рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством
рабочая программа

рабочая программа  по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_folkler.docx75.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

« Детский  сад № 10 комбинированного вида»

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании педагогического

совета «Детский сад №10»

комбинированного вида»

Протокол № 1 от 29.08.2019г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Заведующая МБДОУ

Приказ №150 от 02.092019

«Детский сад «»комбинированного вида»

__________Зубатая ЕН

Дополнительная образовательная программа по приобщению детей к русскому народному творчеству

для общеразвивающей группы

Подготовила : Широкова Н.В.

2019\2020

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность

2. Цель программы

3. Задачи  програмы

II. Организационно-методическое обеспечение

1. Возраст детей, сроки реализации

2. Методы, используемые в работе программы

III. Учебно-тематическое планирование.

  1. Тематический перспективный план работы
  2. I V. Список использованных источников

I.      Пояснительная записка.

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя  ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свой собственные.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но

подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества,  традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный  программой,  распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное  содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

1.Актуальность разработки программы.

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без

фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений

Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие , нравственные  и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери  этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация , при которой  мы можем через некоторое время лишить  современное и последующее поколение

ценнейшего  достояния региональной  народной художественной  культуры и

тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями  и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные

в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его

возможностям и потребностям. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет  поистине уникальные возможности для ее реализации.  Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою

Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства  своего народа, освоения

народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно- прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Исходя из вышеизложенного, для парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» были выбраны следующие

приоритеты:

 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста

понять, что они –часть великого русского народа.

 Необходимо широко использовать все виды фольклора(сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.п.)

 Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Обобщая сказанное, можно заключить, что

образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

Темы занятий программы дают воспитанникам более целостное

представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми.

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.

2. Цель программы

 приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра;

                знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа ;

 формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

Задачи программы:


Младший возраст.

 вовлекать детей в художественно-творческую деятельность;

 осваивать историко –культурное наследие России  через памятные даты народного календаря;

 приобщать к эстетической культуре;

 формировать духовные качества, эстетический вкус у детей;

 развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

 разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

 обогащать словарный запас детей;

 воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д

 использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)

 знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играм.

III. Учебно-тематическое планирование.

Тематический годовой план занятий

Младшая группа

Месяц

Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Милости просим,

гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы».

Знакомство с ее хозяйкой

2 неделя

«Ходит сон близ

окон»

Знакомство с колыбелькой(люлькой,

зыбкой) и колыбельными песнями.

3 неделя

«Во саду ли, в

огороде»

Знакомство с огородом детского сада

4 неделя

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка»

Октябрь

1 неделя

«Чудесный

сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором

живут загадки. Загадывание загадок об овощах

2 неделя

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» -

котом Васькой. Заучивание потешки

«Как у нашего кота»

3 неделя

«Котик, котик

поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего

кота». Дидактическое упражнение

«Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке

4 неделя

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурушка и

лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)

Ноябрь

1 неделя

«Водичка, водичка,

умой мое личико»

Знакомство детей с рукомойником.

Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

2 неделя

«С гуся вода, а с

Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка,

умой мое личико»

3 неделя

«Идет коза рогатая»

Знакомство с новым обитателем «избы» -

козой Машкой. Разучивание потешки

«Идет коза рогатая»

4 неделя

«Волк и семеро

козлят»

Знакомство со сказкой  «Волк и семеро

козлят»

Декабрь

1 неделя

«Стоит изба из

кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом,

кочергой

2 неделя

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок»

3 неделя

«Уж  ты, зимушка-

зима»

Дидактическая игра «Оденем куклу на

прогулку»

4 неделя

«Сундучок Деда

Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней

одежде

Январь

1 неделя

«Пришла коляда -

отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством

2 неделя

«Фока воду кипятит

и как зеркало

Знакомство детей с самоваром.

Дидактическая игра «Напоим куклу

11

блестит»

чаем»

3 неделя

«Гость на гость –

хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем Мишуткой.

Лепка посуды

4 неделя

«Три медведя»

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого

«Три медведя»

Февраль

1 неделя

«Маша и медведь»

Знакомство со сказкой «Маша и

медведь»

2 неделя

Хозяйкины

помощники

Знакомство детей с предметами обихода

– коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской

3 неделя

«Половичку

курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша – то

хозяюшка сметливая была»

4 неделя

«Масленица дорогая

– наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

Март

1 неделя

«Нет милее дружка,

чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

2 неделя

«Приди, весна, с

радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна

красная!»

