доклад "духовно - нравственное воспитание детей"
консультация

Тяпина Оксана Николаевна

В данном докладе содержится информация на тему актуальности Духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная для дошкольного воспитания на сегодняшний день. И на наш взгляд, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Этот процесс должен решаться как можно раньше. Как образно говорит наш народ: «с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства, только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, который оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес».

Наше дошкольное учреждение работает по программе Л.А. Венгера «Развитие», в которой проблеме нравственного, духовного воспитания уделяется не так много внимания, потому перед нами встала задача восполнить этот про6eл, а приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Понятие «Родина» включает в себя условия жизни людей - территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества, вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой национальной гордости, любви, так как в его творчестве  находит сосредоточение и воплощение народного духа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, он формируется самостоятельно и переживается индивидуально, напрямую связан с личной духовностью, ее глубиной. Родная  культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная  память, мы по новому начинаем относиться к народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Все вышеизложенное побудило нас к проведению работы по воспитанию нравственности и духовности на материале народного искусства, в которой придерживаемся следующих приоритетов:

  • окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты должны быть национальными;
  • использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы);
  • большое внимание уделять народным традициям;
  • знакомить детей с народными промыслами.

В настоящее время мной проводится работа с детьми второй младшей группы. Все режимные моменты: умывание, кормление, одевание, прогулки, игры  проводятся с сопровождением потешек, народных песенок, поговорок, народной музыки, так как в устном народном творчестве сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре каким-то особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Приходя утром в детский сад, малыши преодолевают огромный барьер - расставание с родителями. Устное народное творчество очень помогает адоптироваться ребятам. Встречая утром деток доброй народной песенкой, педагог вводит их в мир доброты и покоя, царящей в группе. Ни одно умывание не проходит без потешек о воде. Садится ребенок за стол и знает, что «в еде сила вся», «хлеб всему голова», «без хлеба нет и обеда». Воспитанники любят играть в народные игры, их уже накопилась огромная кладовая: «Шла коза рогатая», «Тетеря шла ... », «Золотые ворота», «Зайка серенький сидит», «Чудесный сундучок», и многие другие игры.

На прогулке дети любят наблюдать, узнавать что-то новое, интересное. И здесь на помощь нам приходят народные приметы («воробей в луже купается - к теплу»), пословицы и поговорки («Пришел мороз - береги нос»), песенки («Уж ты зимушка-зима», «Весна, весна красная»). В них фокусируются тончайшие народные наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растении, причем эти на6людения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни.

На занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой и развитии речи» предусматриваются разноо6разные формы и методы работы, связанные с устным народным творчеством. Это и сказки «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Снегурочка и лиса», «Колобок», «3аюшкина избушка» и другие, это и загадки о животных, явлениях природы, овощах и фруктах.

Огромное значение в работе с детьми имеют народные праздники, в этом году дети познакомились с Рождеством и приняли участие в празднике «Пришла коляда отворяй ворота» совместно с детьми среднего возраста и родителями. Было разучено много колядок «Воробушек летит», «Коляда-коляда», «Сеем, сеем - посеваем», «А ты тетенька подай» и другие. Ребята получили огромный эмоциональный подъем. Кроме того, дети познакомились с проводами зимы и участвовали в празднике «Масленица».

Очень малыши рассматривать народные инструменты: гармошку, ложки, колокольчики, бубны, балалайки, гусли, трещотки; слушать их звучание, еще большую радость доставляет им игра на них.

Из бесед дети узнают о русском быте, знакомятся с печкой, самоваром, кочергой, чугунком. Знакомятся ребята и с народной игрушкой: тряпичной и соломенной куклами, матрешками, свистульками, лошадками. Все это, пленяя душу ребенка, способно увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Одним из важнейших условий в достижении положительного результата при проведении данной работы является совместная и согласованная деятельность окружающих ребенка взрослых: родителей и педагогов. Семья, как известно, важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение, эмоциональный тыл. В консультациях, докладах, на родительских собраниях педагог уделяет внимание духовно-нравственному воспитанию. Воспитатель находит понимание и поддержку родителей, они оказывают помощь в оформлении группы в народном стиле, в пошиве костюмов, в подготовке к занятиям, праздникам.

Таким образом, по результатам проводимой мною работы с детьми, восполняется пробел в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. А приобретенные детьми культурные ценности будут способствовать развитию и духовности, что поможет им занять достойное место в жизни и прожить ее с пользой.

Литература

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. - «Программа нового поколения «Развитие»,

М. 2002г.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. - «Приобщение детей к истокам русской

ной культуры», M.1997.  

3. Лихачев Д.С. «Экология культуры» - М., 1979.

4. Народное искусство в воспитании детей - М., 1997.  

5. Павлова Л.Н. «Фольклор для маленьких детей» - «Дошкольное воспитание», 1990.,    № 12.

6. Тимофеев В.П., Бекетова В.Н. «Ехал Сенька по воду» - Щ., 1996.

7. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду» - М.,1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...