Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_moy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Воспитатель 1 младшей группы «Колобок»: Ерофеева Т. А.
Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Большинство детей в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала, т.к. даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики.

Обоснование выбора темы: Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в 1 младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.

Задачи театрализованной деятельности в 1 младшей группе:

1. Развивать память, внимание.

2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.

3. Воспитывать выдержку.

4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность).

5. Развивать умственную и речевую активность.

6. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Содержание работы.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

Перспективный план

Форма работы

Сроки проведения

Практические выходы

Методическая работа

Изучение методической литературы по теме

Сентябрь-май

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет

Подобрать методическую литературу по теме самообразования

Сентябрь-декабрь

Повышение своего профессионализма

Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы

Октябрь-май

Театры

Создать картотеку театрализованных игр

Сентябрь-май

Картотека

Картотека потешек, песенок, хороводных игр

Сентябрь-май

Картотека

Консультация для педагогов на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Май

Доклад

Работа с детьми

Составить картотеку театрализованных игр

Октябрь-ноябрь

Картотека

Провести беседу с детьми о театре

Октябрь

Беседа

Познакомить с миром театральных профессий

Декабрь

Игра

Знакомство с различными видами театров

Октябрь-май

Изготовление театров

Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах

Сентябрь-май

Конспекты занятий и игры

Работа с родителями

Информационные бюллетни: «Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»; «Театральные игры – путь к детскому творчеству»; «Как проводить с ребёнком досуг»; «Развитие речи ребёнка 3 года жизни».

Сентябрь-май

Бюллетни

Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством использования игровых приёмов и художественного слова».

Октябрь

Протокол родительского собрания

Изготовление народной игрушки

Ноябрь

Творческая работа

Родительское собрание «Книжки для малышей»

Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»

Декабрь

Протокол родительского собрания

Анкета

Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей»,

«Театрализованные игры – играйте вместе с детьми»

Январь-март

Консультации

Проведение тематического родительского собрания «Путешествие в театр», «Как научить ребёнка играть в куклы?»

Февраль-март

Протокол родительского собрания

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр

Апрель

Конкурс «Театр - детям»

Анкетирование «Развитие речи у детей средствами театральной деятельности»

Апрель

Анкеты

Совместные мероприятия с детьми

Сентябрь-май

Конспекты развлечений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный              многоплановый и для успешной его реализации необход...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста.

Цель: Создать эмоционально-комфортные условия театрально-игровой деятельности для речевого развития детей раннего возраста....

План работы по самообразованию. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Отчет по самообразованию Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста».

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста".

Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"....

Самообразование на тему: "Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста".

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста; объединить усилия п...