Проект Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ (практико-ориентированный проект)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Цель проекта: внедрить использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопедическом пункте.
Этапы проекта:
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих применение компьютерных средств в работе с детьми.
2. Изучение научно-методической литературы по вопросу возможности использования ЦОР для формирования произносительных навыков в логопедической практике.
3. Определение направленности и конкретных тем, для которых возможно использование ЦОР.
4. Разработка ЦОР для формирования произносительных навыков звука, наиболее часто нарушающихся у детей.
5. Применение разработанных ЦОР на занятиях.
6. Анализ результатов использования ЦОР на логопедических занятиях.
7. Внесение изменений в процесс использования ЦОР на занятиях (по результатам анализа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_tsor_v_formirovanii_proiznosheniya_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа
Проект
Использование цифровых образовательных ресурсов
в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ
(практико-ориентированный проект)
Автор: Анцыгина Лариса Анатольевна,
учитель-логопед МАДОУ «Теремок».
Проект: использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ.
Цель проекта: внедрить использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопедическом пункте.
Этапы проекта:
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих применение компьютерных средств в работе с детьми.
2. Изучение научно-методической литературы по вопросу возможности использования ЦОР для формирования произносительных навыков в логопедической практике.
3. Определение направленности и конкретных тем, для которых возможно использование ЦОР.
4. Разработка ЦОР для формирования произносительных навыков звука, наиболее часто нарушающихся у детей.
5. Применение разработанных ЦОР на занятиях.
6. Анализ результатов использования ЦОР на логопедических занятиях.
7. Внесение изменений в процесс использования ЦОР на занятиях (по результатам анализа).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 года – май 2015года.
Участники проект: Проект разработала: Анцыгина Лариса Анатольевна.
Проект реализуется: учителем-логопедом с воспитанниками старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад «Теремок», получающих логопедическую помощь, воспитателями детского сада, родителями воспитанников.
В проект вошли:
Блок «Приручаем трудный звук [р]», коррекция ротацизма:
План – конспект занятия по развитию слухового восприятия и различению неречевых звуков и мультимедийная презентация: «Кто как голос подает» (Входит как составная часть в каждый из перечисленных ниже блоков, в случае нарушения у ребенка нескольких групп звуков, используется только в блоке, с которого начинается работа по коррекции звукопроизношения).
План – конспект занятия по теме знакомство с органами речи и мультимедийная презентация: «Органы речи».
(Входит как составная часть в каждый из перечисленных ниже блоков, в случае нарушения у ребенка нескольких групп звуков, используется только в блоке, с которого начинается работа по коррекции звукопроизношения).
План – конспект занятий по развитию артикуляционной базы и мультимедийная презентации «Гимнастика для язычка. Звук [р]».
Планы – конспекты занятий по автоматизации звука [р] и мультимедийные презентации «Автоматизация звука [р] в начале слова», «Автоматизация звука [р] в середине слова», «Автоматизация звука [р] в конце слова», «Звуковой анализ слова «РАК», «Звуковой анализ слова «ШАРЫ», «Звуковой анализ слова «ПОВАР».
Блок «Приручаем трудный звук [л]», коррекция ламбдацизма:
План – конспект занятия по развитию артикуляционной базы и мультимедийная презентация «Гимнастика для язычка. Звук [л]».
Планы – конспекты занятий по автоматизации звука [л] и мультимедийные презентации «Автоматизация звука [л] в начале слова», «Автоматизация звука [л] в середине слова», «Автоматизация звука [л] в конце слова», «Звуковой анализ слова «ЛАМА», «Звуковой анализ слова «БЕЛКА», «Звуковой анализ слова «МЕЛ».
Блок «Приручаем трудный звук [ш]», коррекция сигматизма шипящих:
План – конспект занятия по развитию артикуляционной базы и мультимедийная презентация «Гимнастика для язычка. Звук [ш]».
Планы – конспекты занятий по автоматизации звука [ш] и мультимедийные презентации «Автоматизация звука [ш] в начале слова», «Автоматизация звука [ш] в середине слова», «Автоматизация звука [ш] в конце слова», «Звуковой анализ слова «ШАРЫ», «Звуковой анализ слова «УШИ», «Звуковой анализ слова «МЫШЬ».
Блок «Приручаем трудный звук [с]», коррекция сигматизма свистящих:
План – конспект занятия по развитию артикуляционной базы и мультимедийная презентация «Гимнастика для язычка. Звук [с]».
Планы – конспекты занятий по автоматизации звука [с] и мультимедийные презентации «Автоматизация звука [с] в начале слова», «Автоматизация звука [с] в середине слова», «Автоматизация звука [с] в конце слова», «Звуковой анализ слова «СОМ», «Звуковой анализ слова «БУСЫ», «Звуковой анализ слова «ЛЕС».
