Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка
В методической разработке представлен опыт над созданием развиваюшей предметно-пространственной среды в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Целью аналитической справки является анализ пространства детского сада для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО, а также, на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО, принципам построения РППС, и условий для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико- фонематическими нарушениями речи).
Оснащенность помещений детского сада развивающей предметно-пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства групп, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей.
Созданная в образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда отвечает следующим характеристикам:
- Безопасность предметно-пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Игровая и издательская продукция, материалы для творчества сертифицированы, соответствуют требованиям технического регламента, СанПин и др. документов, имеют психолого-педагогическую ценность. Мебель в группах и других помещениях детского сада закреплена. Помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности, экологической и пр. Уровень освещенности помещений соответствует требованиям СанПин.
- Содержательная насыщенность - обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов, в том числе игровых, спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Организация образовательного пространства и разнообразие объектов среды обеспечивает:
- активность в разных видах деятельности, проявление творчества;
- поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.
Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Имеются материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков - инструменты для работы с деревом, девочкам - для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам подобраны предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Средняя группа
Образовательные области | Оснащение РППС |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине, деревянные): «Семья», «Мое настроение», «Хорошо-плохо», «Можно-нельзя», «Мы – помощники», «Собери на прогулку мальчика, девочку». Куклы (би-ба-бо / марионетки) веселая и грустная. Куклы би-ба-бо «Семья». Игрушки-забавы. Игрушки-персонажи: куклы, животные, фигурки (семья, человечки, сказочные персонажи). Маски сказочных животных. Ролевые атрибуты и игровые комплекты одежды: доктор, парикмахер, повар, продавец, водитель, строитель, военный, семья. Игрушки-предметы: наборы посуды, наборы муляжей продуктов питания, наборы «Маленький мастер», тазики, утюг, гладильная доска, постельные принадлежности для кукол, коляски для кукол, продуктовая тележка, сумки, корзины, весы, машины крупные, специальный транспорт средний, лодка, самолет, телефон. Маркеры игрового пространства: детская игровая мебель, мебель для кукол, паркинг. Полифункциональные материалы: предметы-заместители, отрезы ткани разного размера, фактуры и цвета, крупный напольный конструктор. |
Познавательное развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине, деревянные) для формирования и развития представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, размер, количество). Развивающие игры: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, игры Воскобовича (головоломка «Змейка», «Квадрат Воскобовича»), игры Никитина («Уникуб», «Сложи квадрат»). Игрушки-головоломки. Кубики, пазлы с предметными картинками, разделенными на 4-6 частей. Набор плоскостных геометрических форм. Набор объемных геометрических тел. Объекты для исследования в действии: пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, объемные вкладыши (колпачки, конусы), стержни для нанизывания с кольцами, шарами, сортировочный ящик, крупная мозаика, застежки (шнуровки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии), тактильные дощечки, звучащие игрушки, шумовые коробочки, световые коробочки, волчки, вертушки (ветряные). Наборы атрибутов для экспериментирования: емкости, материалы, предметы орудия. Строительный материал: мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал (деревянный) с деталями геометрической формы: кубик, кирпичик, брусок, призма, цилиндр, конус. Игрушки, соразмерные строительному материалу (машинки, человечки, животные, деревья). Конструкторы, детали которых имеют разные способы крепления: LEGO, «Собирай-ка», «Кубус», магнитный конструктор, тематические конструкторы для мальчиков и девочек (LEGO, «Самоделкин»). |
