Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_moy.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Воспитатель 1 младшей группы «Колобок»: Ерофеева Т. А.
Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»
Большинство детей в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала, т.к. даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики.
Обоснование выбора темы: Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в 1 младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Задачи театрализованной деятельности в 1 младшей группе:
1. Развивать память, внимание.
2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.
3. Воспитывать выдержку.
4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность).
5. Развивать умственную и речевую активность.
6. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).
Перспективный план
Форма работы | Сроки проведения | Практические выходы |
Методическая работа | ||
Изучение методической литературы по теме | Сентябрь-май | Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет |
Подобрать методическую литературу по теме самообразования | Сентябрь-декабрь | Повышение своего профессионализма |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы | Октябрь-май | Театры |
Создать картотеку театрализованных игр | Сентябрь-май | Картотека |
Картотека потешек, песенок, хороводных игр | Сентябрь-май | Картотека |
Консультация для педагогов на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников» | Май | Доклад |
Работа с детьми | ||
Составить картотеку театрализованных игр | Октябрь-ноябрь | Картотека |
Провести беседу с детьми о театре | Октябрь | Беседа |
Познакомить с миром театральных профессий | Декабрь | Игра |
Знакомство с различными видами театров | Октябрь-май | Изготовление театров |
Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах | Сентябрь-май | Конспекты занятий и игры |
Работа с родителями | ||
Информационные бюллетни: «Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»; «Театральные игры – путь к детскому творчеству»; «Как проводить с ребёнком досуг»; «Развитие речи ребёнка 3 года жизни». | Сентябрь-май | Бюллетни |
Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством использования игровых приёмов и художественного слова». | Октябрь | Протокол родительского собрания |
Изготовление народной игрушки | Ноябрь | Творческая работа |
Родительское собрание «Книжки для малышей» Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка» | Декабрь | Протокол родительского собрания Анкета |
Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей», «Театрализованные игры – играйте вместе с детьми» | Январь-март | Консультации |
Проведение тематического родительского собрания «Путешествие в театр», «Как научить ребёнка играть в куклы?» | Февраль-март | Протокол родительского собрания |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр | Апрель | Конкурс «Театр - детям» |
Анкетирование «Развитие речи у детей средствами театральной деятельности» | Апрель | Анкеты |
Совместные мероприятия с детьми | Сентябрь-май | Конспекты развлечений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необход...
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста.
Цель: Создать эмоционально-комфортные условия театрально-игровой деятельности для речевого развития детей раннего возраста....
План работы по самообразованию. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»
Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....
Отчет по самообразованию Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста».
Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....
Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста".
Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"....
Самообразование на тему: "Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста".
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста; объединить усилия п...