналист.)

Игра «Волшебный мешочек».

Давайте поиграем. У меня есть «Волшебный мешочек», в котором лежит много

интересных предметов. Вы по очереди достаете предметы, называете, человеку какой профессии они необходимы. Например. Это шприц. Он нужен доктору. Доктор делает людям уколы, чтобы они не болели. Таким же образом обыгрываются остальные предметы: половник, расческа, краски, весы, руль).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Раннее трудовое воспитание профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. 

Приложение 1

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);

подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;

оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

материалы для сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игры

Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет. Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.

Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет. Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.

Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет. Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет. Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.

Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет. Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.

Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.

Сюжетно – ролевые игры

«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин»,

«Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».

Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов

для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр

Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк». Конструктор.

Куклы крупные и средние (девочки и мальчики). Кукольные коляски, соразмерные куклам.

Комплект постельных принадлежностей для кукол. Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

Кукольные кухонный шкафчик и плита. Набор чайной посуды.

Набор кухонной посуды.

Набор продуктов (объѐмные муляжи). Весы.

Касса.

Игрушечные деньги. Сумки, корзины, рюкзачки.

Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель). Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен). Светофор.

Гараж.

Руль автомобильный.

Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная). Полицейский набор.

Набор «Железная дорога».

Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета). Фуражка / бескозырка.

Штурвал на подставке.

Бинокль (подзорная труба).

Машины общественного транспорта. Машины – строительная техника.

Каска строительная. Набор инструментов.

Домашние и дикие животные и птицы. Телефон.

Набор бытовой техники.

Набор музыкальных инструментов.

 

Приложение 2

Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Задачи работы:

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

 Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;

-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

называет профессии разных сфер экономики;

различает профессии по существенным признакам;

называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

объясняет роль труда в благополучии человека;

имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

 

Дополнительно:Как интересно рассказать детям о разных профессиях?

Показать детям, как трудятся взрослые.

Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.

Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!

Рекомендации по организации социального партнерства - на слайде

 

Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый,

инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных

требований для развития детей.

 

«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».

Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.

 

Итак, вот эти 3 самых важных вопроса.

 Вопрос 1. Что ты умеешь делать лучше других?

Вопрос 2. Чем тебе нравится заниматься?

Вопрос 3. Чем ты можешь быть полезен другим людям? Что делать с этими 3 списками?

Каждый из этих трёх списков вряд ли можно составить за один раз, лучше пополнять их в течение месяца. Потом проранжировать ответы в каждом списке. Те «конкурентные преимущества», «привлекательные занятия» и «полезные дела», которые заняли места с 1 по 10, могут рассматриваться как 3 основания для профессионального самоопределения.

«Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.» (Оноре де Бальзак).

 

slide-0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации, презентация методического материала....

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации».

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации». Поможет педагогом в работе с детьми по ранней профориентации....

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Консультация для воспитателей "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"...

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....

Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Семинар – практикум«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»...

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых лю...