Публикация: "Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы".
статья (старшая группа)
Публикация: "Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Костыгина Л.Е.
Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы
Учитель - логопед, МКДОУ д\с № 20, г. Еманжелинск Челябинская область
Все знают, что одним из важных этапов в жизни человека является его поступление в школу. Для формирования у будущих первоклассников навыков чтения и письма необходимо формировать у них фонетико – фонематическую компетенцию. Фонетика изучает: речевой звук, артикуляцию, гласные, согласные, ударение, слог. Фонем изучает: дифференциальные признаки согласных (твёрдый – мягкий, глухой – звонкий). Следовательно, фонетико – фонематическая компетенция – это: - развитый фонематический слух; - навыки звукового анализа и синтеза; - умение правильно делить слова на слоги; - правильное звукопроизношение. С каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией и сопутствующими неречевыми отклонениями в развитии. В логопедический пункт дети зачисляются со старшей группы. В этом возрасте дети могут различать неречевые звуки, слова со звуками, не смешиваемые в произношении (мишка – мышка, бочка – почка, уточка – удочка). Но определять наличие звука в слове, местоположение звуков в словах, звуковой анализ и синтез у детей вызывают трудности. Сложность вызывает также дифференциация (различение) твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных. Эти факты подтверждают важность и актуальность формирования фонетико – фонематической компетентности. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, поэтому в работе по формированию у детей фонетико – фонематической компетентности мы применяем дидактические игры: - на развитие умения определять наличие звука в слове; - на развитие умения определять местоположения звука в слове; - на развитие звукового анализа. При работе с детьми по коррекции произношения свистящих звуков [с] – [с`], [з] – [ з`] используем куклу для девочек. Кукла Свистелочка умеет свистеть твёрдо [с], мягко [с`]. Поэтому у неё зелёно – синее платье. Задание для девочек - Подарить подарки Свистелочке: в синий кармашек – картинки, в названии которых звук [с], в зелёный кармашек – картинки, в названии которых [с]. - Собрать бусы для Свистелочки: на каждую бусинку придумать слово со звуками [с] - [c`], получатся бусы зелёно – синего цвета. При работе по формированию произношения звуков [з] - [з`] на занятие приходит кукла Звенелочка. Она, так же как и Свистелочка, звенит твёрдо [з], мягко [з`]. Проводим аналогичные игры с куклой, но речевой материал подбираем с соответствующими звуками. В работе по коррекции произношения шипящих звуков [ш] – [ж] присутствуют куклы Шипелочка и Жужалочка, которые шипят и жужжат только твёрдо, поэтому у них синие платья. Девочки дарят куклам картинки со звуками [ш] –[ж], собирают бусы с этими звуками. Игра для мальчиков «Собери нужный груз» Для мальчиков используем машины синего зелёного цвета. На синей машине провезти картинки, в названии которых есть твёрдый звук [с] или [з], на зелёной – картинки, в названии которых есть мягкий звук [с] [ з`].
Интересно детям работать с квадратом Воскобовича. Используем синий и зелёный цвета. Задания на дифференциацию твёрдых – мягких звуков. Называются слова, например, со звуками [р] –[р`]. Если в слове слышится твёрдый [р], дети показывают квадрат синего цвета, если мягкий – то зелёного цвета. Увлечённо дети работают с палочками Кюизенера. Например, составить из палочек фигурку, в названии которой есть изучаемый звук. Одновременно закрепляются понятия о геометрических фигурах, развивается мелкая моторика. - Игра «Разведчики – разведчицы» Предлагаются картинки в зависимости от темы, дети должны «разведать», как слышится звук в данном слове, твёрдо или мягко. Прищепками соответствующего цвета дети делают отметку (например в слове яблоко звук [л] слышится твёрдо, значит, используется синяя прищепка; в слове лист звук [л] мягкий – значит, зелёная прищепка). - Игра «Цепочка» Используются круги зелёного синего цвета. Зелёные круги вырезаны из поролона, синие – из картона. Называются слова со звуками [с] –[с`], например, сито, сыр, сено, сок. Дети берут кружок соответствующего цвета, в итоге получается цепочка. Игра «Рыбалка» Ребёнку даётся деревянная удочка с магнитом, на стол кладётся водоём. В водоёме деревянные фигурки, тоже с магнитиками. Ищем звук Р в начале слова, в середине и в конце. Например, звук Р вначале слова, ловим фигурку РАК, в середине слова ловим фигурку КРАБ, и т.д. У многих детей с нарушением звукопроизношения отмечается и нарушение зрительного восприятия. Для профилактики дисграфических ошибок на письме используем игру «Собери букву»: из данных элементов нужно сложить букву (например, буква Ч, Щ – из поролона, так как звуки Ч – Щ всегда мягкие, буква Ш – из картона, так как звук Ш всегда твёрдый). Детям очень нравится играть в игру «Звуковые шары». Детям дается установка: - Слово с твёрдым назови – синий шарик отпусти. - Слово с мягким назови, зелёный шарик отпусти. При формировании понятий «звонкий – глухой» играем в игру «Колокольчик – ёжик»: колокольчик звенит звонко, ёжик фырчит тио. Так, при прослушивании слов со звуками [с] – [з] (зуб, сын, зонт, сок, суп) появляется цепочка из фигурок. В кабинете оформлен дидактический игровой центр. В него входят: - «Звуковой домик»: на первом этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится внизу – это свистящие, на втором этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится наверху – это шипящие, соноры. У ребёнка формируется представление об артикуляции. - «Подбери картинки для пчёлки»: ребёнок подбирает картинки, в названии которых есть звук Ж. - «Подбери друзей стрекозе»: в слове стрекоза три слога, поэтому слова должны быть с тремя слогами. Итогом использования данных игровых приёмов является умение детей давать характеристику звуку (звук Ж: губы «бубликом», язык находится наверху, ветерок тёплый – звук твёрдый, звонкий). Подобные игры вызывают у детей интерес к занятиям, способствует развитию самостоятельности, развивают фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза, а это главное условие для успешного овладения чтением и письма в школе.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Литература:
1.Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.: Каро, 2002.
2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2007.
3.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов. М.: Гном и Д, 2001.
5.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2009.
СОВУШКА 2018. № 4(14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»
Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-988679-1515343722.jpg)
Социализация старших дошкольников через использование приёмов социоигровой технологии.
Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне связана с кардинальными переменами в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознан...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
Опыт работы "«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА«ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»
Опыт работы по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-762557-1456674737.jpg)
Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»
Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/27/picture-1367253-1637998834.jpg)
Из опыта работы "Обучение грамоте старших дошкольников посредством игровых приёмов Lego - технологии"
Данная статья содержит материал по использованию игровых приёмов Lego - технологии при обучении грамоте старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/23/picture-1085659-1543000293.jpg)
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....