Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет "Весёлый язычок"
статья (старшая группа)
Цель программы: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет "Весёлый язычок" | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Октябрьский детский сад «Светлячок»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Составитель программы
воспитатель
МКДОУ Октябрьский детский сад «Светлячок»
Скурихина И.Ю
п. Октябрьский
Мошковский район
2018г.
Пояснительная записка.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности ребенка к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.
Данная программа кружка по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших групп в детском саду.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Освоение программы рассчитано на 1 год.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
На занятиях для предупреждения переутомляемости детей проводятся игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, элементы логоритмики.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия с детьми старшего возраста 20 минут.
Учебно-тематический план
План - программа – это система занятий по речевой деятельности с использованием всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания.
Занятия включают следующие элементы:
- артикуляционную гимнастику (комплекс упражнений, готовящих речевые органы к постановке звуков),
- чистоговорки, скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков,
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук,
- упражнения на развитие общей моторики, для мышечно-двигательного и координационного тренинга,
- стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук для развития пластики и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти,
-игры, способствующие развитию речи, внимания и умения ориентироваться в пространстве,
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления,
- коммуникативные игры и хороводы для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.
Перспективный план работы
в старшей группе
Месяц | № | Тема | Цели и задачи |
Сентябрь | 1 | « Сказка о Весёлом Язычке» | Вызвать у детей интерес к работе в речевом кружке «Весёлый Язычок». Способствовать развитию; слухового внимания и зрительной памяти, артикуляционного аппарата. Умение координировать движения во взаимосвязью с речью. |
2 | « На прогулку с Весёлым Язычком» | Создавать благоприятные условия для проявления детской индивидуальности. Помогать ребёнку, поверить в свои возможности. Способствовать желанию, участвовать в играх с язычком, в играх импровизациях. Развивать общую и мелкую моторику. | |
3 | « Помощники Весёлого Язычка» | Формировать интерес у детей к речевой деятельности. Способствовать умению, четко произносить звуки в словах. Развивать речевое дыхание. Помогать координировать движения во взаимосвязью с речью. Развивать фантазию и воображение детей. | |
4 | « Вот какие мы друзья» | Через игровую деятельность развивать воображение и пластику, закреплять у детей чёткое, правильное произношение звуков в словах и фразовой речи. Развивать эмоциональную речь, память, воображение, речевое дыхание, фонематическое восприятие. Расширять лексический запас. | |
Октябрь | 1 | « Ай, глаза – глазёнки» | Способствовать интересу детей к, чтению скороговорок в разном темпе, умению произносить звуки в словах, учить правильной артикуляций при произношении звука «с». Желанию выразительно изображать взятый на себя образ. |
2 | «Козы, козы как живёте?» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание стихотворений, развивать образность речи и четкое произношение звука «с», в звукосочетаниях и словах. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат. Расширять лексический запас. | |
3
| «Ой, Коза – Дереза» | Развивать артикуляционный аппарат, учить правильному речевому дыханию, четкому произношению звуков в словах. Способствовать умению, эмоционально передавать взятый на себя образ (мимикой, жестами, голосом). Развивать речевую активность детей заинтересовать поэтическим содержанием. | |
4 | «Заячья горка» | Cпособствовать умению, и желанию ребёнка, брать на себя образ сказочного героя. Развивать речевую активность детей. Развивать артикуляционный аппарат, учить правильному речевому дыханию. | |
Ноябрь | 1 | «Сундучок осени» | Способствовать чёткому внятному произношению звуков в словах, уточнить правильную артикуляцию при произношении звука «ц». Отрабатывать четкое произношение звука Ц. Развивать эмоциональную речь, речевое дыхание, слуховое внимание и зрительную память. |
2 | «Курица – Умница» | С помощью игровой деятельности развивать образное воображение. Закреплять артикуляцию звука «ц». Способствовать развитию памяти, речевому дыханию. | |
3 | «Осенняя карусель» | Способствовать четкому произношению звука «ц» во фразовой речи, развивать речевую активность. Вызвать желание вести речевой диалог, выделяя голосом и мимикой речевые обороты. | |