3 неделя

«Петушок – золотой

гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем –

Петушком. Разучивание потешки  о петушке

4 неделя

«Заюшкина

избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина

избушка»

Апрель

1 неделя

«Трень – брень,

гусельки»

Знакомство с русским народным

инструментом - гуслями

2 неделя

«Кот, лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и

12

петух»

3 неделя

«Петушок с семьей»

Знакомство с семьей петушка.

Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского

«Петушок с семьей»

4 неделя

«Курочка - Ряба»

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба»

Май

1 неделя

«Здравствуй,

солнышко –

колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко

2 неделя

«Сорока – белобока

кашу варила»

Знакомство с предметом обихода –

глиняным горшком

3 неделя

«Кто в тереме

живет?»

Знакомство со сказкой «Теремок»

4 неделя

Прощание с

«избой»

Дидактическая игра «Чудесный

сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени

Тематический годовой план занятий

Средняя группа

Месяц/ Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растёт

в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл»

2 неделя

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки- потешки

«Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

3 неделя

Коровушка и бычок

Знакомство детей с домашними

13

животными- коровой и бычком.

Разучивание потешек про корову и бычка.

4 неделя

«Бычок- чёрный бочок»

Повторение потешки про бычка.

Знакомство со сказкой «Бычок-

чёрный бочок, белое копытца».

Октябрь

1 неделя

«Приглашаем в гости к нам»

Игра- упражнение «Вежливое

обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

2 неделя

«Гуси- лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-

лебеди».Разучивание потешки «А

тари, тари, тари».

3 неделя

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской

народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари».

4 неделя

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами

обихода- прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Ноябрь

1 неделя

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и

вязаньем на них.Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья)

2 неделя

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом

обихода- скалкой.Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

3 неделя

«Петушок- золотой

гребешок»

Упражнение в вежливом

обращении к гостю.Дидактическая игра

«Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

4 неделя

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто

спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

1 неделя

«Здравствуй, зимушка зима»

Загадки о зиме.Разучивание

русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

2 неделя

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье

зверей». Повторение песенки

14

«Как на тоненький ледок»

3 неделя

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым

формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

4 неделя

«Сею, сею, посеваю, с Новым

годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием

Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

Январь

1 неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза».

Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

2 неделя

«Лиса и козёл»

Дидактическая игра «Похвали

лису».Повторение потешек о домашних животных. Знакомство

со сказкой «Лиса и козёл».

3 неделя

«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами

обихода- деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

4 неделя

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ

детьми сказки «заюшкина избушка»

Февраль

1 неделя

«Кто же в гости к нам

пришёл?»

Знакомство с домовёнком Кузей.

Игра «Аюшки».

2 неделя

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой.

Пословицы и поговорки о балалайке.

3 неделя

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-

сестричка и серый волк».

4 неделя

«Масленица дорогая- наша

гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей.

Разучивание песенки «Блины»

Март

1 неделя

«При солнышке-тепло, при

матушке- добро»

Беседа о маме с включением

пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая

моя мама». Пение песенок о маме.

2 неделя

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой

«Крошечка-Хаврошечка»

3 неделя

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях

встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

4 неделя

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне.

Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации

15

«Пришла весна»

Апрель

1 неделя

«Шутку шутить- людей

насмешить»

Знакомство с потешным

фольклором- дразнилками, скороговорками.

2 неделя

«Небылица-небывальщина»

Знакомство с небылицами.

Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

3 неделя

Русская свистулька

Рассказ о глиняной свистульке.

Лепка свистулек.

4 неделя

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание

свистулек.Дидактическая игра

«Угадай по звуку».Слушание народных мелодий.

Май

1 неделя

Времена года

Рассказ о временах года с

использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

2 неделя

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по

отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

3 неделя

Игра с Колобком

Самостоятельное творческое

развитие сюжета сказки

«Колобок»

4 неделя

Прощание с «избой»

Знакомство детей с новой

сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие.

список используемой литературы

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Махнева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост. .Л.С .Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Махнева,

 4. О.Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"

Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"...

Проект по ознакомлению детей с русским народным устным творчеством

В проекте прописана актуальность, цель и задачи. Также дана мини диагностика: по ней диагностируем в начале и конце проекта. В приложении даны примерные литературные произведения для ознакомления дете...

НОД по ознакомлению детей с русским народным творчеством “Русские народные сказки”

Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов русских народных сказок -Е. Рачева, Т. Мавриной.Развивать интерес к русской народной сказки как произведению устного фольклора.Расширять предст...

Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...

Самообразование "Ознакомление детей с русским народным творчеством"

Интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявле...