Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkatulka_dobrykh_del.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 68 «Улыбка»
Формирование доброжелательности у старших дошкольников
через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел».
Маркова Дарья Михайловна
педагог-психолог
г. Владимир
2013 г.
Цель: воспитание доброжелательности, желания совершать добрые поступки.
Задачи:
- формирование чуткого, доброжелательного отношения к товарищам;
- побуждение детей к нравственным поступкам.
1-й день. Беседа о доброте, хороших и плохих поступках.
Ребята! Поговорим с вами о доброте, о добрых людях, о хороших поступках. Немало поговорок сложили о добре и зле, людях добрых и злых, делах хороших и дурных.
Какие поговорки о доброте и добрых людях вы знаете? (ответы детей)
«Доброе дело два века живет»
«Доброе слово лучше мягкого порога»
«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»
Эта поговорка означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они умеют сопереживать, принимая близко к сердцу чужие болезни, стремятся помочь, чем могут. Недаром говорится «Спешите делать добро»
Ребята, какие качества отличают доброго человека? (ответы детей)
Какие поступки мы с вами можем назвать добрыми, хорошими?
Есть пословицы и о злых людях. О злом человеке говорят: «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости». Пословица говорит о том, что злые люди завистливы, чужое счастье, удача вызывают у них зависть, а добрый человек умеет радоваться за других.
«Злой человек – как уголек: если не жжет, то чернит» Как вы думаете, что значит эта пословица?
Злому человеку неприятно, когда хвалят другого, он хочет очернить его, сказать что-то плохое. Ведь и остывший уголек рук не обожжет, но сделает их грязными, черными.
Ребята, какие качества отличают злого человека? (ответы детей)
Какие поступки мы можем назвать злыми, плохими?
Я думаю, ребята, что доброта есть в каждом человеке с рождения. Говорят, что «доброта есть жизнь». Доброму человеку присущи такие качества, как отзывчивость, сочувствие, любовь, забота о близких.
«На что похоже доброта?»
Участники игры по очереди говорят, на какое природное явление, настроение, существо похоже доброта. Начинает сравнение психолог: «Доброта похожа на солнышко».
Взрослый обобщает: «Каждый видит доброту по-своему. Для кого-то доброта – это улыбка, солнце, нежное и ласковое лицо мамы или бабушки, или заботливые мамины руки. Доброта несет в себе ласку и тепло, она нужна любому живому существу как солнечный свет.
«Солнце доброты»
«Изобразим нашу доброту в виде солнца – нарисуем круг и раскрасим в теплый желтый цвет. Внутри напишем слово «доброта». От солнца, которое согревает нашу планету, исходят лучи. Пусть лучи исходят и от нашего «Солнца доброты». Лучиками «доброты» будут наши ладошки. Каждый лучик – качество доброго человека» (совместная работа детей и психолога размещается в группе, и детям зачитывается стихотворение).
Доброта.
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она, как солнце светит
С небесной высоты.
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой.
Мы все живем с надеждой
На встречу с ДОБРОТОЙ.
Психолог завершает: «Пусть «Солнце доброты», которое мы сделали, согревает вас своим теплом. До встречи ребята».
2-й день. День помощника. «Шкатулка добрых дел».
Дети, вчера мы с вами говорили о добрых и злых людях, о хороших, добрых, и плохих поступках. Вспомним, какие добрые поступки мы с вами можем сделать (ответы детей: «поделиться с другом», «быть вежливым», «спасти кого-то», «слушаться», «уважать взрослых», «не обижать маленьких»). Я приготовила для вас очень красивую шкатулку. Назовем её «Шкатулка добрых дел». Шкатулка эта не простая, так как в ней будут храниться наши добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда закончится неделя, мы посмотрим, сколько добрых дел мы с вами сделали.
«День помощника»
«Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это было незаметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет стараться помочь во всем. Не говорите об этом никому, пусть это будет ваш секрет. Вечером мы снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто вам сегодня помогал, и поблагодарите его».
Вечером психолог собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, кто помогал ему. Затем каждый ребенок-помощник опускает фишку в «Шкатулку добрых дел».
«Как вы думаете, когда вы помогали друг другу, какие поступки вы совершали? (ответы детей: «хорошие», «правильные») Верно, ребята. Вспомните о каких еще поступках мы говорили вчера? (ответы детей: «нехороших», «плохих»). Что значит поступить плохо? Приведите примеры плохих поступков. За добрые поступки в «Шкатулку добрых дел» мы опустили с вами фишки желтого цвета, а если вы вдруг совершили плохой поступок – нужно будет опустить в шкатулку фишку красного цвета. А в конце недели мы с вами посмотрим, каких фишек в шкатулке окажется больше».
В конце недели психологом и детьми проводится подсчет фишек и подведение итогов недели. Фишки вынимаются из шкатулки, в начале следующей недели игра продолжается.
Литература:
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб., 2008. - С. 76.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005., С. 138.
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. – М., 2013., С. 4-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...
Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Дидактические игры.
Картотека дидактических игр....
Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Серия ситуативных игр-историй
Серия ситуативных игр-историй "Будем крепко мы дружить"...
Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Беседы
Беседы на формирование дружеских отношений...
Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Консультация для педагогов
quot;Воспитание у детей дружеских взаимоотношений"...