Литература:
1. Басаргина Л.В. Информационно-коммуникативные технологии – средство интеграции и оптимизации деятельности участников коррекционно-развивающего процесса // Интеграция субъектов образования в Алтайском крае: материалы краевой научно-практической конференции. – Барнаул: АКИПКРО. 2007
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи// Логопед. 2010. №5
3. Кадочникова Н.К. «Использование интерактивной доски на логопедических занятиях//Логопед. 2012. №1
4. Кибирева Т.Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками// Логопед. 2012. №10
5. Лынская М.И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми//Логопед. 2013. №3
6. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных технологий. // Логопед в детском саду. 2006. № 6
7. Панова Л.С. Образовательные технологии и методики в логопедической практике//Логопед. 2011. №3
8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 5
Пояснительная записка к проекту.
Логопедическая работа по формированию произносительных навыков у дошкольников очень трудоемка и построена на многократном повторении речевого материала и тренировочных упражнений, как на этапе подготовки к постановке звука, так и на этапе формирования произносительных умений и навыков.
Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые физиологические и психологические особенности: у них рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребенка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением. Огромную помощь логопеду в решении данного вопроса может оказать использование цифровых образовательных ресурсов, а именно, компьютерных игровых программ, тренажеров, мультимедийных презентаций, направленных на формирование речевых навыков.
В современном мире дети уже с младшего дошкольного возраста умеют обращаться с различными электронными устройствами, в том числе с лёгкостью осваивают и с удовольствием играют в компьютерные игры. Поэтому появление компьютера на занятии всегда вызывает у детей большой интерес. Этот интерес обеспечивает в конечном итоге появление познавательной мотивации, которая лежит в основе успешного овладения ребенком речевыми навыками. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи позволяет успешно сочетать в себе коррекционные и общеразвивающие задачи логопедического воздействия. Так, использование компьютерных средств оказывает положительное влияние на формирование эмоционально-волевых качеств - самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, и обеспечивает условия для развития произвольной моторики пальцев рук, совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Еще одним достоинством применения компьютерных технологий является возможность познакомить ребенка с предметами и явлениями, с которыми он в силу различных обстоятельств не может познакомиться в обычной жизни.
В связи с этим возникла необходимость разработать проект «Использование ЦОР в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ», внедрение которого осуществляется на логопункте детского сада «Теремок». Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) и реализуется на индивидуальных логопедических занятиях по формированию произносительных навыков.
Так как рамками СанПиН ограничена продолжительность деятельности в форме развивающих игр с использованием компьютера (для детей 5 лет не более 10 минут , 6-7 лет - 15 минут), то мы пришли к выводу, что целесообразно планировать применение ЦОР как части логопедического занятия.
ЦОР применяются на всех этапах формирования правильного произношения.
На подготовительном этапе ЦОР позволяют разнообразить деятельность по развитию слухового внимания и фонематического восприятия, познакомить детей с устройством артикуляционного аппарата, оптимизировать проведение артикуляционной гимнастики.
После постановки звуков общепринятыми в логопедии способами, этап автоматизации и дифференциации звуков осуществляется нами также с применением компьютерных тренажёров. Наряду с общеизвестными компьютерными программами, как например «Развитие речи. Учимся говорить правильно», на занятиях активно используются авторские презентации, созданные в программе Microsoft PowerPoint, с учетом потребностей организованного логопедического процесса.
Использование ЦОР на занятиях для детей необычно и интересно, выполнение заданий предлагаемых с помощью ЦОР очень увлекательно, у детей формируется положительная мотивация на коррекционную работу. Возрастает активность, стабилизируются процессы ЭВС: внимание более устойчивым, дети меньше отвлекаются, повышается их работоспособность, произносительный навык во времени формируется быстрее (на фоне общей отвлеченности от главного) и закрепляется устойчивее. Интерес детей к данному виду работы очевиден и отмечен родителями. Для родителей ЦОР выложены на сайте для занятий с детьми дома. Считаю, что использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопункте себя оправдывает, продуктивность занятий возросла.
Анцыгина Л.А., учитель-логопед, МАДОУ детский сад «Теремок» АГО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования у дошкольников здорового образа жизни"
Проблема формирования здорового образа жизни в последние годы является особенно актуальной в связ с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разря...
Использование цифровых образовательных ресурсов в построении образовательного процесса
Что относится к цифровым образовательным ресурсам, как ЦОР может помочь современному воспитателю....
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного пр...
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья на тему применение цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования речи. В условиях современного развития общества и производства невозможно себе предс...
Презентация "Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников"
Дошкольное образование - как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлен на ...
Муниципальный проект: «Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования ключевых компетенций будущих первоклассников»
Образование — одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизнедеятельности, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением.Использование ИКТ технологий в работе педагога сделает п...