Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста.
учебно-методический материал (старшая группа)
Ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Развитие игровой деятельности тесно связано с освоением дошкольниками различных социальных ролей. Именно в игре ребенок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировозрение, расширяет познавательную сферу деятельности. Игра становиться для ребенка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта, способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.
В помощь молодым педагогам представлена картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_syuzh-rol_igr_st_gr.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«СУПЕРМАРКЕТ»
Цель: Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.
Игровые действия: приход в супермаркет; покупка необходимых товаров; консультации менеджеров; объявления о распродажах; оплата покупок; упаковка товара; решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.
Оборудование: касса; наборы продуктов; спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры; чеки, сумки, кошельки, деньги; наборы мелких игрушек; журналы, газеты; одежда, обувь, головные уборы и др.; учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ».
«ПОЛИКЛИНИКА». «БОЛЬНИЦА»
Цель: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
Игровые действия: приход в поликлинику, регистратура; прием у врача; выписка лекарства; вызов «Скорой помощи»; госпитализация, размещение в палате; назначения лечения; обследования; посещение больных; выписка.
Оборудование: халаты, шапочки врачей; карточки больных; рецепты; направления; наборы «Маленький доктор»; «лекарства»; телефон; компьютер; носилки
«ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
Цель: Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.
Игровые действия: выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии; работа осветителей и звукооператоров; показ программы.
Оборудование: компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты; «хлопушка»; программы (тексты); символика различных программ; элементы костюмов; грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.
«ВОДИТЕЛИ». «ГАРАЖ»
Цель: Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.
Игровые действия: диспетчер выдает путевые листы водителям; водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину; при необходимости механиком производятся ремонтные работы; оказывает необходимую помощь товарищу; доставляет груз по назначению; приводит машину в порядок; возвращается в гараж.
Оборудование: рули; планы, карты, схемы дорог; различные документы (права, технические паспорта автомобилей); наборы инструментов для ремонта автомобилей; дорожные знаки, светофор; страховые карточки; автомобильные аптечки; телефоны.
«АТЕЛЬЕ». «ДОМ МОДЫ».
Цель: Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.
Игровые действия: выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала; закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия; заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ; может действовать служба доставки.
Оборудование: швейные машинки; журнал мод; швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.); фурнитура; выкройки; бланки заказов; «манекены».
«ГИБДД»
Цель: Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход».
Игровые действия: определение места работы инспекторов, работа с планами; инспектор — водитель; инспектор — пешеход; оформление документов на машину; отчет инспекторов начальнику ГИБДД.
Оборудование: жезлы; свистки; дорожные знаки; светофоры; водительские права.
«МОДЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО»
Цель: Научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.
Игровые действия: поступление в модельное агентство; обучение, сценическая речь и др.; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.
Оборудование: камера; декорации; косметические наборы.
«МОРЯКИ». «РЫБАКИ». «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»
Цель: Научить детей отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.
Игровые действия: постройка корабля, подводной лодки; подготовка к плаванию, выбор маршрута; плавание, выполнение ролевых действий; ремонт судна; работа водолазов; подъем флага на корабле; возвращение в порт (док).
Оборудование: флаги; спасательные круги; спасательные жилеты; акваланги; матросские воротники.
«ШКОЛА»
Цель: Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель — ученик — директор школы).
Игровые действия: поступление в школу; подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей; 1 сентября, торжественная линейка; Урок; перемена; уход домой.
Оборудование: школьные принадлежности; доски; журналы; указки; карты, атласы; дневники.
«ЦИРК»
Цель: Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках.
Игровые действия: изготовление билетов, программок циркового представления; подготовка костюмов; покупка билетов; приход в цирк; покупка атрибутов; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом; фотографирование.
Оборудование: афиши; билеты; программки; элементы костюмов; атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»; гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.; атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; грим, косметические наборы; спецодежда для билетеров, работников буфета и др.
«ТЕАТР»
Цель: Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.
Игровые действия: выбор театра; изготовление афиши, билетов; приход в театр зрителей; подготовка к спектаклю актеров; подготовка сцены к представлению работниками театра; спектакль с антрактом.
Оборудование: ширма; различные виды театров; афиши; билеты; программки; элементы костюмов.
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Цель: Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда.
Игровые действия: выбор объекта исследований; создание лаборатории; проведение опытной работы; фотографирование, съемки промежуточных результатов; занесение результатов исследований в журнал; научный совет; подведение итогов исследований.
Оборудование: наборы для лаборатории; микроскопы; увеличительные стекла; различные насекомые (пласт.); природные материалы; стаканчики, пробирки; насос.
«ПОЧТА»
Цель: Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Игровые действия: оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела связи; работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей; телеграф.
Оборудование: сумки почтальонов; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки; подписные листы; бланки; справочные журналы; печати, штампы.
«РЕДАКЦИЯ»
Цель: Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.
Игровые действия: редакционная коллегия; изготовление макета газеты, журнала; распределение заданий и их выполнение; фотографирование, написание статей; использование рисунков, придумывание заголовков; составление газеты (журнала).
Оборудование: фотоаппараты; макеты журналов; блокноты; фотографии; фотопленка; пишущая машинка; компьютер; рисунки.
КОРПОРАЦИЯ «БИЛАЙН»
Цель: Научить детей отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.
Игровые действия: работа операторов связи; работа менеджеров по продажам средств связи; ремонтная мастерская; оплата услуг; справочная служба.
Оборудование: сотовые телефоны; компьютеры; бланки счетов; чеки; предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.
«ЗООПАРК»
Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.