Речевое развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине) для развития лексико-грамматического строя и связной речи. Атрибуты для развития речевого дыхания. Театры к программным сказкам (би-ба-бо, настольный театр фигур, театр на ковролине, театр в матрешке, пальчиковый театр, театр масок). |
Художественно-эстетическое развитие | Материалы для изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования. Бросовый материал для творческой деятельности. Дидактические игры для формирования и развития представлений об изобразительном искусстве. Детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, бубенцы, колокольчик, треугольник, трещотка, ложки, маракасы, кастаньеты). Детские музыкальные игрушки (металлофон, синтезатор, пианино, музыкальная шкатулка). Дидактические игры для формирования и развития представлений о музыкальной культуре. Предметы декоративно-прикладного искусства: матрешки с разной росписью, грибы-копилки, шкатулки деревянные игрушки (мельница, конь-каталка, богородские движущиеся игрушки, свистульки). |
Физическое развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине) для формирования и развития представлений о здоровом образе жизни. Игры на ловкость (прокати шар, попади в лунку, выбей кегли). Атрибуты для организации двигательной деятельности: ОРУ (мячи (резиновые, массажные), обручи, гимнастические палки, ленты на кольцах, флажки, платочки); ОВД («дорожка здоровья» (коврики разных видов), канаты разных диаметров, куб деревянный малый для прыжков, корзина для метания мячей, кольцеброс, кегли, дуги). |
Старшие, подготовительные группы
Образовательные области | Оснащение РППС |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине, деревянные) для формирования и развития представлений о себе и своей семье, о безопасности жизнедеятельности, о труде людей, для развития эмоциональной сферы. Куклы (би-ба-бо/марионетки) веселая и грустная. Куклы би-ба-бо «Семья». Игрушки-персонажи: куклы, животные, фигурки (семья, человечки, сказочные персонажи). Маски сказочных животных. Ролевые атрибуты и игровые комплекты одежды: доктор, парикмахер, повар, продавец, водитель, строитель, инспектор ГИБДД, спасатель, сотрудник авторемонтной мастерской, мастерской по ремонту бытовой техники, военный, семья. Игрушки-предметы оперирования: Наборы посуды, наборы муляжей продуктов питания, наборы «Маленький мастер», тазики, утюг, гладильная доска, постельные принадлежности для кукол, коляски для кукол, продуктовая тележка, сумки, корзины, весы, кассовый аппарат, телефон, часы, грузовые машины средние, средние и мелкие автомобили разного назначения, специальный транспорт, набор дорожных знаков и светофор для мелкого автотранспорта, лодки, корабли, самолеты, вертолеты, набор военной техники, железная дорога. Маркеры игрового пространства: детская игровая мебель, дома, мебель для мелких кукол и персонажей, тематические конструкторы (город, ферма, крепость) для мелких кукол и персонажей, паркинг, большой светофор, дорожные знаки, коврики с дорожной разметкой. Полифункциональные материалы: предметы-заместители, отрезы ткани разного размера, фактуры и цвета, коврики с нанесенным ландшафтом, крупный напольный конструктор. |
Познавательное развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине, деревянные) для формирования и развития представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, размер, материал, количество, число, часть и целое, пространство, время). Развивающие игры: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, соты Кайе, игры Воскобовича (головоломка «Змейка», «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», геоконт «Малыш»), игры Никитина, мировые головоломки (головоломка Пифагора, головоломка Архимеда, колумбово яйцо, танграм, гексамино, пентамино, монгольская игра, т-образная головоломка, волшебный круг, волшебный квадрат), логическая мозаика (фишки отличаются цветом, формой, размером), геометрический конструктор (плоские геометрические фигуры 4-х цветов), математический планшет, дроби. Игры на умственную компетенцию: домино с картинками и точечное, шашки, шахматы. Игры «на удачу»: маршрутные игры, лото карточные и цифровые. Игрушки-головоломки, головоломки-лабиринты. Счетные палочки. Счеты настольные. Кубики, пазлы с предметными картинками, разделенными на 6-8 частей. Кубики с цифрами, буквами. Набор плоскостных геометрических форм. Набор объемных геометрических тел. Наборы атрибутов для экспериментирования с водой и песком: емкости, материалы, предметы-орудия. Весы рычажные с набором разновесок. Часы механические и песочные на разные отрезки времени. Компас. Набор увеличительных стекол. Набор зеркал. Набор для опытов с магнитами. