Помощь родителям в вопросе социальной адаптации детей из дома ребенка
методическая разработка
Первый этап в социальной адаптации ребенка из дома ребенка – это адаптация в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_v_seme.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь родителям в вопросе социальной адаптации детей из дома ребенка
В настоящее время, в связи с частыми стремительными социально – экономическими изменениями в обществе остро встает проблема социально – психологической адаптации детей из дома ребенка и детского дома. Социально – психологическая адаптация обеспечивает достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только приспособиться к условиям среды, но и раскрыть свой потенциал.
Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют весьма ограниченный социальный опыт, не имеют знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество. У детей, воспитывающихся в системе дома ребенка и детских домов, зачастую отсутствуют: мотивация к учебе, познанию нового и саморазвитию; потребность и навык принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее (есть определенный уклад в учреждениях, где все решения за детей принимают взрослые и контролируют выполнение этих решений); знание о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимание как действовать в незнакомой обстановке/ситуации; доверительное общение с компетентным взрослым, нет взрослого друга, человека, с которым можно поделиться, посоветоваться в сложной ситуации.
Первый этап в социальной адаптации ребенка из дома ребенка – это адаптация в семье. Работая с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации, неоднократно приходится задаваться вопросом: как сделать этот сложный процесс менее травматичным, более продуктивным? Мы говорим о периоде адаптации, понимая при этом, что адаптировать нужно не только маленьких, но и взрослых людей. Поэтому задача психолога и педагогов является комплексной и отнюдь непростой.
Адаптация ребенка в приемной семье – неизбежный и тяжёлый период для каждой приёмной семьи. Когда дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теряют активность, у них притупляются приобретенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен.
Приёмным родителям бывает трудно принять ребёнка таким, какой он есть, приспособиться к его привычкам, поведению, чертам характера. Трудно объяснить себе и простить поступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпение, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом.
Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правильно наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если члены семьи (как правило, взрослые) не станут рассматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспитательных воздействий. Связи между всеми членами семьи должны быть максимально доброжелательными, а главным результатом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приёмной семьи.
Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это:
- адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат);
- адаптация к другим членам семьи, близким и знакомым (наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);
- адаптация к нормам и ценностям семьи (нравственным, трудовым, эстетическим);
- адаптация к традициям семьи и к её привычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.
Итак, приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Одной из главных задач является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.
Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и художественной литературы, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, предлагается совместные посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.
Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную, игровую, оздоровительную деятельность, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социальную адаптацию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Социальная адаптация детей к новым условиям жизни»
Как организовать благоприятную адаптацию на переходе от дошкольного к начальному образованию? Желательно создать детям психолого-педагогические условия в этот период: Организация режима шк...
Презентация на тему: «Адаптация детей в доме ребенка»
В презентации расматриваются виды, формы адаптации детей к условиям дома ребёнка....
«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей».«Адаптация ребенка в детском саду»
laquo;Адаптация ребенка в детском саду»...
Тема: «Проблемы адаптации детей в доме ребенка»
Адаптация: значение.Виды адаптацииКраткая характеристика детей в доме ребенкаЭтапы адаптацииКлассификация степеней адаптации, признаки адаптационного синдромаТребования к организации жизни детей...
Консультация для педагогов «Особенности адаптации детей в доме ребенка»
При поступлении в дом ребенка жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных момент...
Вопросы социальной адаптации детей дома ребёнка: роль родителей
В настоящее время, в связи с частыми стремительными социально – экономическими изменениями в обществе остро...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...