рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством
рабочая программа
рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_folkler.docx | 75.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
« Детский сад № 10 комбинированного вида»
«СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета «Детский сад №10» комбинированного вида» Протокол № 1 от 29.08.2019г. | «УТВЕРЖДЕНО» Заведующая МБДОУ Приказ №150 от 02.092019 «Детский сад «»комбинированного вида» __________Зубатая ЕН |
Дополнительная образовательная программа по приобщению детей к русскому народному творчеству
для общеразвивающей группы
Подготовила : Широкова Н.В.
2019\2020
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка.
1. Актуальность
2. Цель программы
3. Задачи програмы
II. Организационно-методическое обеспечение
1. Возраст детей, сроки реализации
2. Методы, используемые в работе программы
III. Учебно-тематическое планирование.
- Тематический перспективный план работы
- I V. Список использованных источников
I. Пояснительная записка.
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свой собственные.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.
1.Актуальность разработки программы.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без
фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие , нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация , при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение
ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и
тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные
в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его
возможностям и потребностям. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения
народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно- прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Исходя из вышеизложенного, для парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» были выбраны следующие
приоритеты:
⮚ Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста
понять, что они –часть великого русского народа.
⮚ Необходимо широко использовать все виды фольклора(сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.п.)
⮚ Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
⮚ Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Обобщая сказанное, можно заключить, что
образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.
Темы занятий программы дают воспитанникам более целостное
представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми.
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.
2. Цель программы
⮚ приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра;
⮚ знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа ;
⮚ формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Задачи программы:
Младший возраст.
⮚ вовлекать детей в художественно-творческую деятельность;
⮚ осваивать историко –культурное наследие России через памятные даты народного календаря;
⮚ приобщать к эстетической культуре;
⮚ формировать духовные качества, эстетический вкус у детей;
⮚ развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
⮚ разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
⮚ обогащать словарный запас детей;
⮚ воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д
⮚ использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
⮚ знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играм.
III. Учебно-тематическое планирование.
Тематический годовой план занятий
Младшая группа
Месяц Неделя | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь 1 неделя | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой |
2 неделя | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой(люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. |
3 неделя | «Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада |
4 неделя | «Репка» | Знакомство со сказкой «Репка» |
Октябрь 1 неделя | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах |
2 неделя | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота» |
3 неделя | «Котик, котик поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке |
4 неделя | «Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) |
Ноябрь 1 неделя | «Водичка, водичка, умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» |
2 неделя | «С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» |
3 неделя | «Идет коза рогатая» | Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая» |
4 неделя | «Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» |
Декабрь 1 неделя | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой |
2 неделя | «Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок» |
3 неделя | «Уж ты, зимушка- зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» |
4 неделя | «Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде |
Январь 1 неделя | «Пришла коляда - отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством |
2 неделя | «Фока воду кипятит и как зеркало | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу |
11
блестит» | чаем» | |
3 неделя | «Гость на гость – хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды |
4 неделя | «Три медведя» | Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Три медведя» |
Февраль 1 неделя | «Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» |
2 неделя | Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской |
3 неделя | «Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметливая была» |
4 неделя | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей |
Март 1 неделя | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» |
2 неделя | «Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» |
3 неделя | «Петушок – золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке |
4 неделя | «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» |
Апрель 1 неделя | «Трень – брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом - гуслями |
2 неделя | «Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и |
12
петух» | ||
3 неделя | «Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Петушок с семьей» |
4 неделя | «Курочка - Ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка Ряба» |
Май 1 неделя | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко |
2 неделя | «Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком |
3 неделя | «Кто в тереме живет?» | Знакомство со сказкой «Теремок» |
4 неделя | Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени |
Тематический годовой план занятий
Средняя группа
Месяц/ Неделя | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь 1 неделя | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл» |
2 неделя | «Чудесный мешочек» | Повторение песенки- потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
3 неделя | Коровушка и бычок | Знакомство детей с домашними |
13
животными- коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка. | ||
4 неделя | «Бычок- чёрный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок- чёрный бочок, белое копытца». |
Октябрь 1 неделя | «Приглашаем в гости к нам» | Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
2 неделя | «Гуси- лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси- лебеди».Разучивание потешки «А тари, тари, тари». |
3 неделя | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари». |
4 неделя | «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода- прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». |
Ноябрь 1 неделя | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязаньем на них.Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья) |
2 неделя | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода- скалкой.Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» |
3 неделя | «Петушок- золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю.Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». |
4 неделя | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. |
Декабрь 1 неделя | «Здравствуй, зимушка зима» | Загадки о зиме.Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» |
2 неделя | «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки |
14
«Как на тоненький ледок» | ||
3 неделя | «Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» |
4 неделя | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
Январь 1 неделя | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». |
2 неделя | «Лиса и козёл» | Дидактическая игра «Похвали лису».Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл». |
3 неделя | «Весёлые ложки» | Знакомство с предметами обихода- деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. |
4 неделя | «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина избушка» |
Февраль 1 неделя | «Кто же в гости к нам пришёл?» | Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки». |
2 неделя | Русская балалайка | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. |
3 неделя | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». |
4 неделя | «Масленица дорогая- наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» |
Март 1 неделя | «При солнышке-тепло, при матушке- добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
2 неделя | «Крошечка-Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Крошечка-Хаврошечка» |
3 неделя | «Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. |
4 неделя | «Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации |
15
«Пришла весна» | ||
Апрель 1 неделя | «Шутку шутить- людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором- дразнилками, скороговорками. |
2 неделя | «Небылица-небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. |
3 неделя | Русская свистулька | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. |
4 неделя | «Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек.Дидактическая игра «Угадай по звуку».Слушание народных мелодий. |
Май 1 неделя | Времена года | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
2 неделя | «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. |
3 неделя | Игра с Колобком | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» |
4 неделя | Прощание с «избой» | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие. |
список используемой литературы
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.
2. О.Л.Князева, М.Д. Махнева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост. .Л.С .Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Махнева,
4. О.Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"
Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"...
Отчет по теме самообразования: "Развитие творческих способностей воспитателя через ознакомление детей с русским народным творчеством"
Предоставлена презентация о проделанной работе по самообразованию за 1 год....
Проект по ознакомлению детей с русским народным устным творчеством
В проекте прописана актуальность, цель и задачи. Также дана мини диагностика: по ней диагностируем в начале и конце проекта. В приложении даны примерные литературные произведения для ознакомления дете...
НОД по ознакомлению детей с русским народным творчеством “Русские народные сказки”
Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов русских народных сказок -Е. Рачева, Т. Мавриной.Развивать интерес к русской народной сказки как произведению устного фольклора.Расширять предст...
Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»
Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...
Самообразование "Ознакомление детей с русским народным творчеством"
Интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявле...