Самообразование на тему: "Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста".
материал

Казакбаева Альбина Анатолиевна

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_tema_teatralnaya_deyatelnost.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

План работы по самообразованию

на 2023-2024 уч. год

Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста»

Выполнил воспитатель

Казакбаева Альбина Анатолиевна

Туймазы – 2023 г.

Пояснительная записка

        Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

        Проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло.

Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.

        Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в раннем возрасте. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.).

        Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

        Актуальность выбранной темы: театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества она близко и понятно ребенку.

        Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.         Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.         Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.

3. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряженья.

4. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Ожидаемый результат:

1. Повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности.

2. Пополнение информационно – методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.

3. Приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства.

4. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.

5. Повышение уровня знаний родителей по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста».

Перспективный план работы (на 2023 – 2024 уч. год)

Месяц

Развивающая среда

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

- составление перспективного плана;

- подбор и изучение педагогической литературы.

- чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»,

- чтение стихотворений, потешек.

- консультация с родителями о необходимости водить детей на театральные представления (кино, цирк);

 - беседа о том, как театральные представления влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Октябрь

- изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»;

- создание картотеки загадок, потешек;

- оформление центра

речевого развития;

- разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряженья.

- отгадывание детьми загадок;

- чтение стихотворений, потешек.

- консультация для родителей «Роль загадок в воспитании детей раннего возраста»;

- семейный круг «Отгадай загадку и нарисуй отгадку».

Ноябрь

- пополнение картотеки двигательно-речевых игр для детей раннего возраста;

- изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»;

- обустройство уголка ряженья;

- дидактические игры «Узнай загадку», «Угадай из какой сказки герой?»;

- звукоподражание;

- настолько-печатные игры по мотивам русских народных сказок (картинки, лото).

- консультация для родителей на тему: «Пальчиковый театр и мелкая моторика»;

- консультации

«Игры как фактор развития речи детей раннего возраста»;

- поручение родителям изготовить атрибуты для театрализованных игр.

Декабрь

- оформление ширмы для театрализованной деятельности, кукольный театр «Би-ба-бо»;

- показ настольного театра «Репка».

- изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр (шапочки снеговиков, домик Деда Мороза).

- хороводы, подвижные игры;

- знакомство детей со сказкой «Репка»;

- просмотр настольного театра по сказке «Репка».

- игра-драматизация «Репка»

- оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Зимушка-зима»;

- поручение родителям по изготовлению пальчиковых театров.

Январь

- подготовить пальчиковые игры, картотеки.

- изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят».

- игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»;

- пальчиковая игра «Пришла Коляда»;

- знакомство детей со сказкой «Теремок»;

- просмотр настольного театра по сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят».

- просмотр разных видов театра дома и детьми;

- изготовление фотоальбома: «Театр и дети».

Февраль

- рассказ о празднике «Масленица».

- изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Курочка Ряба»

- разучивание песен и стихов про «Масленицу»;

- знакомство с пословицами и поговорками.

- знакомство детей со сказкой «Курочка Ряда»;

- просмотр настольного театра по сказке «Курочка Ряба».

- консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста».

Март

- создание театрального уголка в группе (настольный, конусный, пальчиковый театр).

- изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Колобок».

- знакомство с потешками, песнями о солнце;

- досуг «Солнышко, нарядись красное покажись!»

- знакомство детей со сказкой «Колобок»;

- звукоподражание;

- игра-драматизация «Колобок»;

- просмотр настольного театра по сказке «Колобок».

- консультация для родителей: «Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников»

Апрель

- приобретение в группу раскрасок по русским сказкам и потешкам.

- дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».

- консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Май

- закрепить с детьми все пройденные сказки.

- игры

- беседа с родителями «Театральная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста».

Список литературы

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 г.

3. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995 г.

4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009 г.

5. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998 г.

6. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008 г.

7. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005 г.

        8. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013 г.

        9. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

         10. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.

        11. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»: (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009

         12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013 г.

         13. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный              многоплановый и для успешной его реализации необход...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста.

Цель: Создать эмоционально-комфортные условия театрально-игровой деятельности для речевого развития детей раннего возраста....

Методическая разработка «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста» Сказка «Курочка Ряба»

Цель моей методической разработки: развитие устной речи у детей посредством театральной деятельности (по русской народной сказке «Курочка Ряба»).Задачи:Образовательные: учить детей внимате...

Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболе...

Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста".

Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"....

материал по самообразованию "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста"

материал по самообразованию "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста"...