Индивидуальный образовательный проект
учебно-методический материал
Индивидуальный образовательный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_rbrazovatelnyy_proekt.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника»
Актуальность проекта
Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление. Обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. По мнению учёных, потенциальной одарённостью обладает каждый ребёнок, но не каждый проявляет её из – за совокупности воздействия среды и личностных особенностей.
Музыкальное образование даёт большие возможности для развития детской одарённости. Чем раньше у ребёнка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию. Для развития одарённости дошкольника необходимы индивидуальные формы обучения.
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника ориентирован на поддержку и развитие одарённого ребёнка, направляет его личностное развитие и успешность.
Цель проекта: создание системы работы для раскрепощения личности, направленной на формирование вокально – певческих навыков, развитие артистических способностей, формирования художественного потенциала дошкольника.
Задачи:
- формировать вокально – певческие навыки (правильность звукообразования, красота звуковедения, точность, внятность певческой дикции, правильность дыхания, точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);
- способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);
- побуждать к творческой самореализации;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Участники проекта:
Дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта:
Сентябрь - май (учебный год).
Материально - техническое оснащение проекта:
- фортепиано,
- музыкальный центр,
- беспроводной микрофон,
- фотоаппарат,
- ноутбук,
- музыкальный зал,
- фонограммы детских песен,
- дидактические пособия,
- нотный материал.
Теоретическое обоснование проекта.
Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одарённостью.
Для правильного подхода к ребёнку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально – психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. В основе развития способностей лежат задатки.
ЗАДАТКИ - некоторые генетические особенности строения мозга и т нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно, как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребёнок, необходимо выяснить какие они бывают.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.
Нас интересует сфера художественной деятельности, которая подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические фразы, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает, обладает хорошей музыкальной памятью и слухом.
Музыкальные способности можно разделить на две группы:
- технические - (игра на музыкальном инструменте или пение);
- слуховые - (музыкальный слух).
Детей, обладающих высоким уровнем способностей, принято называть одарёнными.
ОДАРЁННОСТЬ - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
ПРИЗНАКИ ОДАРЁННОСТИ - это те особенности одарённого человека, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой - либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.
ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ:
- комплексных характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребёнка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развёрнутое во времени наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- подключение к оценке одарённого ребёнка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
- преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющее дело с оценкой реального поведения ребёнка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
При выявлении одарённых детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей родителями, воспитателями, проведение «пробных» занятий по специальной программе, а также включение детей в специальные игровые и предметно – ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.д.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ» - рассчитан от нескольких недель до нескольких месяцев. На этом этапе осуществляется:
- изучение проблемы одарённости;
- выбор темы проекта;
- определение целей и задач проекта;
- выявление одарённых детей среди групп;
- составление перспективного плана работы с одарённым ребёнком.
2 этап «ОСНОВНОЙ» - рассчитан от нескольких месяцев до нескольких лет. В ходе реализации проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей детей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие.
3 этап «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ» - направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.
Для того, чтобы работа с одарённым ребёнком строилась эффективней, необходимо на основном этапе сделать промежуточный мониторинг и запланировать дальнейшую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника
Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...
Индивидуальный образовательный проект "Продуктовый магазин"
Познавательно-информационный проект для детей старшего дошкольного возраста...
Индивидуальный образовательный проект "Город, в котором я живу"
Индивидуальный образовательный проект с участием семьи воспитанника...
Индивидуальный образовательный проект
Индивидуальный образовательный проект " Таинственный мир Одуванчика"...
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника
Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...
«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»
quot;Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника"...