Музейная педагогика в ДОУ, как средство патриотического воспитания дошкольников
статья

Cкулганова Елена Николаевна

Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_gruppe.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Скулганова Елена Николаевна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Мини – музей « Удивительная роспись», как средство патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.  Учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Мини-музей – результат  совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Его  должны отличать не только научная достоверность, но и удачно найденная образная форма, чтобы информация была для ребенка запоминающейся.

Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.  

     В нашем дошкольном образовательном учреждении также ведётся внедрение музейной педагогики: создан  мини-музей «Удивительная роспись».               

Создание мини – музея проходила в  три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

 Мини-музей в группе родился с  небольшого уголка, затем выставки, посвященной народным промыслам. И в результате он стал самым излюбленным  местом нашей группы. И не случайно ведь там можно и играть,  и рисовать и рассматривать экспонаты,  переставляя их местами.

Целью  создания данного мини–музея стала: воспитание патриотизма   дошкольников  через музейную педагогику.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика, он  приобщает  детей к истокам  культуры своей страны, способствует сохранению народных традиций, развивает у детей способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Заключительный этап предусматривал  подведение итогов работы, открытие мини-музея «Удивительная роспись» в группе, организацию выставки для родителей и гостей.

Музейные экспонаты меняются в соответствии с возрастом детей. Для детей  младшей группы была организована выставка «Дымковская игрушка», «Филимоновские свистульки»;   в средней группе действовала экспозиция– «Народные промыслы» ; в старшей группе «Золотая хохлома», «Голубое чудо – гжель», «Мастера  - умельцы». Эта выставка особенно запомнилась и детям и родителям, и сотрудникам ДОУ. Дети представили себя мастерами  - умельцами народных промыслов. В своей мастерской они сначала вырезали силуэты дымковских игрушек, филимоновских свистулек, хохломской и гжельской посуды, а также вылепили их из глины,  затем подобрали материал, который им нужен для выполнения работы и приступили к росписи. Затем в приемной комнате устроили выставку, которую так и назвали «Мастера – умельцы». Выставку посетили, родители детей, сотрудники и дети ДОУ. Экскурсовод познакомил всех с работами мастеров. После выставки в приемной , работы детей разместили в мини – музее группы.

В 2018-2019  учебном году, учитывая возрастные особенности детей группы, экспонатом нашего мини-музея стала русская народная игрушка, символ России - матрешка. Общими усилиями педагогов и родителей мини-музей был пополнен новыми матрешками: деревянными, вязанными, выполненными аппликацией на ткани, изготовлен макет Матрешки, дидактические игры, выбран новый дизайн оформления.

Разделы экспозиции мини-музея «Матрешка» включают:

Раздел «Путешествие в историю» (конспекты ОД, бесед, экскурсий).

Задачи раздела: пробуждать интерес к жизни наших предков; знакомить с историей возникновения Матрешки; воспитывать уважение к своему народу.

Раздел «Такие разные Матрешки.

Задачи раздела: познакомить детей с разнообразием Матрешек, использованием разной росписи.

Раздел «Рукотворные Матрешки».

Задачи раздела: познакомить с Матрешками, выполненными своими руками.

        Музей обогатился дидактическими играми: «Укрась матрешку», «Построй матрешек в ряд», «Сложи матрешку», которые прививают любовь не только к декоративно – прикладному искусству, но и развивают математические способности.

Экспонаты музея пополняются и создаются совместно с родителями и детьми. В результате совместной творческой деятельности в мини-музее появились самодельные  расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов, дидактические игры.

 Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные, в том числе и редкие экспонаты. Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

          Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Были организованы  такие выставки как «Мастера – умельцы» (2 младшая группа), «Дымковская слобода» (средняя группа),  «Удивительная хохлома» (старшая группа),  «Гжельская посуда» (старшая группа), и др. Большое внимание мы уделяем подготовке  экскурсоводов в старшей группе, которые учатся  проводить экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
     Мы, педагоги МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области", стремимся наполнить детские сердца чувством любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству посредством мини-музея «Удивительная роспись».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...

Музейная педагогика как элемент системы нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Музейная  педагогика является инновационной технологией личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- развивающую пространственную сре...

Музейная педагогика - одно из направлений для патриотического воспитания дошкольников

Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников...

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников

Рассматривается понятие музейной педагогики, дается определения мимни музея, даются формы и методы совместной образовательной деятельности с детми в рамках мини музея....

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Музейная педагогика как средствопатриотического воспитания дошкольников» Слайд 2. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного о...