4 | «Подарки осени» | Закреплять знание об осенних явлениях в природе. Развивать воображение, память, пантомическую выразительность. Способствовать четкому проговариванию звуков в речи. | |
Декабрь | 1 | «В гости к нам пришли матрешки» | Уточнить и закрепить с детьми артикуляцию при произношении звука «ш» изолированного и в словах. Развивать интонацию, речь. Вызвать желание участвовать в играх. |
2 | «Тише мыши не шумите» | Отрабатывать звуковую выразительность речи. Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух. | |
3 | « Почтовая история» | Отрабатывать правильное произношение звука «ш» во фразовой речи. Добиваться умения пользоваться тихим голосом. Развивать речевое дыхание, эмоциональную отзывчивость. | |
4 | « Проказы зимы» | Развивать память, речь, пантомимическую и речевую выразительность. Формировать вежливому общению в игре со сверстниками и взрослыми. | |
Январь | 1 | «В гостях у жука» | Отработать чистое произношение звука «ж» изолированно в словах и слогах. Развивать артикуляционный аппарат. Разрабатывать интонационную выразительность речи. |
2 | «От чего ты ёж колючий» | Вызвать желание участвовать в речевых диалогах. Отражая характерные особенности героя. Уточнить артикуляцию при произношении звука «ж». Умение произносить скороговорки в медленном и быстром темпе. | |
3 | « В гости к зиме» | Развивать воображение, выразительность движения, мимики. Способствовать отработки в произношении звука «ж». Развивать речевую активность детей. | |
Февраль | 1 | «Едет, едет паровоз» | Познакомить Веселый язычок со звуком «ч». Уточнить артикуляцию звука отрабатывать произношение изолированного звука в слогах и словах. Воспитывать интонационную выразительность речи. Обогащать лексический запас. |
2 | «Чудесный сундучок» | Отрабатывать четкое произношение звука «ч» в словах. Способствовать умению, произносить скороговорки медленно и быстро. Развивать речевую активность детей. | |
3 | «Возьми меня с собой….» | Развивать интонацию, выразительность, память детей. Способствовать развитию речевой активности. | |
4 | «Урок вежливости» | Способствовать усвоению детьми речевого элемента, умению интонировать вежливые слова. Развивать умение говорить понятно для окружающих. | |
Март | 1 | «Вот какая мама….» | Развивать воображение, выразительность, движение, мимику. Уточнить артикуляцию звука «щ». Отрабатывать его изолированно в словах. Развивать эмоциональную речь. |
2 | «Путешествие на речку» | Вырабатывать интонацию, выразительность речи, умение говорить громко не торопясь проговаривая четко звуки в ловах. | |
3 | «Разведчики» | Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Способствовать умению, четко произносить звук «ж» в словах и фразах. Развивать речевую активность. | |
4 | « Поиграй – ка» | Прививать навыки речевого этикета. Способствовать умению использовать в речи «волшебные слова». | |
Апрель | 1 | «В гостях у весны» | Закреплять знания о весенних приметах. Развивать образную выразительность речи, чувство, ритма, темпа. Развивать артикуляционный аппарат. |
2 | «Космонавтом быть хочу» | Развивать воображение, память, речевую активность и выразительность. Закреплять представление детей о воде ее качествах, изменениях природных явлениях. Оформлять интерес к пальчиковым играм. | |
3 | «Путешествие вместе с капелькой» | Развивать артикуляционный аппарат, память детей. Способствовать отработки правильного произношения звука «л» в словах. Формировать дружеские взаимоотношения в играх. | |
4 | «Птицы» | Способствовать умению детей понимать смысл пословиц, поговорок, запоминать их, использовать в нужном деле. Закреплять произношение звуков в словах. | |
Май | 1 | «Баллада о юном барабанщике» | Провести подготовительные уроки пения для правильного произношения звука «р». Развивать артикуляционный аппарат, эмоциональную речь. |
2 | «Уроки Весёлого язычка» | Способствовать умению, определять правильное положение языка при произношении звука «р». Развивать эмоциональную речь. | |
3 | « О чём кричит ворона» | Развивать воображение детей, память. Развивать пантомическую выразительность, звукоподражательные навыки, чувство ритма. Формировать желание участвовать в совместных играх. | |
4 | «На лесном перекрёстке» | Развивать фантазию, воображение детей, память. Способствовать отработке правильного произношения звука «р» в словах, фразах. Формировать интерес к животным и совместным играм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»
Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка по развитию речи «Весёлый язычок»
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей в условиях дошкольного учреждения.Задачи:1. Формировать связную речь, умение регулировать силу г...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...