Из опыта работы "Обучение грамоте старших дошкольников посредством игровых приёмов Lego - технологии"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Данная статья содержит материал по использованию игровых приёмов Lego - технологии при обучении грамоте старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербинская Елена Анатольевна,
МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»
«Использование приёмов Lego – технологии
при обучении грамоте старших дошкольников»
Главной задачей в своей работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха. Успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. Ребёнок вырастет и пойдет в школу, он должен обладать определёнными компетенциями в учебной деятельности. Тем более что современные требования начальной школы к будущим первоклассникам наиболее остро ставят проблему подготовки к обучению грамотой, учителям нужен читающий контингент обучающихся. Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала, поэтому родители будущих первоклассников стали более заинтересованы в качественной подготовке к обучению в школе.
Изучив огромное количество научно-методической литературы, методик и технологий, меня заинтересовала идея развития речевой функции при помощи Lego-технологии. Эта технология позволяет строить занятия по обучению грамоте с учётом ведущей деятельности, которая в дошкольном детстве называется игра. Включая в образовательную деятельность элементы игры с конструктором Lego, можно придумывать сюжеты рассказов, сказок, обыгрывать истории самими детьми, помогать им в запоминании простых текстов и пересказе их близко по содержанию, моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании навыков звукового анализа и синтеза, развивать воображение и мелкую моторику.
На первом этапе внедрения технологии Lego в процесс обучения грамоте с целью повышения эффективности процесса овладения основами русского языка я познакомила родителей с возможностями конструктора в работе по данному направлению, подготовила для каждой семьи дидактический материал для закрепления полученных знаний в домашних условиях.
Работу по включению кирпичиков Lego в образовательную деятельность с детьми начинаю с введения термина «звук». С этой целью используются лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе используются сыпучие материалы. Человечки красного цвета изображают гласные звуки, их туловище пустое, они всегда поют. В туловище человечков в синих и зелёных «костюмчиках» дети помещают сыпучие материалы (например, горох и бисер). Эти человечки обозначают согласные звуки, они умеют шуршать и греметь. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Использование сыпучих материалов при работе с конструктором помогает детям определять глухой и звонкий звуки, а цветовая гамма – усвоить их твёрдость и мягкость. Для уточнения предлагаю детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках соответственно живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей, учит созидать и … разрушать. Но, ломая собственную постройку из Lego, дети имеют возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые её части, выступая в роли творца.
Далее перед собой ставлю задачу – научить ребят выделять звуки в речи. Для этого использую игры «Lego – башня», «Lego – гусеница», «Заборчик». При работе с гласным звуком применяем детали конструктора красного и жёлтого цвета. Красный кирпичик обозначает заданный гласный звук, жёлтый – любой другой звук. Например, играя со звуком А, детям необходимо построить башню, гусеницу, пирамиду и т. д. Ставлю перед ними задачу: «Если услышите звук А – возьмите красный кирпичик, если любой другой звук – жёлтый». Сначала сооружение собираем вместе, далее ребята выполняют работу самостоятельно. Вышеуказанные упражнения задействую и при знакомстве с согласными звуками. Для этого синие детали мы берём для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков. Закреплять графическое изображение изученного звука нам помогает работа с карточками-схемами «Lego – буквы».
Звуковому анализу мы учимся, выкладывая из кирпичиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета. Формируя данное умение, мы иногда «превращаемся» в сыщиков и по заданным моделям находим карточки или предметы. Это очень забавляет детей и делает процесс обучения более продуктивным. Игра с лего-человечками очень нравится детям, они включают их в различные игровые ситуации. Например, знакомясь с каким-либо согласным парным звуком, мы создаем ролевую игру – у лего-человечков день рождения, мы готовим им подарки. Синему роботу дарим предметы, названия которых начинаются на заданный твердый звук, зеленому – мягкий звук. Подобные игры позволяют научить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
Lego-технология также помогает при обучении детей слоговому анализу слова. В данном направлении использую метод слоговой лесенки. При разборе слова по слогам, ребёнок, произнося его, шагает пальчиками по ступенькам. Каждая ступенька – это слог. На какой по счету останавливается палец, столько и слогов в заданном слове. Также данный приём актуален и при формировании у дошколят навыков чтения прямых и обратных слогов. Здесь героем является лего-человечек, который носит название изучаемого согласного звука. Поднимаясь по лесенке, он «поёт» песенку: «АМ, ОМ и т.д.». Ребята образуют обратные слоги. Когда человечек спускается - они проговаривают прямые слоги.
Такую же задачу можно решать через игровую ситуацию «В гости к другу», где лего-человечки, носящие названия заданных звуков ходят друг к другу в гости.
Обязательным этапом при обучении грамоте в детском саду является работа по знакомству детей со словом, его значением в речи. Мы с ребятами придумали игру «Спрятанные слова»: для обозначения слова, обозначающего предмет, выбрали короткий кирпичик, слова-признака – средний, слова-действия – самый длинный, а затем в соответствии со значением к деталям подбираем картинки. После того как воспитанники освоят умение определять значение слова, можно решать задачи по освоению умения работать с предложением – при помощи конструктора составлять простые предложения, анализировать их, выкладывая из деталей схему.
Помимо выше указанного, в процессе Лего- конструирования реализуется еще одна немало важная задача: подготовить руку к обучению письму. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими не только тонких и точных движений руки и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза, мы, педагоги, готовим руку ребенка к письму. Очень важно и то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за язык и речь, правое – за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния. Взаимодействую с конструктором Лего, у ребенка развиваются все предпосылки, необходимые для письма, а именно:
- формируется правильный захват орудий письма через правильный захват деталей конструктора;
- в процессе конструирования дети упражняются в правильном распределении мышечной нагрузки руки;
- развивается пространственная ориентировка;
- происходит развитие аналитико-синтетической деятельности (письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв, что они могут увидеть при выкладывании букв из конструктора; в старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв).
Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Таким образом, применяя технологии Lego в процессе подготовки детей к школе, я аметила не только эффективность ее методов и приёмов при обучении старших дошкольников грамоте, но и значительное улучшение социально-коммуникативных контактов между детьми: в процессе постройки, общаясь, договариваясь и решая насущные проблемы, ребята активно взаимодействуют на вербальном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование "образа семьи" у старших дошкольников посредством игровых технологий"
Цель данной работы: привлечь внимание родителей к вопросам нравственного воспитания детей....
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр....
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...
Направленность: « Обучения грамоте старших дошкольников посредством использования игр и игровых заданий»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
«Воспитание образа семьи у старших дошкольников посредством игровых технологий».
консультация для педагогов из опыта работы...
Публикация: "Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы".
Публикация: "Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы"....
"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста посредством игровых приёмов"
В статье раскрывается понятие коммуникативных способностей и описываются активные средства и методы развития коммуникативных навыков....