«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей».«Адаптация ребенка в детском саду»
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дистанционное задание
«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей».
курсов повышения квалификации педагогов ДОО
по теме: «Современные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста»
06.02.2019 г. – 28.02.2019 г.
Выполнила:
воспитатель ДОЧУ детский сад
№ 106 «Кораблик»
Настенко Татьяна Петровна
Новосибирск-2019
Тема: «Адаптация ребенка в детском саду»
Цель: раскрытие понятия адаптации и возрастных особенностей детей первой младшей группы.
Задачи: 1 Познакомить родителя с понятием адаптация.
2 Рассказать о возрастных особенностях детей первой младшей группы
3 Установление позитивного контакта, партнерских отношений с родителями.
Форма работы: «Круглый» стол
Участники: воспитатели первой младшей группы, родители детей, педагог-психолог
Материалы и оборудование: клубок ниток, памятка для родителей, анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Вводная часть.
Воспитатель- Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего детского сада! Эта наша первая встреча, предлагаю вам познакомится поближе. Давайте все встанем и сделаем круг. Поиграем в игру «Снежный ком». Участники стоят в кругу и по очереди называют свое имя. Каждый последующий называет имена всех предыдущих игроков прибавляя к ним своё имя.
Ну вот, мы и познакомились. Давайте друг друга похлопаем и поприветствуем. Сегодня на собрании присутствует наш педагог-психолог. Предоставляю слово.
Психолог:- Добрый вечер. Прежде чем поговорим о нашей теме собрания «Адаптация ребенка в детском саду», предлагаю немного рассказать о ваших детках. Упражнение «Никто из вас не знает, что мы с моим ребенком(называет имя) любим…». (Сказать, чем любит заниматься родитель с ребенком.)
Психолог передает клубок ниток родителям, оставив у себя начало клубка. Родители отматывают, говорят и передают дальше.
Психолог начинает первым: «Никто из вас не знает, что я люблю читать сказки внучке и рассматривать иллюстрации к сказке».
Психолог: Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая будет связывать всех нас на протяжении нескольких лет. Эта нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
Хочу начать с высказывания В.М. Бехтерева «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…»
Основная часть
Выступление воспитателя: Настенко Татьяны Петровны.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. Для ребенка детский сад является новым неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей, и ему приходится приспосабливаться. Вот некоторые моменты, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, и к которым ему нужно приспособится.
Давайте вместе их назовем, поиграв в игру «Эстафетная палочка»: мы будем передавать по кругу эстафетную палочку и каждый по очереди назовет одно слово или словосочетание, характеризующее, к чему же нужно будет приспосабливаться ребенку в детском саду:
- Четкий режим дня.
- Особенности нового пространственно-предметного окружения.
- Отсутствие родных рядом.
- Необходимость слушаться и подчинятся незнакомому взрослому.
- Длительный контакт со сверстниками.
- Резкое уменьшение персонального внимания именно к нему.
Психологи выделяют следующие виды адаптации:
- Биологическая. Ребенок должен привыкнуть новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
- Сенсорная. Заключается в том, что ребенку необходимо привыкнуть к новым звукам (шум в группе, голос воспитателя, детей), к новым тактильным ощущениям (ребенка по-другому обнимают, гладят), к новым зрительным образам (световая и цветовая адаптация).
- Социальная. Социальную адаптацию определят, как процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, который включает усвоение норм и ценностей среды, в процессе социализации, а также изменение преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается расстройствами сна, аппетита. Давайте столь сложное определение проиллюстрируем живым примером, знакомым каждому родителю. Предлагаю посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
Пример- ситуация. Ребенка привели первый раз в детский сад. До этого ребёнок посещал поликлиники, магазины и всегда был с мамой. А тут мама заводит ребенка в группу и говорит: «Смотри, там ребята, игрушки, очень интересно. Беги!». И закрыла дверь. Вы уже начали вживаться в роль этого малыша? Можете представить, что же с ним произойдет дальше. Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка». Каждый из вас представит себя на месте этого ребенка. (По ходу игры воспитатель задает вопросы и слушает ответы родителей). Какие ситуации происходят на самом деле. Ничего не понимая, ребенок в нерешительности стоял в дверях. Пытался разобраться, что же произошло, затем сообразив, повернулся к двери, пытаясь догнать маму. К малышу подошла воспитательница, стала его утешать, говорить, что мамочка скоро придет. Предлагает ему игрушки и игры, но это не приносит малышу спокойствие и понятно почему:
- Его первый раз оставили одного среди незнакомых людей.
- Неизвестное место: он никогда не бывал тут ране и знает, чего здесь можно ожидать.
