Организация исследовательского поиска в проектной деятельности.
статья

Гераймович Елена Сергеевна

Рекомендуется для педагогов дошкольно-образовательных организаций, а также родителей детей дошкольного возраста. В статье говорится как можно организовать познавтельно-исследовательскую деятельность дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-organizatsiya_issledovatelskogo_poiska_v_proekte.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательского поиска в проекте.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

                                                                                   Ральф У. Эмерсон

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

  С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в сотрудничестве с воспитателем и родителями, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера. А способы организации исследовательского поиска детей дошкольного возраста могут быть самыми разнообразными, но все они нуждаются в поддержке взрослых в силу возрастных особенностей детей.

  В зависимости от плана проекта, от выбранных мероприятий исследовательский поиск можно организовать следующим образом:

в группе (индивидуально или вместе с детьми и взрослыми): почти любой проект для дошкольников зачастую предполагает такие виды деятельности, как знакомство с книгами по теме проекта, творческую деятельность, сооружение объектов и построек, рассматривание и выбор тематических картинок, обсуждение и т. п. Предметно-пространственная среда группы может вполне успешно предоставить детям те ресурсы, которые необходимы для реализации проектов;

в групповых центрах активности: разнообразные тематические можно вариативно организовать, используя групповые центры. Подобная деятельность может быть организована взрослыми по заранее подготовленным заданиям, например, знакомство с профессиями( в центре сюжетно-ролевой игры парикмахер, в центре манипуляции-ювелир, и в центре строительства-строители, в центре природы-садовод, в центре творчества-художник или оформитель, в центре экспериментирования-лаборант) Еще один пример-исследовательский поиск по проблеме « Из чего пекут хлеб?»; в центре науки-перемалывание зерен пшеницы разными способами: в электрической кофемолке, с помощью ручной мельницы или ступки; в центре математики-взвешивание муки разными мерками;. В центре кулинарии-мастер-класс- «Как испечь хлеб в хлебопечке?»: в центре театрализации-рассказывание или инсценировка сказки «Как курочка хлеб испекла», «Колосок»; в центре природы-посадка пшеницы или овса в землю.

Очень важно предоставлять детям возможность и самостоятельно организовывать свою деятельность в центрах по собственному замыслу. Например, решая проблему «Как построить ракету?», дети могут в центре творчества нарисовать проект ракеты, найти в центре строительства необходимые материалы (разные кубики, старые коробки), свободно взять кисточку и краски для оформления (если понадобиться) и, таким образом.    Реализовать свой замысел и найти разные способы постройки ракеты:

на прогулочном участке можно организовать всевозможные наблюдения, опыты с природными ресурсами, изучение природных явлений и т.п.

на объектах внешней среды: очень часто проекты предполагают знакомство с разнообразными объектами за пределами детского сада (учреждениям, здания, памятники, улицы и площадки, природные объекты); которое можно организовать через экскурсии, посещения, тематические выходы.

как домашнее задание: многие активности, предполагаемые проектами (а иногда и полностью проект), можно просить и поручать выполнить дома совместно с родителями. Это могут быть различные опыты, поиск информации (интернет, книги, опросы), оформление информационных материалов по проекту (плакаты, альбомы, странички и т.д.), экскурсии, подготовка творческих работ и т.п.

   Детям свойственно исследовать, экспериментировать, творить. Педагог должен создавать такие проблемные ситуации, которые побуждают ребенка к самостоятельным исследованиям, экспериментам, формулированию гипотез.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Тогда “высокая поисковая активность, направленная на решение определённых задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях” (B.C. Ротенберг, В.В. Аршавский).

 Литература:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду. -Современное дошкольное образование -№2 – 2008.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду. -Современное дошкольное образование -№3 – 2008

Реброва В.И. Проект как форма совместной деятельности в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. -Детский сад будущего-галерея творческих проектов- №1-2011

Бутина О.А., Реброва В.И. Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО -учебно-методическое пособие -Детский сад будущего-галерея творческих проектов. -2018

Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей. Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательного прцесса методом проектной деятельности

В статье отражены основные концептуальные особеннсти метода проектов в дошкольном учреждении. Разработан план в соответствии с ФГТ....

Исследовательские задания в проектной деятельности, как средство развития речевой и познавательной активности, обогащения лексического запаса дошкольника.

В этой статье изложен мой опыт работы по использованию исследовательских заданий в проектной деятельности в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста и формы взаимодействия с родителями....

«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»

В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды....

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».

Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...