План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»
методическая разработка
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 1 «Ласточка»
Елизовского муниципального района г. Елизово Камчатского края
🖂684000, Камчатский край, г. Елизово, ул. Гришечко, д. 11
📪E-mail madou-lastochka@mail.ru
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Зам. заведующей по ВМР Заведующий МАДОУ №1
_____ О.А.Найденко _________ Н.Ю.Зайцева
«___» ___________2018 г. «___» ___________2018 г.
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2018 — 2019 УЧ.Г.
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»
Воспитатель группы раннего возраста
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
Ким Алевтина Ивановна
Елизово 2018
«Искусство актера заключается в речи и в движении тела»
И. Гёте
Пояснительная записка
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.
Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решатьмногие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:
- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель самообразования воспитателя по теме: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.
6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- анализ программно-методических материалов по исследуемой теме;
- самоанализ и самооценка НОД в группе раннего возраста;
- проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, родителей;
- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей раннего возраста;
- создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности;
- выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат:
- повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;
- пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
- приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;
- обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста». Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Форма самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;
- групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет, участие в курсах повышения квалификации.
Сроки реализации плана самообразования: сентябрь 2018г. – май 2019г.
Источники самообразования:
- периодические издания: «Первое сентября», «Современное дошкольное образование», «Практика управления ДОУ»; методические пособия и учебники; Интернет-ресурсы; курсы повышения квалификации; медианары, вебенары, видеоконференции.
Перспективный план работы по самообразованию на 2018-2019 уч.год
Мероприятие | Сроки реализации | Результат |
Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков | Сентябрь-октябрь | Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме. |
Педагогический мониторинг образовательной области «Развитие речи» в группе | Октябрь (первичный) Май (итоговый) | Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям. |
Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения | Сентябрь | План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2018 – 2019 учебный год |
Оформление центра речевого развития | Октябрь - апрель | Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет) |
Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста | Октябрь | Картотеки двигательно-речевых игр и потешек |
Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети» | Октябрь | Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?» |
Оформление ширмы для театрализованной деятельности: кукольный театр «Би-ба-бо». | Ноябрь | Ширма для кукольного театра |
Показ настольного театра «Репка» детям | Ноябрь | Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка. |
Изготовление театра на липучках «Колобок», оформиление его на стену в доступности для детей | Ноябрь | Настенный театр на липучках «Колобок» дл самостоятельной игры детей |
Разработка конспектов НОД с использованием приемов театрализации «Репка», «Теремок», «Сказка про утят», «Заинька серенький» | В течение года | Конспекты НОД |
Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настенный, театр на фланелеграфе, масочный театр | В течение года | Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя», теневым театром «Красная шапочка», фланелеграфным театром «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» |
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов | В течение года | Создание уголка ряжения, изготовление масок, |
Показ театра на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» | Декабрь | Закрепление у детей последовательности героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации |
Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр | Декабрь | Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза |
Показ фланелеграфного театра «Теремок» детям | Январь | Знакомство детей со сказкой «Теремок» |
Курсы повышения квалификации «Оказание первой помощи» 16 часов | Июнь | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса |
Изготовление шапочек по сказке «Репка» для театрализованного представления в неделю театрализации в МАДОУ | Февраль | Подготовка к театрализованному представлению для воспитанников младшей группы №3 по сказке «Репка» |
Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Теремок» на «Неделю открытых дверей в МАДОУ» | Март | Подготовка к открытому занятию для педагогов и родителей с элементами театрализации по сказке «Теремок» |
Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов | В течение года | Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости |
Обыгрывание театрализованных игр-сказок | Декабрь – май | Подготовка детей к публичным выступлениям |
Распространение собственного опыта работы, посредством ведения личного сайта воспитателя | В течение года | |
Конкурс с участием родителей «Театр своими руками» | Декабрь | Участие в общесадовском конкурсе, пополнение центра театрализации новыми видами театров в группе |
Оформление группы неделе театрализации | Март | Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей «Что такое театр?», «Польза театра в раннем возрасте», оформление пространства группы в соответствии с темой недели в МАДОУ |
Участие в неделе театрализации с постановкой сказки «Репка» для младших групп | Март | Театрализованное представление для воспитанников младшей группы №3 по сказке «Репка» |
Участие в неделе открытых дверей с постановкой сказки «Теремок» | Апрель | Открытое занятие для педагогов и родителей с элементами театрализации по сказке «Теремок» |
Изготовление дидактических игр по сказкам | В течение года | Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет» |
Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей | Октябрь Апрель | Оформление выставки, подготовка папки-передвижки, стенда. Фотоотчет о театрализации в группе в мае |
Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей | В течение года | Консультации по результатам мониторинга, памятки, оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста |
Участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ | В течение года | Наградные документы. Оформление портфолио педагога. |
Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме | В течение года | Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье» |
Оформление центров развития в паспорт группы: центр театрализации, уголок ряжения, центр книги, речевой центр | Май | Паспорт РППС |
Ознакомление с вебенарами, медианарами, видеолекциями по вопросам дошкольного детства | В течение года | Сертификаты участника мероприятия. Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса |
Курсы повышения квалификации «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО» 16 часов | Июнь | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса |
Курсы повышения квалификации «Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками» 40 часов | Июнь | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса |
Курсы повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста» 108 часов | Июнь-июль | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса |
Используемые источники:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013
11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.
12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.
13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»: (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/06/picture-467790-1407299560.jpg)
Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Перспективный план самообразования на 2016-2020гг «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Программа по самообразованию Жарковой Анастасии Михайловны (воспитатель первой квалификационной категории)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1290084-1605549070.jpg)
План саморазвития воспитателя «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельностидетей;2) Совершенс...
Методическая разработка «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста» Сказка «Курочка Ряба»
Цель моей методической разработки: развитие устной речи у детей посредством театральной деятельности (по русской народной сказке «Курочка Ряба»).Задачи:Образовательные: учить детей внимате...
Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-593871-1577023694.png)
Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста".
Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/11/picture-1493206-1699702438.jpg)
Самообразование на тему: "Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста".
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста; объединить усилия п...