Рабочая программа «Народная педагогика как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»
рабочая программа по окружающему миру
Для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 50.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа№1161 корпус 6
Рабочая программа
«Народная педагогика как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»
(для детей второй младшей, средней и старших групп)
Автор:
Воспитатель ГБОУ Школы 1161 корпус 6
первой квалификационной категории
Кавалжи Наталья Михайловна
г. Москва
Содержание
Введение
- Теоретическое обоснование
- Пояснительная записка
- Приоритеты
- Цели и задачи
- Организационно-методическое обеспечение
- Планирование
- Календарно-тематическое планирование в младшей группе
- Календарно-тематическое планирование в средней группе
- Календарно-тематическое планирование в старшей группе
Заключение
Список литературы
"Без памяти нет традиций,
без воспитания нет духовности,
без личности нет народа,
как исторической личности"
Академик Г.Н. Волков
Введение
Важнейшим вопросом для судьбы России, её будущего, является вопрос сохранения и развития национальной культуры. Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования, направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям, так важна. Народная педагогика отражает мысли, ожидания и устремления народа, а также его образ жизни и самосознания. В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Определяющим в развитии ребенка считается его общение с родителями, бабушками, дедушками, которых не может заменить ни один современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там находим многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем.
Теоретическое обоснование программы
Народная педагогика- часть общей духовной культуры. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что воспитание существует в русском народе столько, сколько существует сам народ, целиком относятся ко всем другим народам. Опираясь на народные методы воспитания, педагоги теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические взгляды народа как выражение практической философии, как веками накопленный опыт воспитания и обучения молодого поколения, воплощенный в разнообразных памятниках устного народного творчества.
Житейские правила и приемы воспитания- первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. Многие поговорки и пословицы, народные сказки стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выражен вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную мудрость. Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица, поговорка, любимое изречение, сказка, они разумны и к месту сказаны, соответствуют духу и традициям семьи, выражают его истинное стремление, если они понятны и близки детям, становятся поучительным, нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи.
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д. Ушинский. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах - писал он,- имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». К.Д.Ушинский верил в принцип «народ без народности- тело без души» и, опираясь на него, обосновал идею народности. Хорошо зная народные, обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу что, «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно живой образец процесса народного развития.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии праздников посвящены разным циклам календаря и отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов. Народные обрядовые праздники всегда связанны с игрой, поэтому игра- главный атрибут программы. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалочки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
В основе построения и развития программы лежит органичная связь тематического плана с временами года, народным и существующим социально-бытовым календарем. В народном календаре отражены даты и праздники, отношение предков к природе, пословицы и поговорки, а в социальном - основные праздники и даты. Такой метод построения тематического плана программы, на мой взгляд, делает ее более жизненной, связывает теоретические знания с окружающей жизнью.
Приоритеты программы
Так как предложенная программа в основном опирается на народную культуру и традиции, были отобраны следующие приоритеты:
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отражаются черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
- Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимания окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.
Рассматривая искусство как основу национальной культуры, мы считаем очень важным - знакомить с ним наших воспитанников.
- Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Народные обычаи, как в прошлые годы, так и сегодня были и остаются для людей отдушиной в их будничной жизни. Они несут в себе традиции духовного здоровья, раскрепощения, возможность посмеяться всем миром над злом и всем тем, что его воплощает.
А вместе с народными традициями и обрядами просто и мудро передавались от поколения к поколению проверенные веками важнейшие житейские истины, нормы и правила человеческого общения.
Цели и задачи программы
Цель - заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию
- Воспитание уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей.
- Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.
Организационно-методическое обеспечение
- Методы, используемые в работе по программе.
- Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
- Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
- Практические методы:
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
- Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Дидактические игры;
• Работа с различными художественными материалами;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре в ДО созданы определенные условия:
- Аудиотека с записями народных песен, мелодий, сказок.
- Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
- Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными - жанрами, художественной литературы разных народов мира.
- Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
- Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) .
- Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
Программа предусматривает самостоятельную работу детей, совместную работу детей и воспитателя, а также совместную работу с родителями и специалистами детского сада. Предусматривается участие родителей во всех запланированных мероприятий.
Предполагается, что родители воспитанников в программе будут:
- участвовать во всех праздниках (брать на себя различные роли, участвовать в подготовке и проведении, организовывать игры и представления);
- выполнять поручения, домашние задания педагогов ДОУ;
- организовывать тематических гостей;
- проявлять самостоятельную активность в реализации программы.
Календарно-тематическое планирование
Младший дошкольный возраст
Месяц | Непосредственно-образовательная деятельность | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
Январь |
|
|
|
Февраль |
|
|
|
Март |
|
|
|
Апрель |
|
|
|
Май |
|
|
|
Средний дошкольный возраст
Месяц | Непосредственно-образовательная деятельность | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
Январь |
|
|
|
Февраль |
|
|
|
Март |
|
|
|
Апрель |
|
|
|
Май |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Старший дошкольный возраст
Месяц | Непосредственно-образовательная деятельность | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
Январь |
|
|
|
Февраль |
|
|
|
Март |
|
|
|
Апрель |
|
|
|
Май |
|
|
|
Заключение
Народная педагогика- педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно – это и педагогика этнического воспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации.
Сердцевиной народной педагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, педагог сможет лучше понять своих учеников, стать подлинным воспитателем юных.
Народная педагогика - это та сфера материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. А патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству , к своему народу. Всякий народ стремился сохранить свою нацию. Цель самосохранения и есть одна из составляющих задач патриотического воспитания. Таким образом подтверждается взаимосвязь патриотизма с народной педагогикой.
Целью данного исследования было доказать, что народная педагогика является одним из основных средств формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Цель в ходе исследования была доказана посредством практического применения полученных знаний. Получилось, что детям доступнее всего и понятнее русский фольклор, так как дети эмоциональны, и им легче понять сказку, чем обыденную реальность.
Детям интересно играть с народной игрушкой, им нравится узнавать новое про свою страну, интересные факты из жизни народов. Все это ведет к активному формированию чувства патриотизма у детей.
Таким образом, доказывается гипотеза о том, что если использовать русскую народную педагогику в работе с детьми старшего дошкольного возраста, то результатом будет активный процесс формирования патриотических чувств.
Список используемой литературы
- Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9.
Народная педагогика. М.: «Педагогика», 1991.
- Дыбина, О.В. Сказка как средство патриотического воспитания/ О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2009. № 2
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс.
- Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
- Васильцова З.П, Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. – М.: Педагогика, 1983.
- Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет.сада 2-е изд., испр.и доп.,-М.: Просвещение, 1989.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебн. Для студентов сред. и высш. учеб. Завед.-М.: Академия, 1999.
- Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре// Управление в ДОУ.- 2005.-№1.
- Дегтярева М.А. Народная педагогика и патриотизм// Мир образования – образование в мире- 2003- № 1.
- Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей// Управление в ДОУ.- 2005- №1 .
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (методические рекомендации)// Управление в ДОУ- 2005- №1
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду 3-е изд., испр. И доп,- М.: Мозаика-Синтез, 2005, 208с
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации// Управление в ДОУ- 2005- №1- с36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников
Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ ТАМБОВСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о ...
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...
Консультация на тему: "Народная игрушка как одно из средств патриотического воспитания"
Консультация на тему: "Народная игрушка как одно из средств патриотического воспитания"...
Музейная педагогика в ДОУ, как средство патриотического воспитания дошкольников
Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота....
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
в статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста и воспитания бережного отношения к своей малой Родине. Особое внимание уделено приобщению детей к традициям родн...