Вопросы социальной адаптации детей дома ребёнка: роль родителей
консультация (младшая группа)

Янушевская Ольга Борисовна

В  настоящее  время,  в  связи  с  частыми    стремительными  социально – экономическими  изменениями  в  обществе  остро  встает  проблема  социально – психологической адаптации детей из дома ребенка и детского дома. Социально – психологическая адаптация обеспечивает  достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только приспособиться к условиям среды, но и раскрыть свой  потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_adaptatsiya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Янушевская О.Б.,

воспитатель СПб ГКУЗ

«Специализированного психоневрологического дома ребенка № 13

Адмиралтейского района

  Санкт-Петербурга»

Вопросы социальной адаптации детей дома ребенка: роль родителей

В  настоящее  время,  в  связи  с  частыми    стремительными  социально – экономическими  изменениями  в  обществе  остро  встает  проблема  социально – психологической адаптации детей из дома ребенка и детского дома. Социально – психологическая адаптация обеспечивает  достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только приспособиться к условиям среды, но и раскрыть свой  потенциал.

Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют весьма ограниченный социальный опыт, не имеют знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество. У детей, воспитывающихся в системе дома ребенка и детских домов, зачастую отсутствуют: мотивация к учебе, познанию нового и саморазвитию;  потребность и навык принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее (есть определенный уклад в учреждениях, где все решения за детей принимают взрослые и контролируют выполнение этих решений);  знание о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимание как действовать в незнакомой обстановке/ситуации;  доверительное общение с компетентным взрослым, нет взрослого друга, человека, с которым можно поделиться, посоветоваться в сложной ситуации.

Первый этап в социальной адаптации ребенка из дома ребенка – это адаптация в семье. Работая с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации, неоднократно приходится задаваться вопросом: как сделать этот сложный процесс менее травматичным, более продуктивным? Мы говорим о периоде адаптации, понимая при этом, что адаптировать нужно не только маленьких, но и взрослых людей. Поэтому задача психолога и педагогов является комплексной и отнюдь непростой. 

Адаптация ребенка в приемной семье – неизбежный и тяжёлый период для каждой приёмной семьи. Когда дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теряют активность, у них притупляются приобретенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен.

Приёмным родителям бывает трудно принять ребёнка таким, какой он есть, приспособиться к его привычкам, поведению, чертам характера. Трудно объяснить себе и простить поступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпение, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правильно наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если члены семьи (как правило, взрослые) не станут рассматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспитательных воздействий. Связи между всеми членами семьи должны быть максимально доброжелательными, а главным результатом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приёмной семьи.

Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это:

  • адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат);
  • адаптация к другим членам семьи, близким и знакомым (наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);
  • адаптация к нормам и ценностям семьи (нравственным, трудовым, эстетическим);
  • адаптация к традициям семьи и к её привычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

Итак, приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).   Одной из главных задач является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.

      Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование  родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и  художественной  литературы, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, предлагается совместные  посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.

       Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную, игровую, оздоровительную  деятельность, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социальную адаптацию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...

Консультация для воспитателей «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышения роли родителей в приобщении их к ЗОЖ»

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети вырастая,...

Помощь родителям в вопросе социальной адаптации детей из дома ребенка

Первый этап в социальной адаптации ребенка из дома ребенка – это адаптация в семье....

Консультация для воспитателей "Роль психосенсорного развития в социальной адаптации детей дошкольного возраста"

В консультации содержится как теоретический, так и практический материал по развитию сенсомоторных навыков дошкольников....

Проект по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый человек в ходе своего развития и профессионального становления проходит процесс социальной адаптации.Социальная адаптация – это процесс приспособления личности или социальной группы к нов...

Социальная адаптация детей с ОВЗ Роль игровых и образовательных мероприятий.

Статья "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): Роль игровых и образовательных мероприятий" обсуждает важную проблему, связанную с социальной адаптацией дете...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...