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с магнитами). Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов воздушными потоками). Коллекции растений, минералов, тканей, бумаги, открыток, монет. Глобус. Календарь погоды. Строительный материал: мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал (деревянный или из полимерного материала) с окрашенными деталями геометрической формы: кубик, кирпичик, брусок, призма, пластина, цилиндр, конус. Игрушки, соразмерные строительному материалу (машинки, человечки, животные, деревья). Конструкторы, детали которых имеют разные способы крепления: LEGO, «Элтик», «Собирай-ка», «Кубус», «Малыш», магнитный конструктор, тематические конструкторы для мальчиков и девочек (LEGO, «Самоделкин»). Набор напольных мягких модулей для плоскостного конструирования. |
Речевое развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине) для развития лексико- грамматического строя и связной речи. Игры по технологии ТРИЗ. Карты для формирования звуковой аналитико- синтетической активности при обучении грамоте. Атрибуты для развития речевого дыхания. Театры к программным сказкам (би- ба-бо, настольный театр фигур, театр на ковролине, театр в матрешке, пальчиковый театр, театр масок). |
Художественно-эстетическое развитие | Материалы для изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования. бросовый материал для творческой деятельности. Дидактические игры для формирования и развития представлений об изобразительном искусстве. Детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, бубенцы, колокольчик, треугольник, трещотка, ложки, маракасы, кастаньеты). Детские музыкальные игрушки (металлофон, синтезатор, пианино, музыкальная шкатулка). Дидактические игры для формирования и развития представлений о музыкальной культуре. Предметы декоративно-прикладного искусства: матрешки, деревянные и глиняные игрушки, декоративные фигурки, шкатулки, копилки. |
Физическое развитие | Дидактические игры (настольно-печатные, на ковролине) для формирования и развития представлений о здоровом образе жизни. Игры на ловкость (настольные футбол, хоккей, дартс, прокати шар, попади в лунку, выбей кегли, поймай рыбку, поймай шар). Атрибуты для организации двигательной деятельности: ОРУ (мячи (резиновые, массажные), обручи, гимнастические палки, гантели, ленты на кольцах, флажки, платочки); ОВД («дорожка здоровья» (коврики разных видов), канаты разных диаметров, скакалки, корзина для метания мячей, кольцеброс, кегли, дуги). |
- Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. РППС изменяется:
- в соответствии с образовательной ситуацией,
- от меняющихся интересов и возможностей детей.
Трансформируемость среды групп связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.
- Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, в том числе детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. В каждой группе имеются полифункциональных (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в т числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Имеется большое количество «подручных» материалов - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
- Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат...
- Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, скверах, известных людях и т.п. Санкт-Петербурга
- Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.).
- В центрах старших групп в соответствии с традициями имеются: материалы праздников (государственных, общественных, народных, национальных)- альбомы, фото, видеозаписи, продукты детской деятельности, костюмы, оформление; материалы с выставок детского художественного творчества; материалы, отражающие празднование знаменательных дат художников, музыкантов, писателей (книги, музыкальные произведения, репродукции, картины ит.д.); событийные недели, дни (театральные, здоровья, игры, сказки, любимой книги).
- Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.
В детском саду созданы условия для всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ. Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует интересам коррекционной направленности детского сада, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей.
В детском саду имеются специально выделенные помещения, оснащённые необходимым оборудованием: Тематические кабинеты учителей-логопедов, Кабинет педагога-психолога, Кабинет учителя-дефектолога, Музыкальный зал, Физкультурный зал, Медицинский кабинет, изолятор, прививочный кабинет, Кабинет массажа, Изолированные групповые комнаты со спальнями, с раздевальными и умывальными комнатами.
