Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процессов, а также закладываются предпосылки для других видов деятельности. В игре ребенок примеривает на себя взрослую жизнь, социализируясь в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в статье раскрывается роль игры в социализации ребенка старшего дошкольного возраста | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация на тему:
«Роль сюжетно-ролевой игры в социальном развитии детей»
Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.
Согласно «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», сюжетно-ролевая игра отнесена к «Социально-коммуникативному» направлению, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. В условиях реформирования образования, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное учреждение становится мощным средством социализации личности.
Проблемы социального развития личности рассматривались зарубежными и отечественными исследователями: Л.И. Божович, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, А.Н. Леонтьев, Дж. Мид, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. особенности социального развития детей в сюжетно-ролевой игре изучали Л.А. Венгер, Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др. Социальное развитие рассматривается как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимо для его включения в систему общественных отношений.
Сюжетно-ролевая игра, независимо от темы, в наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.
Обогащение социального опыта детей, через чтение художественной литературы, ознакомление с окружающей действительностью, общение со сверстниками и взрослыми ведет к развитию сюжетно-ролевой игры дошкольника.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей, познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.
Исходя из этого можно определить пути социального развития детей старшего дошкольного возраста: проведение комплексной педагогической диагностики, направленной на выявление индивидуальных особенностей социального развития детей, разработка и реализация программы социального развития детей посредством сюжетно-ролевой игры, активное взаимодействие участников образовательного процесса.
Организация педагогической работы направленной на формирование социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре направлена на разработку и реализацию развивающей программы в течение учебного года, включающую тему на ознакомление с окружающей действительностью («Семья», «Поликлиника», «Магазин», «Почта», «Путешествие», «Ателье», «Зоопарк», «Школа» и др.)
Организация работы с родителями создание условий для повышения уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре в домашних условиях через взаимодействие с родителями (консультации «Условия социального развития детей», «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома»; собрание «Игра – дело серьезное»; наглядная информация «Ролевая игра – полет фантазии» и др.)
Таким образом, благодаря проведению комплекса мероприятий направленных на ознакомление с социальной действительностью, помощь в повышении игровых умений дают положительный результат в социальном развитии детей старшего дошкольного возраста, что благотворно отражается на их умении успешно взаимодействовать с социумом.
Библиографический список
- Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.
- Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. – М.: Школа-Пресса, 2003. – 186с.
- Клименкова О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – С. 7 – 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»
Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»....
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...
мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...
Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Цикл сюжетно-ролевых игр «Мы – путешественники» для детей старшего дошкольного возраста
Цикл сюжетно-ролевых игр «Мы – путешественники» для детей старшего дошкольного возраста...