Консультация для педагогов «Особенности адаптации детей в доме ребенка»
консультация

Куликова Марина Владимировна

При поступлении в дом ребенка жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsii_detey_v_dome_rebenka.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3.3.

Консультация для педагогов

«Особенности адаптации детей в доме ребенка»

Автор:

Куликова Марина Владимировна,

воспитатель

ГУЗ «Вольский специализированный дом ребенка» МЗ СО

При поступлении в дом ребенка жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери. Материнская депривация детей, оставшихся без попечения родителей, часто протекает на фоне переживаемых или пережитых психических травм: смерть родителей, алкоголизация (наркотизация) одного или обоих родителей, физическое, психологическое насилие. Отражаясь на нервно-психическом развитии, психические травмы зачастую определяют специфику адаптации ребенка к новым условиям, усиливая неблагоприятное течение адаптации в виде повышения импульсивности, появления поведенческих и невротических расстройств, обострения регрессивных тенденций, гневных реакций, аутизма, подозрительности и недоверия. В особо сложных случаях появляется угроза глубоких психических изменений личности. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, даже необратимого характера.

Этапы адаптации

Комплексное изучение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям,  а также факторы определяющие  степень тяжести адаптации.

Весь период привыкания можно разбить на 3 этапа: острый период, подострый период, период компенсации.

1. Острый период,  или период дезадаптации, на данном этапе прослеживается ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микро – социальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги в поведенческих параметрах  - взаимоотношения с взрослыми, детьми, речевой активности, игре и т.д. Существует ряд признаков, характеризующих нарушения в соматическом состоянии (уменьшение массы тела, снижение сопротивляемости к инфекциям и др.).

2. Подострый период, или  собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие формы  поведения. Уменьшаются отклонения в различных системах, но происходит это не синхронно. Быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней),  более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния. Медленнее всего приходят в норму игра и речевая активность (до 60 дней).

3. Период компенсации, или адаптированности к данным социальным условиям, когда жизнедеятельность организма нормализуется.

Степеней адаптации; признаки адаптационного синдрома.

Характер и особенности течения первых двух периодов позволяют классифицировать адаптацию  по степени тяжести: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

1.Легкая адаптация. Продолжительность  нарушений в поведении ребенка достигает 20дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление сна происходит за 7 – 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность  и взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15 – 20 дней, иногда скорее. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены, двигательная активность не снижена. Ребенок не болеет в период адаптации.  Легкая адаптация наблюдается у детей младше 8- 9 мес. или старше 1,5 полутора лет, с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. У детей 3 года жизни  при поступлении уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками.

В условиях дома ребенка  такая адаптация бывает  при правильной организации всей воспитательно - оздоровительной работы  в тех случаях, когда ребенок переводится из группы в группу, когда младенец попадает в дом ребенка  из стационара.

2.Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна, аппетита нормализуется через 20 – 30 дней; период угнетения ориентировочной активности продолжается в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 - 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво  в течение месяца; значительная задержка двигательной активности: её восстановление происходит после 30 – 35 дней пребывания в учреждении.  Взаимоотношения с взрослыми не нарушены.

Все функциональные сдвиги  выражены отчетливо, особенно в дни предшествующие заболеванию,  которое при адаптации средней тяжести возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и без осложнений).  Такое течение адаптации чаще регистрируется у детей  от 9 мес. до 1,5 лет; Подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них отклонения в состоянии здоровья или если в доме ребенка плохо организована оздоровительно – воспитательная работа. Проявления адаптации средней тяжести могут наблюдаться  при переводе ребенка  из группы в группу или при поступлении из стационара  в дом ребенка в старшем возрасте.

3.Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью всех проявлений. Тяжелая адаптация протекает в двух формах:

3.1. При первой форме ребенок заболевает  впервые через 10 дней после поступления, а затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение  первого года пребывания в детском учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми длительное время. Это не может отразиться на общем состоянии организма ребенка, его реактивности, на показателях физического и нервно – психического развития. На втором году пребывания в детском учреждении ребенок болеет реже  и постепенно начинает адекватно  реагировать на обстановку.

Тяжелая форма адаптации встречается у семейных детей  первых полутора лет жизни, имеющих в анамнезе вредные воздействия биологического характера (токсикозы беременности у матери, осложнения родов, заболевания в период новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья еще до поступления в детское учреждение.

Адаптационный синдром.

В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, провоцирующих адаптацию:

  • Поступление ребенка из больницы;
  • Поступление из семьи;
  • Переход из изолятора в группу;
  • Переход из группы в изолятор;
  • Переход из группы в группу, сопровождающийся сменой обслуживающего персонала;
  • Усыновление;
  • Перевод в детский дом.

Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам  адаптационного синдрома.

У детей в доме ребенка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома.

Адаптационный синдром у детей характеризуется:

  • Длительностью и тяжестью проявлений  неадекватного поведения,    граничащего с патологическими состояниями;
  • Длительное снижение аппетита, в отдельных случаях может возникать стойкая анорексия  или невротическая рвота при кормлении;
  • Сон нарушен на протяжении длительного времени; засыпание медленное  (30 – 40 мин.), сон чуткий, укороченный;  засыпание и пробуждение сопровождается плачем.
  • Снижена ориентировочная активность. Ребенок стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение, к взрослым отношение избирательное;
  • Эмоциональное состояние длительно нарушено. Ребенок либо плачет в течение бодрствования, либо плач и хныканье сменяется состоянием пассивности, безразличия.
  • Состояние пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга.
  • Резко снижается двигательная и речевая активность.
  • Ребёнок капризен, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается.
  • Изменения к лучшему  происходят очень медленно. Улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния.
  • Темп НПР  замедляется. Ребенок начинает  отставать на 1 – 2 эпикризных срока  в развитии речи, игровой деятельности.

     Легче всего реагируют на смену обстановки дети первого года жизни, поступившие из больницы, в особенности, если ребенок минует изолятор. После 1-го года жизни, когда у ребенка уже сформируется привыкание к условиям жизни,  смена этих условий достаточно тяжела.

Требования к организации жизни детей в доме ребенка.

  • Ребёнка не следует ограждать от социальной адаптации, а целенаправленно тренировать и  формировать адаптационные возможности ребенка.
  • Обеспечить оптимальное состояние здоровья и развития ребенка (режим дня).
  • Ограничить количество обслуживающего персонала для детей до 2 –х лет, чтоб обеспечить стабильность состава взрослых, которые постоянно общаются с детьми.
  • Начиная с 12 – 13 мес. необходимо знакомить ребенка, через постоянно обслуживающего взрослого, с другими сотрудниками дома ребенка, а  если можно, то и со старшими детьми, различными помещениями, животными, уличным транспортом и т. п. (прогулки, наблюдения).
  • На 3 году жизни  надо активно выводить детей за пределы  дома ребенка. Находить средства, расширяющие познавательные возможности ребенка.
  • При переводе ребёнка из группы в группу надо заранее  (1 – 2 мес.) знакомить его с интерьером новой группы, персоналом и детьми. Впервые дни в новой группе  ребенок нуждается во внимательном отношении, ласке.  В течение адаптации нельзя менять режим, назначать прививки, закаливающие процедуры.
  • В листе адаптации, который вклеивается в карту ребенка фиксировать качество сна, аппетита, особенности поведения, чтобы можно было точно определить  окончание острого периода.

Стрессовая ситуация выражена очень сильно и может возникнуть адаптационный синдром.

Задача специалистов и персонала дома ребенка:

Обеспечить, возможно, больший личностный контакт с ребенком.

  • Правильно и сдержано реагировать  на нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребёнку это тяжелое испытание.
  • Имеет значение тот факт, что если вновь поступивший ребёнок  сначала помещается в  изолятор, а потом переводится в группу, в таком случае он переносит двойную адаптацию, и это следует учитывать.
  • Если условия пребывания в изоляторе таковы, что там недостаточно игрушек, да он и не умеет играть один, а взрослые часто меняются, то у ребёнка развивается белее выраженный адаптационный синдром, что может привести к острому респираторному заболеванию, либо к стойким невротическим реакциям.
  • Ситуация, когда ребенка отдают на усыновление. И вдруг оказывается, славный малыш превратился в озлобленного зверька: ничего не хочет, не ест, не спит, капризничает. В конце концов, ребенок  заболевает или выдаёт выраженные невротические реакции, у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать если:

1.Будущие родители  должны в течение длительного времени  (1 – 3 мес.) навещать ребенка в доме ребенка, наблюдать особенности его поведения в группе.