Игровые действия: приобретение билетов в зоопарк; изучение плана зоопарка, выбор маршрута; площадка молодняка, работа проводников с молодняком; экскурсия по зоопарку, наблюдение кормления животных, уборки вольеров; площадка отдыха.
Оборудование: билеты; схема зоопарка; указатели; строительный материал; элементы костюмов животных; набор игрушек-животных.
КАФЕ. «МАКДОНАЛДС». ПИЦЦЕРИЯ.
Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Игровые действия: выбор столика; знакомство с меню; прием заказа; приготовление заказа; прием пищи; работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды.
Оборудование: фартуки; наборы посуды; подносы; меню; скатерти; полотенца; салфетки; наборы продуктов; пиццерия.
«БИБЛИОТЕКА»
Цель: Расширять представления детей о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте.
Игровые действия: оформление формуляров читателей; прием заявок библиотекарем; работа с. картотекой (использование компьютера); выдача книг; поиск необходимых книг в архиве; читальный зал.
Оборудование: компьютер; учетные карточки; книги; картотека.
«АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ»
Цель: Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем, закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства — менеджер по продажам — работник рекламной службы — покупатель).
Игровые действия: знакомство с рекламными проспектами; выбор недвижимости; обсуждение местонахождения недвижимости; знакомство с особенностями планировки и оформления; оформление сделки; оплата покупки; оформление документов.
Оборудование: рекламные журналы; планы квартир; фотографии домов.
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОСМОСА»
Цель: Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители.
Игровые действия: выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.); создание лаборатории; работа в обсерватории; проведение опытной работы; изучение фотографий, видеосъемки из космоса; использование космических научных станций; ученый совет; подведение итогов исследований.
Оборудование: карта космического неба; карта созвездий; элементы космических кораблей; бинокли, рации; журнал наблюдений.
«ХИМЧИСТКА»
Цель: Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей.
Игровые действия: Прием заказа; оформление заказа; оплата заказа; чистка одежды; использование лаборатории для поиска новых средств; выполнение заказа; доставка заказа.
Оборудование: бланки приема; чехлы для одежды; одежда; набор для лаборатории; стиральная машинка; утюг.
«ЭКОЛОГИ»
Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.
Игровые действия: выбор объекта, работа с картами, планами местности; изучение экологических паспортов; изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.); предъявление штрафных санкций; работы по исправлению экологической ситуации; фотографирование, съемка нарушений.
Оборудование: планы, карты, схемы местности; «Красная книга»; халаты; путеводители; видеокамера; паспорта различных животных и растений.
«СЛУЖБА СПАСЕНИЯ»
Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.
Игровые действия: вызов по тревоге; осмотр места происшествия, ориентировка на местности; распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.
Оборудование: набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты; символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки; фонари; использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».
«ОЛИМПИАДА»
Цель: Отобразить события общественной жизни, интересующее детей, объединить детей вокруг одной цели, способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
Игровые действия: зажжение олимпийского огня; представление и шествие команд; приветствие спортсменам руководителя страны или министра спорта; открытие олимпиады и концерт; спортивные выступления; закрытие олимпиады.
Оборудование: олимпийская символика; эмблемы команд; судейские свистки, финишные ленты; медали и др. награды; секундомер, рулетка; микрофоны, фотоаппараты, фотографии столиц Олимпийских игр; флаги, флажки для болельщиков; стартовый пистолет; имитация факела.
«ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ»
Цель: Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные строительные, бросовые материалы для изготовления необходимой атрибутики, формировать умение планировать действия всех играющих.
Игровые действия: устройство пещер, обустройство их; изготовление орудий труда, посуды, оружия, украшений охота, приготовление пищи; воспитание детей и обучение их письму, счету; рисование наскальной живописи, написание пиктограмм; праздники древних людей.
Оборудование: инструменты и орудия труда (предметы-заместители); природный материал; украшения; следы животных; лук, копье; макеты костра, пещеры; плоскостные изображения древних животных; наскальная живопись, элементы одежды первобытных людей; сети, арканы.
«МУЗЕЙ»
Цель: Отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.
Игровые действия: подготовка к посещению музея; рассматривание путеводителей; выбор музея; оформление экспозиции; экскурсия; реставрационная мастерская.
Оборудование: коллекции предметов декоративно-прикладного искусства; фотографии, репродукции; вывески; альбомы по искусству; путеводители по музеям различной направленности, паспорта на экспонаты; инструменты для реставраторов, спецодежда.
«БАНК»
Цель: Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.
Игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.
Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.
«ДИЗАЙНЕРСКАЯ СТУДИЯ»
Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, умение включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), выражать свое мнение публично. Закреплять знания детей об окружающей действительности, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.
Игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.
Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др., планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике.
Строительные игры.
«ПИРАТЫ»
Цель: Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Игровые действия: постройка пиратского корабля; поиски сокровища; встреча двух судов; разрешение конфликта.
Оборудование: флаг; сундуки, шкатулки; «сокровища».
«СТРОИТЕЛЬСТВО»
Цель: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.
Игровые действия: выбор объекта строительства, строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство; дизайн постройки; сдача объекта.
Оборудование: планы строительства; различные строительные материалы; инструменты; униформа; строительная техника; каски; образцы материалов; журналы по дизайну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей старшего дошкольного возраста»
1.Расширять знания детей о труде врача, медицинской сестры, о способах оказания первой медицинской помощи. Формировать умение заботиться о собственном здоровье.2.Учить детей передавать в игре пр...
Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...
Сюжетно-ролевая игра «Театр» для детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра «Театр»для детей 6 -7 лет...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.
Сборник составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...