Социализация старших дошкольников через использование приёмов социоигровой технологии.
консультация на тему

Тюшина Светлана Васильевна

Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне связана с кардинальными переменами в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознании. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренными преобразованиями во всех структурах общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантой становится развитие социально-активной личности, умеющей ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация старших дошкольников через использование приёмов социоигровой технологии. Сущность процесса социализации дошкольников Основные принципы социоигровой технологии Система работы по использованию приёмов социоигровой технологии

Слайд 2

ФГОС ДО: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: (выдержки) проявляет инициативу и самостоятельность; обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям, к самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; может следовать социальным нормам и правилам.

Слайд 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это с одной стороны , усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду Все отклонения в социальном развитии ребёнка дошкольного возраста- результат неправильного поведения окружающих его взрослых

Слайд 4

СТАДИИ (ЭТАПЫ) социализации детство, юность, зрелость, старость (младенчество, раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет),… поздняя зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). ФАКТОРЫ социализации мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета , мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. макрофакторы, (макро - большой) - страна, этнос, общество , государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок ) микрофакторы(микросоциум) семья, группы сверстников, воспитательные организации (школа, ДОУ и др) АГЕНТЫ социализации люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя) По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека. МЕХАНИЗМЫ социализации Подражание - следование какому-либо примеру, образцу . Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом Рефлексия - внутренний диалог и др.

Слайд 5

Главный принцип социоигрового подхода - организация занятия или любой другой деятельности, как игры-жизни между микрогруппами - малыми социумами. Отсюда и термин «социоигровая». «Общение – это основная движущая сила развития. Только общение делает ребенка воспитуемым». Л.С.Выготский.

Слайд 6

Основные правила (условия) построении занятий на основе социоигровой технологии: Организация групповой работы – микрогруппами Организация взаимодействия, общения в микрогруппе - установление и принятие детьми правил работы микрогруппы Выбор лидера (представителя) группы. «Смена лидерства» Организация двигательной активности со сменой мизансцен (обстановки) Смена темпа и ритма Интеграция различных видов детской деятельности

Слайд 7

ПАМЯТКА "Правила работы в малой группе" Один за всех и все за одного. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают. Когда работаешь, не мешай другим. Справился сам, помоги другу. Умей принять помощь. Наш девиз: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно



Предварительный просмотр:

Социализация  старших дошкольников

через использование приёмов социоигровой технологии. (Слайд 1).

Федеральный  государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ №1155) определяет целевые ориентиры дошкольного образования. В частности, на этапе завершения дошкольного образования мы видим ребёнка, который: (Слайд 2)

  • проявляет инициативу и самостоятельность;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям к самому себе;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого в ситуации общения;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
  • может следовать социальным нормам и правилам.

это требует от педагогов создания условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития.

(Слайд 3). Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Сущность социализации заключается в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. На разных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности.   В этой связи можно выделить несколько стадий социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Установлено, что наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.

Отношение ребенка к другим людям начинается с диады «ребенок — взрослый» и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде «ребенок — ребенок».

 (Слайд 4). Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, агентами, с помощью различных средств и механизмов.[5].

Социализация — процесс весьма длительный, расширение и обобщение социального опыта происходит на протяжении всей жизни человека. [6].

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта [9].

Проблема формирования взаимоотношений в дошкольной педагогике не является новой, к ней обращались в своих исследованиях отечественные и зарубежные ученые - А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Т.А. Репина, Е.Е. Шулешко, О.В. Пастюк и др.

Основой для создания социоигровых подходов послужила методика, первоначально разрабатывавшаяся на материале обучения детей в начальной школе.  

Сам термин "социоигровой стиль" появился ещё в 1988 году. В 1992 г. в "Учительской газете" была опубликована статья "Вольный стиль или погоня за 133 зайцами", где автор, опираясь на материалы социоигровой педагогики Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатова, описывает организацию работы с детьми, как игру между микрогруппами.

Сущность социоигрового подхода заключается в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения собственной личности.

 Главный принцип социоигрового подхода - организация занятия или любой другой деятельности как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).

(Слайд 5). Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо [5]. Ученые отмечают, что опыт общения, приобретаемый в детских микрогруппах, позволяет ребенку выстраивать образ самого себя, соответственно жить и действовать. 10

«Общение – это основная движущая сила развития. Только общение делает ребенка воспитуемым».

 Л.С.Выготский». 

(Слайд 6). Основные правила (условия) построении занятий на основе социоигровой технологии:

1. Организация групповой работы - микрогруппами (оптимальной считается группа из  3-6 человек)

Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Что может послужить основанием для деления на группы?

Например, время года (в какое время года, ты родился? - займи соответствующее место). Используются мнемо -карты "зима", "весна","лето", "осень". Дети знают и называют времена года и месяцы, но, когда требуется соотнести свой день рождения с временем года, тут возникает проблемная ситуация. Другой вариант: "Какое время года ты любишь? Займи соответствующее место." Цвет, форма, размер геометрических фигур может служить основанием для деления на микрогруппы. Фрукты, овощи, ягоды (по цвету). Зелёная посуда для зелёных фруктов, овощей и ягод; оранжевая - для оранжевых, красная  - для красных.

2. Организация взаимодействия, общения в микрогруппе - установление и принятие детьми правил работы микрогруппы. (Слайд 7).

3. Выбор лидера (представителя) группы. "Смена лидерства".

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

4. Организация двигательной активности  со сменой мизансцен(обстановки).

На данном этапе происходит перераспределение подгрупп "перегруппировка" или объединение всей группы.

5. Смена темпа и ритма. 

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

6. Интеграция различных видов детской деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Таким образом, основные принципы социоигровой технологии совпадают с основными положениями ФГОС ДО, значит, позволяют организовать такую среду для «проживания» детства, которая необходима современным детям для полноценного личностного развития и здоровой социальной активности в будущем. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, формированию коммуникативной компетенции, самоорганизации у дошкольников, а также позволяет повысить уровень познавательных и творческих способностей у дошкольников.

Библиографический список:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. -  URL: http://koob.ru Дата обращения: 07.09.2010.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова - СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  3. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов  / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Академический Проект, 2007. – 287 с.
  4.  Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
  6. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной  -  СПб.: Питер, 2004.  -  592 с: ил.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  8.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников/ Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2010. - №1. – с. 7-12
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И.  Шевандрин -  М.: ВЛАДОС,1995.   – 551 с.

ПАМЯТКА

"Правила работы в малой группе"

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ed8b1c6c1ea226d492556580d3d5e1cf&n=33&h=215&w=184

C:\Users\1\Desktop\дло.jpg

http://static.canalblog.com/storagev1/olivierjav.canalblog.com/images/silence.jpg

  • Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
  • Когда работаешь, не мешай другим.

        

  • Справился сам, помоги другу.
  • Умей принять помощь.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f0b34a6c86c3d6b6bdafa0f4cf447c01&n=33&h=215&w=267


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста. Использование приёмов социоигровой технологии в работе с детьми".

В данной статье рассказывается об опыте моей работы  по формированию навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста,путём использования приёмов социоигровой технологии....

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»

Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....