2. Завязать с ребенком личностные эмоциональные отношения, с тем, чтобы ребёнок радовался их приходу. При этом необязательно каждый раз приносить новую игрушку и  сладости, надо больше общаться с ребенком, играть, гулять, брать на руки, чтобы появилось чувство защищенности  в присутствии именно этого взрослого.

При организации взаимодействия с ребенком воспитатель использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.

Основной акцент воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности. Воспитатель побуждает ребенка рассказывать о том, что его беспокоит, объясняет ему, где и как можно просить помощь. Одним из эффективных приемов является организация вечерних бесед под названием “Дневник событий дня”, где воспитатель и ребенок обсуждают, что хорошее происходило в течение дня, что плохое и как это можно исправить. Умение увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки и актуализацию ресурсного состояния при переживании стресса. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в деятельности, воспитатель формирует позитивное самоотношение ребенка и в какой-то мере восстанавливает его доверие к окружающему миру.

В период адаптации ребенок особо остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера. В некоторых случаях следует удерживаться от расспросов ребенка о его жизни в семье.

Значительное место в содержании работы воспитателя по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель регулирует режим дня ребенка, обучает навыкам самообслуживания, постепенно знакомит с требованиями, нормами, традициями группы, помогает ориентироваться в групповом пространстве: показывает расположение комнат, предметов, находящихся в этих комнатах, рассказывает об их назначении, учит пользоваться предметами обихода. Более расширенное освоение пространства и традиций дома ребенка осуществляется через беседы, рассматривание фотографий, творческих работ воспитанников, экскурсии, организацию общения с персоналом и старшими детьми, посещение утренников, развлечений.

В период адаптации ребенок не принимает активное участие в мероприятиях группы и дома ребенка. Задача воспитателя – заинтересовать его в происходящих событиях, показать их целесообразность. Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Организация этого процесса происходит поэтапно: сначала ребенку дают небольшие индивидуальные поручения, затем постепенно организуется совместная деятельность с детьми. При этом воспитатель обращает внимание на закрепление положительных переживаний ребенка, связанных с успехом в деле на общую пользу, поддерживает стремление к проявлению инициативы и самостоятельности в освоенных видах деятельности.

В организации взаимодействия ребенка с окружающими воспитатель использует методы беседы, совместного наблюдения за деятельностью, показа игровых действий, чтения художественной литературы, создания проблемных ситуаций и др. Важно помочь ребенку почувствовать себя равноправным участником группового взаимодействия. Для этого воспитатель может индивидуально обучать ребенка деятельности, которой владеет большинство детей группы.

                                 Список использованной литературы:

  • Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/. Авт. Сост. Белкина Л. В.,  - Воронеж 2006.
  • Развитие и воспитание детей в домах ребёнка учебное пособие; под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. – М. Изд. Владосс – пресс, 2007.
  • Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М.: Изд-во УРАО, 2004.
  • Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕРСЭ, 1992.
  • Меркулова В.Н., Самоходкина Л.Г. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении. / Материалы фестиваля “Открытый урок 2004–2005”. – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2005.
  •  Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006.
  • Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: “ТЕСЕЙ”, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей к детскому саду"

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни и берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка-дошкольника. Многие из родителей волнуются, тревожатся...

Презентация на тему: «Адаптация детей в доме ребенка»

В презентации расматриваются виды, формы адаптации детей к условиям дома ребёнка....

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Тема: «Проблемы адаптации детей в доме ребенка»

Адаптация: значение.Виды адаптацииКраткая характеристика детей в доме ребенкаЭтапы адаптацииКлассификация степеней адаптации, признаки адаптационного синдромаТребования к организации жизни детей...

Помощь родителям в вопросе социальной адаптации детей из дома ребенка

Первый этап в социальной адаптации ребенка из дома ребенка – это адаптация в семье....

Консультации для педагогов . Особенности адаптации ребенка к ДОУ

Адаптационный период и его особенности.Адаптация это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивны...