Модель организации образовательного прцесса методом проектной деятельности
методическая разработка по теме
В статье отражены основные концептуальные особеннсти метода проектов в дошкольном учреждении. Разработан план в соответствии с ФГТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Цель:
Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.
Задачи
- Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
- Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
- Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
- Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
Типология проектов
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
- Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
- Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
- Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Другими признаками классификации являются:
- Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
- Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
- Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста
- Принцип последовательности
- Принцип систематичности: совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип повторности: тема недели проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усвоить материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.
- Принцип наглядности.
- Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
- Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Интегрированный принцип - является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы:
Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.
Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс. Методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
На I этапе
Был проведен мониторинг, а именно:
– Анкетирование педагогов; родителей;
– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.
II этап – Реализация целей и задач проекта
Были проведены следующие мероприятия:
Семинар “Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании”; Консультации “Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников”, “Создание пространственной среды в группе”, “Участие родителей в проектной деятельности”;
Семинары –практикумы “Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста”, “Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов”, “Разработка групповых проектов”, Презентация проектов;
Тренинг “Участие в проектной деятельности”;
Конференция “Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства”.
На III этапе
Подведение итогов:
– Анализировали полученные результаты;
– Обобщили опыт работы педагогов;
Выполнить: – Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта; их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий; анализ результатов.
Критерии выполнения и защиты проекта
I Раздел:
- номинация;
- автор, должность;(ф.и.о.полностью)
- название ОУ
- аннотация;
- т\ф, факс,
II Раздел – содержание проекта:
1.Концепция проекта:
-аналитическое обоснование инновационной деятельности, в котором представлены анализ ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, анализ противоречий и проблем развития образовательной практики, приводящих к необходимости их разрешения инновационными средствами;
- обоснование актуальности планируемой инновационной деятельности;
- описание системы целей и задач проекта с их обоснованием, гипотезу;
- намечаемые пути и механизмы их реализации;
- характеристика предполагаемых результатов реализации проекта, тиражируемых продуктов; критерии оценки результативности проекта;
-прогноз возможных негативных последствий инновационно-экспериментальной деятельности и план компенсирующих мероприятий;
-предложения о возможности трансляции результатов.
2.Программа проекта:
-план экспериментальной работы, отражающий её содержание, формы, сроки, предполагаемые результаты и их измерители, ответственность за достижение результатов;
-описание системы мониторинга текущих и итоговых результатов инновационной деятельности, условий её внедрения в массовую педагогическую практику;
3.Система обеспечения реализации проекта включает:
-нормативно правовую базу инновационной работы
-систему управления проектом;
-учебно-методическое обеспечение проекта;
-кадровое обеспечение проекта;
-источники финансирования, предварительные расчёты по финансовому, материально-техническому обеспечению проекта.
III Раздел - план
Тематика блока | Название проекта | Продукт детской деятельности | Интегр. | |
Сентябрь Международный день красоты | «Красота природы»
| Акции, поход в осенний лес, встреча с Лесовичком, картотеки наблюдений, картотека подвижных игр
| Все ОО | |
Октябрь День пожилого человека | «Неделя преклонения мудрости» | Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории) Совместные народные подвижные игры | Все ОО | |
Октябрь Капустница | «Сударыня Капуста» | Картотеки: пословиц, поговорок, стихов. Аппликация «Кочан капусты», лепка «А у нас на грядке», конкурс д/и и больших книг о капусте конкурс красоты и творчества «Сударыня Капуста», экскурсии на кухню «Капустный салат», мастер-класс «Оживи кочан капусты» , «Капустные посиделки» | ||
Октябрь Всемирный День животных | «Не хочу пить молоко» | Экспериментирование с молоком – мастер-класс, тематический альбом, рисунки «Профессии», картотека опытов | ||
Ноябрь День птиц | «Пернатые друзья» | Смотр – выставка «Помогите пернатым друзьям», картотека наблюдений, стихов, изготовление «экрана наблюдений» | ||
Январь Всемирный день спасибо | «Благодарим пешехода и водителя» | Картотека по БДД, уголок безопасности, дорожка безопасности, конкурс «Мой знак безопасности», «Спасибо БИБДД» - сочинение | ||
Февраль «Защитники Отечества» | «Неделя мужества»
| Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство) рисуночные выставки «мой папа самый лучший», «Летят Самолеты» | ||
Февраль День доброты | «В гости сказка заглянула» | Конкурс снежных построек, рисуночная выставка «Эскиз моей площадки» | ||
Март Всемирный день земли водных ресурсов
| «Лес – могучее богатство», «Вода – бесценный дар природы» | Конкурс авторских стихов, выставка рисунков, фотографий «Береги!», аппликация объемная «Смешанный лес», акции | ||
Май Международный День семьи | «Семья» | «Семейное древо» |
Работая по методу проектов, можно сделать следующие выводы:
- Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Детство. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
- Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
- Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Приложение 1
Анкета для родителей и воспитателей:
- Знаете ли вы о проектной деятельности?
- Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?
- Когда нужно организовывать работу в этом направлении.
- Нужна ли вам информациями по данной теме?
- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок (дети группы, Вы сами) занимался проектами?
- Окажете ли вы ему помощь?
МБДОУ «Савинский детский сад»
Организация образовательного процесса методом проектной деятельности
Гусева Т.А.
Заместитель заведующего по ВМР
Савино, 2012
Предварительный просмотр:
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Цель:
Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.
Задачи
- Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
- Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
- Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
- Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
Типология проектов
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
- Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
- Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
- Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Другими признаками классификации являются:
- Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
- Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
- Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста
- Принцип последовательности
- Принцип систематичности: совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип повторности: тема недели проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усвоить материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.
- Принцип наглядности.
- Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
- Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Интегрированный принцип - является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы:
Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.
Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс. Методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
На I этапе
Был проведен мониторинг, а именно:
– Анкетирование педагогов; родителей;
– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.
II этап – Реализация целей и задач проекта
Были проведены следующие мероприятия:
Семинар “Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании”; Консультации “Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников”, “Создание пространственной среды в группе”, “Участие родителей в проектной деятельности”;
Семинары –практикумы “Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста”, “Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов”, “Разработка групповых проектов”, Презентация проектов;
Тренинг “Участие в проектной деятельности”;
Конференция “Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства”.
На III этапе
Подведение итогов:
– Анализировали полученные результаты;
– Обобщили опыт работы педагогов;
Выполнить: – Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта; их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий; анализ результатов.
Критерии выполнения и защиты проекта
I Раздел:
- номинация;
- автор, должность;(ф.и.о.полностью)
- название ОУ
- аннотация;
- т\ф, факс,
II Раздел – содержание проекта:
1.Концепция проекта:
-аналитическое обоснование инновационной деятельности, в котором представлены анализ ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, анализ противоречий и проблем развития образовательной практики, приводящих к необходимости их разрешения инновационными средствами;
- обоснование актуальности планируемой инновационной деятельности;
- описание системы целей и задач проекта с их обоснованием, гипотезу;
- намечаемые пути и механизмы их реализации;
- характеристика предполагаемых результатов реализации проекта, тиражируемых продуктов; критерии оценки результативности проекта;
-прогноз возможных негативных последствий инновационно-экспериментальной деятельности и план компенсирующих мероприятий;
-предложения о возможности трансляции результатов.
2.Программа проекта:
-план экспериментальной работы, отражающий её содержание, формы, сроки, предполагаемые результаты и их измерители, ответственность за достижение результатов;
-описание системы мониторинга текущих и итоговых результатов инновационной деятельности, условий её внедрения в массовую педагогическую практику;
3.Система обеспечения реализации проекта включает:
-нормативно правовую базу инновационной работы
-систему управления проектом;
-учебно-методическое обеспечение проекта;
-кадровое обеспечение проекта;
-источники финансирования, предварительные расчёты по финансовому, материально-техническому обеспечению проекта.
III Раздел - план
Тематика блока | Название проекта | Продукт детской деятельности | Интегр. | |
Сентябрь Международный день красоты | «Красота природы»
| Акции, поход в осенний лес, встреча с Лесовичком, картотеки наблюдений, картотека подвижных игр
| Все ОО | |
Октябрь День пожилого человека | «Неделя преклонения мудрости» | Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории) Совместные народные подвижные игры | Все ОО | |
Октябрь Капустница | «Сударыня Капуста» | Картотеки: пословиц, поговорок, стихов. Аппликация «Кочан капусты», лепка «А у нас на грядке», конкурс д/и и больших книг о капусте конкурс красоты и творчества «Сударыня Капуста», экскурсии на кухню «Капустный салат», мастер-класс «Оживи кочан капусты» , «Капустные посиделки» | ||
Октябрь Всемирный День животных | «Не хочу пить молоко» | Экспериментирование с молоком – мастер-класс, тематический альбом, рисунки «Профессии», картотека опытов | ||
Ноябрь День птиц | «Пернатые друзья» | Смотр – выставка «Помогите пернатым друзьям», картотека наблюдений, стихов, изготовление «экрана наблюдений» | ||
Январь Всемирный день спасибо | «Благодарим пешехода и водителя» | Картотека по БДД, уголок безопасности, дорожка безопасности, конкурс «Мой знак безопасности», «Спасибо БИБДД» - сочинение | ||
Февраль «Защитники Отечества» | «Неделя мужества»
| Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство) рисуночные выставки «мой папа самый лучший», «Летят Самолеты» | ||
Февраль День доброты | «В гости сказка заглянула» | Конкурс снежных построек, рисуночная выставка «Эскиз моей площадки» | ||
Март Всемирный день земли водных ресурсов
| «Лес – могучее богатство», «Вода – бесценный дар природы» | Конкурс авторских стихов, выставка рисунков, фотографий «Береги!», аппликация объемная «Смешанный лес», акции | ||
Май Международный День семьи | «Семья» | «Семейное древо» |
Работая по методу проектов, можно сделать следующие выводы:
- Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Детство. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
- Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
- Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Приложение 1
Анкета для родителей и воспитателей:
- Знаете ли вы о проектной деятельности?
- Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?
- Когда нужно организовывать работу в этом направлении.
- Нужна ли вам информациями по данной теме?
- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок (дети группы, Вы сами) занимался проектами?
- Окажете ли вы ему помощь?
МБДОУ «Савинский детский сад»
Организация образовательного процесса методом проектной деятельности
Гусева Т.А.
Заместитель заведующего по ВМР
Савино, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
В последнее время существенно изменились приоритеты дошкольного образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ребенка, формирование его умений, навыков, достижение при ...
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО. Проект«Потешки-лучшие друзья»
Проект для работы с младшем возрастом ....
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………...
"Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО" Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, пресыщения удобствами, снижение внимания к формированию трудолюбия (...
Приказ №316 от 30.08.2013г Об организации образовательного прцесса в отделении дополнительного образования.
Приказ №316 от 30.08.2013г Об организации образовательного прцесса в отделении дополнительного образования....
Метод проектной деятельности - один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, ...
Модель организации образовательного процесса. Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день
Модель организации образовательного процесса.Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день...
Комментарии
Модель организации образовательного процесса методом проектной д