Доклад :Задачи работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников
материал

Кузьмина Алла Геннадьевна

Вдокладе раскрыты задачи работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tulskiy_universitet_doklad.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

ДОКЛАД

На тему: Задачи работы по взаимодействию ДОУ с семьями  воспитанников.

                                                                                                                                                                                                                                                                         

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо и взаимодействие.                                                                        

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?

 1) Включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом,

2) Изменение  ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В связи с этим возникает  необходимость  по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном  воспитании  дошкольников.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

         В соответствии с ФГОС  ДОУ обязано:

-      информировать родителей  (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

     -обеспечить открытость дошкольного образования;

      -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

     -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

      -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов  совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

     -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

   Задача детского сада:

1.  «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

2.   При взаимодействии работы двух структур необходимо  учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

3.  Создать единое пространство

4.   Развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Цель педагогов:

1.   Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)

2.  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

 

Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)

2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).

3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).

4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем  занимается их ребенок).

5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации        ФГОС ДОУ

1.Познавательное направление

2. Информационно-аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

1.Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

     - общие, групповые собрания;

     - консультации и индивидуальные беседы;

      - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

      - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

      - совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

      - открытые занятия ;

      - мастер-класс;

      - семинары.

      - совместное создание предметно-развивающей среды;

      - телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

      - утренние приветствия;

      - семейные проекты.

 Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

2.Информационно-аналитическое направление -    направлено на выявление интересов, потребностей, запросов  родителей, уровня их педагогической грамотности. установление  эмоционального  контакта между педагогами, родителями и детьми.Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить: анкетирование; тестирование. личные беседы.

Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать  ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей .Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

 Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.

 Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

3.Важные моменты:                                                                                 - все материалы для ознакомления  должны быть эстетически  оформлены;

-  содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

-   оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

-   содержание предполагаемого  материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

4.Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.                                                        Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.   По данному направлению можно организовать:

      - праздники, которые можно закончить чаепитием.

      - развлечения;

      - праздники

      - празднование дней рождения;

     - выставки;

     -акции;

      -селфи-безопасности;

      -конкурсы к традиционным праздникам;

      -дни добрых дел.

Вывод:

Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, разнообразны, современны.

Необходимо ввести еще и такие нововведения:

     - Дни открытых дверей;

      - Родительская почта;

     -Мероприятия, организованные по инициативе родителей.

      -Гость групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития».

Выступление на районном методичнском объединении на тему: «Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития»....

Доклад "Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников"

Доклад по теме "Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитенников"...

Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

Опыт работы по взаимодействию доу с семьями воспитанников

Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ».Цель: привлечение внимания родителей к вопросам профилактики детског...

Доклад из опыта работы взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в вопросах формирования духовно-нравственных качеств

Опыт работы по формированию у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных качеств и любви к Родине...

«Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития».

laquo;Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития»....