«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
материал по психологии
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Мы видим главную проблему детей с ограниченными возможностями в том, что нарушена связь с миром, в ограниченности мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому ребенок с ОВЗ не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в старшем дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что количество таких детей с особенностями в развитии не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Таких детей в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, их меньше, активно участливы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс на лучшею воспитательскую практику среди образовательных организаций Тамбовской области «Ориентиры образования».
Номинация
«Воспитательные практики социальной адаптации детей с ОВЗ».
Название воспитательной практики:
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
Педагог-психолог:
Хархардина Алёна Алексеевна
Рассказово, 2022 год
Цель воспитательной практики:
организация сотрудничества с детьми ОВЗ и их родителями для развития у них самосознания, умения управлять собой и делать личностный выбор.
Задачи воспитательной практики по социальной адаптации детей с ОВЗ в ДОО являются:
- Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
- Обеспечение успешности детей с особым образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблемы в развитии.
- Способствование формированию оптимистического прогноза для развития детей с особыми проблемами в развитии через организацию системного подхода.
Участники практики:
Воспитанники с ОВЗ, дети инвалиды, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, музыкальный руководитель, медицинская сестра, воспитатели групп, родители
Описание идеи воспитательной практики.
На сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Мы видим главную проблему детей с ограниченными возможностями в том, что нарушена связь с миром, в ограниченности мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому ребенок с ОВЗ не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в старшем дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что количество таких детей с особенностями в развитии не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Таких детей в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, их меньше, активно участливы.
Работая над этой проблемой мы пришли к тому, что в вопросах социализации детей с ОВЗ необходимо взаимодействие специалистов ДОО.
Свою работу мы организуем на принципах сотрудничества с детьми для развития у них самосознания, умения управлять собой и делать личностный выбор.
Проведённый анализ теоретических основ процесса социализации детей позволил нам разработать и внедрить в практику работы модели взаимодействия специалистов ДОО по развитию социально-бытовых навыков детей с ограниченными возможностями.
Работа осуществляется при взаимодействии специалистов ДОО: педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога, воспитателей групп.
Перед собой мы ставим следующие задачи:
- Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
- Обеспечение успешности детей с особым образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблемы в развитии.
- Способствование формированию оптимистического прогноза для развития детей с особыми проблемами в развитии через организацию системного подхода.
Многочисленную группу в современном мире составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как подчеркивает Л.И. Акатов, входящее в данное понятие слово «здоровье» определяет специфику внешней и внутренней активности ребенка в конкретных социальных условиях. Мы наблюдаем, что у детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья названные виды активности ограничены. Поэтому ребенок испытывает затруднения в осуществлении жизненно важных функций, не только обеспечивающих удовлетворение его базовых потребностей, но и определяющих его способность к общению, познанию. Своевременная поддержка специалистов ДОО оказывает положительное влияние на его развитие.
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями мы осуществляем в парадигме сопровождения. Это подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов. В сопровождении мы организуем сотрудничество с детьми для развития них самосознания, умения управлять собой и делать личностный выбор.
С целью создания оптимальных путей развития детей с ОВЗ специалисты ДОО разработали индивидуальный маршрут сопровождения для каждого из них. Индивидуальная программа рассчитана на 1 ребенка. Занятия проводятся в игровой форме, каждое занятие включает процедуры, способствующие саморегуляции ребёнка: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, мимическую гимнастику, двигательные упражнения.
Делая акцент на адаптацию (приспособление) образовательной среды к ребенку с ограниченными возможностями здоровья создаём все условия для комфортного и доступного обучения.
Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ, осуществляется скоординировано, представлена комплексной технологией помощи ребёнку и его семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Исходя из поставленных задач, мы строим работу по следующим направлениям:
-комплексная психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
-определение специальных потребностей и условий, обеспечивающих развитие ребенку с ОВЗ, получение образования, адаптацию и интеграцию в общество.
-коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии;
-восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой;
-укрепление психофизического здоровья.
В процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями мы используем разнообразные методы работы: сказкотерапию, релаксотерапию, тактильно-сенсорные игры, цветотерапию.
Метод цветокоррекции, является одним из основных методов работы с детьми ОВЗ. Посредством просмотра определённых коррекционных цветовых панно мы содействуем становлению психических функций ребёнка, гармонизацию личности.
Использованные методики позволяют диагностировать нарушения развития ребёнка, осуществлять коррекцию и профилактику познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер ребёнка, гармонизировать психическое здоровье детей в целом.
В работе с детьми и их родителями используем цвето-коррекционные коврики для проведения пальчиковых и кинезиологических упражнений, раскладывания дидактических игр, что позволяет активизировать все каналы восприятия и переработки полученной информации; коррекционные тетради для выполнения письменных упражнений на развитие познавательной сферы ребенка.
Используя данную методику мы разработали рекомендации для воспитателей группы, работающих с детьми ОВЗ.
Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать особенности возраста, пола, использовать в процессе обучения и воспитания цветовые обои в зависимости от вида нарушений развития ребенка и индивидуального психического состояния.
Для недопущения утомления во время пребывания ребёнка в ДОО, мы используем следующие приёмы: преподносим материал небольшими порциями; производим смену форм деятельности в течение занятия (5-7 раз); чередуем умственную и практическую деятельность; используем материалы, задействующие все каналы восприятия и переработки информации; применяем коррекционные обои в комплексе «Учебно-игровые», « Учебные» и «Воспитательные»; используем индивидуальные доски для выкладывания раздаточного материала, которые активизируют мотивацию к обучению.
Развивая стратегию успешности, проводим с ребенком корректный анализ действий и деятельности, постоянно поощряем его за успехи, своевременно оказываем помощь каждому ребёнку, развиваем в нём веру в собственные силы и возможности. Широко используем цвето-коррекционные обои «Гостинно-кабинетные»., для снятия неуверенности в себе, устранение возбуждения, вызванного ситуацией неуспеха.
Сказкотерапия эффективный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, он является всеохватывающим и открытым для понимания детей, позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
В работе сказка удобна тем, что она помогает решить сразу несколько задач в социально-психологической и педагогической деятельности; устанавливаем контакт с ребёнком, создаём комфортную, соответствующей возрастным особенностям среду. Будучи включённым в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность. В течении дня сказочный сюжет составляет основу увлекательного занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, внимание, память, восприятие и т. д., и как материал для преобразования, экспериментирования со словами, ситуациями.
Даём возможность в сказке ребёнку проиграть чувства страха, стыда, обиды и т. д. Терапевтический эффект достигается при проигрывании сказочных сюжетов. С помощью сказки мы разговариваем с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Мы предлагаем в образной форме обучающие ситуации, что позволяет ребёнку «видеть» новые ролевые позиции, новые способы действия.
Развивая лидерские качества, речь, воображение, мышление, способствуем устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д., сказкотерапия используется как во время учебной деятельности так и во время отведённое для отдыха.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, этому помогают тактильно-сенсорные игры.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В нашем детском саду логопеды и психологи подтверждают его слова, уделяют огромное внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится по соседству с речевым центром, поэтому занятия на моторику способствуют развитию речи.
Используем тактильные игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также: учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими; подбираем игры, которые несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка, учат концентрации внимания, сосредоточению; развивают координацию движения, пространственное ориентирование; способствуют логическому мышлению.
В работе используются такие игры как: «Сенсорные коробки»( пособие представляет собой емкость, наполненную разными крупами, камешками, мелкими предметами), кинетический песок, «Угадай, что это?» ( пособие представляет собой мешочек, в котором находятся предметы или картинки разной формы, ребёнок подглядывая должен понять, что за предмет и описать его).
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка с ОВЗ в ДОО, является овладение ими игровыми и коммуникативными навыками. Во взаимодействии со специалистами, воспитатели детского сада создают возможности для вхождения ребенка с ограниченными возможностями в социум через участие в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов. С этой целью, для реализации комплексной технологии помощи ребёнку с ОВЗ, мы используем метод игротерапии, а именно, дидактическое пособие «Игровой парашют». Данное пособие выполнено из яркой ткани и состоит из нескольких цветных секторов, по кругу которого расположены ручки. Игра с парашютом является также инструментом психолога и педагогов для наблюдения за детьми. Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс.
По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого, способствуют развитию внимания, координации. Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие детей с детским церебральным параличом и другими заболеваниями. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувстворитма.
Данная игра также способствует развитию воображения, снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми.
Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом средой и помогает ему самостоятельно проникнуть в него. Игры с парашютом мы рекомендуем проводить также с детьми с целью адаптации ребенка к ДОО в группах разных возрастов, а также для проведения тренингов с родителями, для лучшего установления контакта « мама+ папа+ ребенок».
Опыт показывает, что подвижные и психологические игры, влияют на физическое и психическое состояние детей с ОВЗ. Благоприятные социальные условия и способы взаимодействия с окружающей действительностью способствуют успешности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Таким образом, эффективность педагогической технологии, направленной на социально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ, оказывается существенно выше, если будет включать в себя процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков у воспитанников.
Каждую неделю наши дети занимаются в сенсорной комнате «Мозаика». Она представляет собой возможность реально расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Сенсорная комната используется педагогом-психологом, педагогами группы как «энциклопедия стимулирующих ощущений». Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность, и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Основными целями занятий в сенсорной комнате является стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Совместно с инструктором по физической культуре ДОО реализуется программа по развитию тактильного восприятия детей с ОВЗ «Широко закрытыми глазами». Ожидаемые результаты состоят в :профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера; в коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности; в развитии творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми; в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью.
В работе с детьми используем лечебную физкультуру и тренажеры. Занятия по физической культуре строим с учетом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирая специальный комплекс упражнений и дозировку физической нагрузки. Грамотно, целесообразно инструктор по физической культуре создаёт и меняет двигательно-развивающую среду, учитывают разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.
Данная программа-мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, познавательного развития. Она помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитии моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений, создает положительный фон и помогает преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере, корректирует нарушения в познавательной сфере, развивает речь.
Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно-восстановительных мероприятий видны результаты уже на ранних этапах обучения. Совместной работой всех специалистов мы помогаем детям с разным уровнем физического развития, в дальнейшем, успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.
Практикуем нахождение ребёнка с ОВЗ в группах полного дня, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребёнок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Находясь в детском саду непосредственно со сверстниками в группе, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми. Посещение обычной группы ДОО является ключевым шагом к интеграции в жизни местного общества и общества в целом.
Из опыта работ в течении пяти лет наблюдается положительная динамика в развитии детей с ОВЗ. В процессе наблюдения выявлено, устойчивость поведения, представлений и чувств, уменьшилась или пропала беспричинная нервозность, агрессивность. Внимание стало более произвольным, увеличился объем зрительной и слуховой памяти. Появилась мотивация к познанию. Замечено положительное влияние на двигательную, умственную активность детей с ОВЗ. Произошли улучшения психо-эмоционального состояния, самоконтроля. Дети стали легче устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. . При работе с родителями легче идут на контакт с педагогом-психологом, в ходе консультаций, гармонизируется их психическое здоровье, что играет огромную роль в воспитании в ребенка и помогает в установлении .контакта.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОО, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.
На сегодняшний день имеются случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с ОВЗ, когда в результате огромных усилий психологов , дефектологов, учителей-логопедов они стали полноценными людьми, обучаются в обычных школах. Это говорит о том, что работа с такими детьми- дело небезнадёжное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.
Литература:
- Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений [Текст] // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004.
- Желиба Н.С., Морозова Н.А Психолого-педагогическая профилактика дезадаптации ребенка с ОВЗ.- М.: Гном-Пресс, 2012.
- Завражин, С. А. Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии [Текст] / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.
- Скворцова, В.О. социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений
В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...
ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...
Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители час...