- Им овладело чувство брошенности: что он сделал, что мама так обошлась с ним, бросив его, а может, она вообще никогда за ним не вернется?
Бывают ситуации в первый день ребенок пошел в детский сад безболезненно, без слез, а вот почему-то в следующие дни не хотел, противился, плакал, ну и родители думают, что что-то произошло в группе…. Но мы то с вами догадываемся, что в группе ничего не произошло, просто малыш во всем разобрался. А далее свойственные адаптации проявления: слезы, нарушение сна, аппетита, поведения, страхи.
- Педагогическая. Приспособление ребенка к педагогической среде, в которую он попадает с момента поступления в ДОУ. Эта его способность понимать, воспринимать, активно следовать педагогическим воздействиям со стороны воспитателя, родителей, проявлять инициативу в организации своей деятельности в группе. Педагогическая адаптация будет завесить от того, насколько ребенок понимает и воспринимает требования воспитателя, насколько различаются педагогические требования в семье и в ДОУ.
Также существуют 3 степени адаптации:
-легкая (2-3 недели)
-средняя (1 месяц)
-тяжелая (2 месяца и более)
Далее хотелось бы вам рассказать о возрастных особенностях детей первой младшей группы. До 2-3 лет ребенок не испытывает острой потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнера по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Так же дети испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.
Дети раннего возраста эмоционально привязаны к мамам. Мама для них -безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому зачастую ребенок не может быстро адоптироваться к яслям.
Способы уменьшить стресс ребенка
- Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести ( там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи)
- Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
- С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
- Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
- Расскажите малышу , что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
- Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
- Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
- Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
- Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских отношений.
- Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
- Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
- глубокий сон;
- охотное общение с другими детьми,
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
Разное: Выбор родительского комитета. Обсуждение вопроса «Проведение детских дней рождения». Ознакомление с образовательной программой, с режимом дня и сеткой занятий.
Подведение итогов
Воспитатель: Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад.
Психолог: Уважаемые родители! Чтобы вы могли вспомнить некоторые рекомендации, которые вы получили на нашей встрече, мы для вас приготовили памятки.
Психолог: скажите, пожалуйста, была ли тема нашей встречи для вас познавательной, и если да, то, что вы взяли для себя из полученной информации.
Воспиталь:Мы с вами сегодня поработали хорошо. И в завершении я предлагаю посмотреть на свои ладони и представить на одной «Улыбку» , а на другой «Радость». И вот чтобы они не ушли нужно крепко-крепко взяться за руки и чтобы наш коллектив продержался все 5 лет. А теперь похлопали друг другу.
Решения собрания:
1.Принять к сведению информацию о сложностях адаптационного периода в Доу. Соблюдать режим дня в детском саду и дома. Принимать советы воспитателей на практике.
Памятка для родителей.
1. Постарайтесь максимально сблизить домашний режим с режимом детского сада.
2. Чаще гуляйте с ребёнком, знакомьте его с ровесниками, незнакомыми людьми.
3. Посещайте площадку ДОУ для прогулок.
4. Подберите ребёнку удобную для одевания и раздевания одежду, обувь. Для группы желательна одежда из хлопчатобумажных тканей.
5. Приучайте ребёнка проситься в туалет.
6. Приучайте ребёнка самостоятельно есть, одеваться и раздеваться.
7. Постепенно отучайте ребёнка от привычки сосать пустышку, пить молоко из бутылочки, сосать палец.
8. Постепенно приучайте ребёнка засыпать без укачивания, ношения на руках.
9. Принимайте травяные чаи: ромашка, календула.
10. Принимайте сырые фрукты, овощи, натуральные соки, кисломолочные продукты, железосодержащие продукты (гречневая каша, яблоки).
11. Максимально обеспечивайте ребёнку психологическую безопасность.
12. Если ребёнок ослаблен, обратитесь за консультацией к участковому детскому врачу.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Литература:
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /Воронеж: Учитель.-2004 – 236с.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образов. Учреждения и семьи /-М.: Просвещение. -2007. 79с.
- Теплюк. С. Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание. -2006. № 3. с. 29 – 35.
- Воронина С.В. , Кухаренко Р.Ю. Кенгуру- тренинг раннего развития мама-ребенок; Санкт- Петербург , речь 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ
Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Доклад "Педагогические условия и формы взаимодействия педагога и родителей по вопросам познавательного развития"
«Педагогические условия и формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам познавательного развития». Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста яв...
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»
laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»
Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...
«Взаимодействие педагога и родителей воспитанников как средство достижения качества дошкольного образования в детском саду»
Советы родителям для гармоничного развития в услових детского сада....
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее члено...