Музейная педагогика в ДОУ, как средство патриотического воспитания дошкольников
статья
Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Скулганова Елена Николаевна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"
Мини – музей « Удивительная роспись», как средство патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Мини-музей – результат совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Его должны отличать не только научная достоверность, но и удачно найденная образная форма, чтобы информация была для ребенка запоминающейся.
Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
В нашем дошкольном образовательном учреждении также ведётся внедрение музейной педагогики: создан мини-музей «Удивительная роспись».
Создание мини – музея проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
Мини-музей в группе родился с небольшого уголка, затем выставки, посвященной народным промыслам. И в результате он стал самым излюбленным местом нашей группы. И не случайно ведь там можно и играть, и рисовать и рассматривать экспонаты, переставляя их местами.
Целью создания данного мини–музея стала: воспитание патриотизма дошкольников через музейную педагогику.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика, он приобщает детей к истокам культуры своей страны, способствует сохранению народных традиций, развивает у детей способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музея «Удивительная роспись» в группе, организацию выставки для родителей и гостей.
Музейные экспонаты меняются в соответствии с возрастом детей. Для детей младшей группы была организована выставка «Дымковская игрушка», «Филимоновские свистульки»; в средней группе действовала экспозиция– «Народные промыслы» ; в старшей группе «Золотая хохлома», «Голубое чудо – гжель», «Мастера - умельцы». Эта выставка особенно запомнилась и детям и родителям, и сотрудникам ДОУ. Дети представили себя мастерами - умельцами народных промыслов. В своей мастерской они сначала вырезали силуэты дымковских игрушек, филимоновских свистулек, хохломской и гжельской посуды, а также вылепили их из глины, затем подобрали материал, который им нужен для выполнения работы и приступили к росписи. Затем в приемной комнате устроили выставку, которую так и назвали «Мастера – умельцы». Выставку посетили, родители детей, сотрудники и дети ДОУ. Экскурсовод познакомил всех с работами мастеров. После выставки в приемной , работы детей разместили в мини – музее группы.
В 2018-2019 учебном году, учитывая возрастные особенности детей группы, экспонатом нашего мини-музея стала русская народная игрушка, символ России - матрешка. Общими усилиями педагогов и родителей мини-музей был пополнен новыми матрешками: деревянными, вязанными, выполненными аппликацией на ткани, изготовлен макет Матрешки, дидактические игры, выбран новый дизайн оформления.
Разделы экспозиции мини-музея «Матрешка» включают:
Раздел «Путешествие в историю» (конспекты ОД, бесед, экскурсий).
Задачи раздела: пробуждать интерес к жизни наших предков; знакомить с историей возникновения Матрешки; воспитывать уважение к своему народу.
Раздел «Такие разные Матрешки.
Задачи раздела: познакомить детей с разнообразием Матрешек, использованием разной росписи.
Раздел «Рукотворные Матрешки».
Задачи раздела: познакомить с Матрешками, выполненными своими руками.
Музей обогатился дидактическими играми: «Укрась матрешку», «Построй матрешек в ряд», «Сложи матрешку», которые прививают любовь не только к декоративно – прикладному искусству, но и развивают математические способности.
Экспонаты музея пополняются и создаются совместно с родителями и детьми. В результате совместной творческой деятельности в мини-музее появились самодельные расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов, дидактические игры.
Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные, в том числе и редкие экспонаты. Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.
Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Были организованы такие выставки как «Мастера – умельцы» (2 младшая группа), «Дымковская слобода» (средняя группа), «Удивительная хохлома» (старшая группа), «Гжельская посуда» (старшая группа), и др. Большое внимание мы уделяем подготовке экскурсоводов в старшей группе, которые учатся проводить экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Мы, педагоги МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области", стремимся наполнить детские сердца чувством любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству посредством мини-музея «Удивительная роспись».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/26/picture-86634-1514266126.jpg)
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001914-1516905128.jpg)
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...
Рабочая программа «Народная педагогика как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»
Для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1026620-1522398142.jpg)
Музейная педагогика как элемент системы нравственно- патриотического воспитания дошкольников
Музейная педагогика является инновационной технологией личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- развивающую пространственную сре...
Музейная педагогика - одно из направлений для патриотического воспитания дошкольников
Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/05/picture-661829-1441466644.jpg)
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников
Рассматривается понятие музейной педагогики, дается определения мимни музея, даются формы и методы совместной образовательной деятельности с детми в рамках мини музея....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/16/picture-1516701-1710574109.jpg)
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Музейная педагогика как средствопатриотического воспитания дошкольников» Слайд 2. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного о...