Комплексное воздействие на формирование произносительных навыков.
статья (младшая группа)
Статья на тему:"Комплексное воздействие на формирование произносительных навыков."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная , поэтапная обработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков : с, ш, р, л и других , а с простых : и, ф, т, ы и других, артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая чёткое произношение всех гласных и согласных звуков , добиваются постепенного усвоения ребёнком фонематической системы языка.
Систематические , последовательные занятия по обработке всех звуков ( проводятся со второй младшей группы и кончая старшей ), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребёнка вырабатываются и кинестетические ощущения ( ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата ) , что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.
Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежит отработка ( в определённой последовательности) гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Это способствует формированию правильного звукопроизношения , т.е. является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду. Но очень важно и второе направление - коррекция различных нарушений речи.
У младшего дошкольника должно быть отработано чёткое произношение всех звуков родного языка, за исключением наиболее трудных шипящих ( ж, ш, ч, щ ) и спорных ( р, л ). Работа проводится в определённой последовательности : поэтапно осваиваются родственные группы звуков. Например, осваивая согласные , дети вначале учатся произносить губно-губные звуки ( м, б, п ), затем губно-зубные ( в,ф ), переднеязычные ( н, д, т ) , заднеязычные ( к, г, х ).
Чёткое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных во многих случаях способствует появлению у ребёнка звуков , более сложных по артикуляции.
Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определённой последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам :
1) постановка звука;
2) автоматизация навыка произношения звука в слогах ( прямых, обратных, закрытых, со стечением согласных );
3) автоматизация навыка произношения звука в словах;
4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;
5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;
6) автоматизация звука в разговорной речи.
При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.
Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие речевых движений, в том числе собственных ( с помощью зеркала ), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображённой с помощью различных пособий.
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений ( шпатель, зонд ). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на её основе механическим путём речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определённым положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.
Третий способ - смешанный. При нём механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путём подражания и с помощью словесных пояснений.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков.
В процессе восприятия у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения , чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами , развития голосового аппарата.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов , идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и - особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении , но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения , знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.
Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки ; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста.
В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания , вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.
Для развития речи применяется метод имитации. Он заключается в том , что и обучающий и обучаемый - оба говорят одно и тоже, но говорят по-разному : обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми , артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь , а обучаемый слушает и повторяет , имитирует его речь, старается усвоить речедвижения ( артикуляции и модуляции голоса ) и понять смысл ( соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предмета , действиями и т.д. ) .
Закономерности усвоения родной речи состоят в том , что речь усваивается интуитивно ( неосознанно ) в процессе развития ряда способностей :
1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи - артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их;
2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т.е. понимать их как смысловые элементы речи ;
3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т.е. оценивать их ;
4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения , познания , речевой регуляции и планирования поведения человека.
При этом надо знать, что ребёнок не сразу начинает контролировать движения всех мускулов , и ему нужно помочь научиться делать это. Например , движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крупных мускулов.
Развивая правильную речь ребёнка , необходимо готовить не только его артикуляционный аппарат , но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и чёткое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Этому способствуют игры на развитие речевого дыхания и занятия на звуки ф, в, в процессе которых у ребёнка вырабатывают достаточно длительную воздушную струю, направленную посередине языка. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях , но она может входить и в содержание других занятий. Например , при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения , выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания . слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей , уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука ; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчётливом произношении слов. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые и речевые дидактические игры, например , с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей , а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том , чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребёнком , организация и проведение речевых игр - всё это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Проведение дидактических игр ( хороводных, подвижных ( с произнесением слов ) , сюжетно-ролевых, словесных , а также использование речевого материала ( звукоподражательных слов, потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок , рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания , артикуляционного и голосового аппаратов ) сопровождается показом наглядного материала : предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-91391-1352201593.jpg)
«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»
В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/25/picture-758201-1456407800.jpg)
Фоноритмика, как способ развития слухового внимания и формирования произносительных навыков у детей с ОНР
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов). Испол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-102800-1473242732.jpg)
Проект Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ (практико-ориентированный проект)
Цель проекта: внедрить использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопедическом пункте. Этапы проекта: 1. Изучение нормативных документов, регламентирующ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/24/picture-1047632-1532449029.jpg)
Формирование произносительных навыков воспитателем.
Формирование правильного произношения - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окру...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-636854-1432413457.jpg)
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/19/picture-1485455-1695139887.jpg)
Формирование произносительных навыков воспитателем.
Формирование правильного произношения - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окруж...