Тематические кабинеты учителей-логопедов: Кабинет по Правилам дорожной безопасности, Кабинет Петербурговедение, Кабинет Театрализованной деятельности, Здоровьесберегающий, Легоконструирования, Русская изба, Кабинет Лэпбуков. Во второй половине дня кабинеты используются воспитателями в образовательных целях. Каждый кабинет предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультативная работа с родителями, педагогами. В кабинетах находятся материалы для диагностики детей, материалы, направленные на коррекцию всех сторон речи ребёнка (звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, развитие фонематических процессов), материалы, направленные на развитие общей и мелкой моторики, материалы для обучения грамоте и чтению.
Кабинет педагога-психолога и учителя-дефектолога. Кабинет включает материалы, пособия и оборудование для снятия эмоционального напряжения и проведения упражнений по релаксации с детьми, для осуществления развивающей и коррекционной работы с детьми разных возрастных групп (по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков; по адаптации детей к условиям детского сада; по психолого-педагогической подготовке к обучению в школе; по психолого-педагогическому сопровождению детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы).
Музыкальный зал. Здесь проводятся музыкальные занятия, досуги, праздники и развлечения, индивидуальная работа, релаксация, развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы, развитие творческих способностей детей посредством различных видов театрализованной деятельности; оказывается консультативно-методическая помощь педагогам по развитию музыкально-эстетических способностей детей. В зале проводятся родительские собрания, конкурсы, педагогические советы, общие собрания коллектива. Музыкальный зал оснащен всем необходимым оборудованием для развития творческих способностей детей (фортепиано, магнитофон, музыкальные инструменты и др.).
Физкультурный зал. Здесь проводятся утренняя гимнастика, занятия, спортивные досуги, соревнования, индивидуальная работа, релаксация. Зал оснащен игровыми пособиями, традиционным спортивным оборудованием, детскими тренажерами, шведской стенкой, матами, спортивными скамейками, дугами для подлезания, тоннелем, ребристыми досками, корзинами для метания мячей, массажными ковриками, баскетбольными щитами и другим спортивным оборудованием для реализации широкого спектра задач физического воспитания детей.
Групповые комнаты. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в детском саду для детей с ОВЗ отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории. Пространство оснащено мебелью, необходимым оборудованием для игровых диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудование для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка.
Создание сенсорных уголков в группах позволило нам расширить спектр методов психологического воздействия и повысить качество коррекционного процесса с детьми. Для организации сенсорных игр подобраны пособия и оборудование для игр с водой, с сыпучими материалами, такими как песок, крупы. Игры с таким оборудованием благоприятствуют созданию эмоционально-положительного настроя, на первых этапах помогают возникновению эмоционального контакта со взрослым, а в дальнейшем способствуют получению ребёнком новой сенсорной информации, развитию игровой деятельности и возникновению сюжетно-ролевой игры, развитию речи и коммуникативных навыков, расширению представлений об окружающем мире, когнитивному развитию.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:
- условия для развития игровой деятельности (игровые центры в соответствии с возрастом детей);
- условия для развития двигательной активности детей (физкультурные центры);
- условия для развития детского творчества (центры изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей);
- условия для воспитания экологической культуры (центры природы и центры детского экспериментирования);
- условия для развития познавательной активности и речи (речевые центры и центры по развитию математических представлений у детей).
Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, создаются условия для отдыха от общения, поэтому в группах выделена зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., тем самым мы создаем условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, в группах достаточно свободного места для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п.
Одним из перспективных направлений в работе с воспитанниками в ДОУ - является применение интерактивной доски. Основное достоинство ее в коррекционной деятельности - использование ее возможностей в работе по формированию системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. Пальцы рук «познают», мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительным и слуховым восприятием в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. А это развивает познавательное общение, совершенствует навыки ведения диалога и умения задавать вопросы. Таким образом, доска становится дополнительным техническим средством в коррекционной работе.
Выводы: развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Консультация для педагогов на тему: "Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС саНПиН".
Консультация для педагогов ДОУ...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
«Организация предметно-пространственной мотивирующей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС». План выступления на педсовете Злобиной У. Б
2-3 слайды ППР среда по ФГОС.Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:1. Содержательно насыщенной:- предметы- заместители (неоформле...