«Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)
Представляю вашему вниманию свой опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 21.54 КБ |
планирование работы | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: «Формирование познавательно-исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историей и культурой родного края через проектную деятельность».
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в том, что использование метода проектов будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности при ознакомлении с историей и культурой родного края через проектную деятельность.
Цель моей работы: формирование познавательно-исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историей и культурой родного края через проектную деятельность.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей познавательного интереса к истории родного края;
- Обогащать знания детей о Нижнем Новгороде, его достопримечательностях, знаменитых людях;
- Развивать представления детей о быте, традициях и культурном наследии нижегородцев;
- Воспитывать любовь к малой родине и уважение к подвигу земляков.
- Создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности при изучении истории родного края;
- Поддерживать самостоятельность и инициативу детей в процессе реализации проектной деятельности.
Работу по формированию познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем проводила в форме проектной деятельности. Для повышения эффективности работы по выбранному направлению, создания условий для совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей, я продумала содержание центра по ознакомлению с социальной действительностью в группе, в который вошли:
- интерактивный сенсорный экран
- медиатека (интерактивные игры и развивающие презентации)
- лепбук «Широка страна моя родная»
- настольные игры: «Экскурсия по родному городу», лото «Достопримечательности Нижнего Новгорода, игра-лабиринт «Куда спешат смешарики?», разрезные картинки «Собери и назови», лото «Нижегородские промыслы», пазлы «Собери узор»
- Фонотека песен о Нижнем Новгороде и фольклорных произведений.
Для закрепления приобретенных умений детей я использую ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). С целью обогащения и закрепления имеющихся представлений детей разработала компьютерную презентацию «Экскурсия по родному городу», интерактивную викторину «Мой родной город – Нижний Новгород». Игра «Узнай, что нарисовано» была создана мной для того, чтобы повысить интерес детей к изучению достопримечательностей Нижнего Новгорода. Интерактивные пазлы «Собери узор» способствовали знакомству ребят с нижегородскими промыслами.
Предметная среда центра по ознакомлению с социальной действительностью нашей группы имеет характер открытой системы, способной к изменению и развитию. Наши воспитанники любят заниматься в нем, самостоятельно организуя собственную познавательную и игровую деятельность (как индивидуальную, так и совместную со сверстниками).
Свою работу условно я разделила на этапы:
1 этап: Мотивационный (постановка проблемы и определение цели исследования).
Для того чтобы определить направления исследовательской работы, мною была проведена комплексная диагностика уровня сформированности знаний о социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста я провела педагогическую диагностику, разработанную авторским коллективом программы «От рождения до школы» (Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова, М. Б. Зацепина, Е. К. Ривина, С. С. Прищепа, Т. В. Атякшева, И. В. Штанъко, Ю. С. Григорьева
По результатам диагностики мною был разработан «План комплексно-тематического планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном городе».
2 этап: Разработка плана деятельности по достижению результата (где искать информацию, к кому обратиться за помощью).
Во время проведения интерактивной викторины «Мой родной город – Нижний Новгород», а также в процессе беседы о родном городе, вместе с ребятами мы определили то содержание, которое они хорошо знают и могут рассказать другим. А также выяснили то, о чем у них пока недостаточно представлений, но им хотелось бы узнать.
Ребята распределили между собой объекты исследований и составили дальнейший план действий по реализации нашего проекта. Данный план мы зафиксировали в виде схемы, которую вы можете видеть на данном слайде. Мы уточнили, где искать информацию и к кому обратиться за помощью.
3 Этап: Практическая часть (сбор копилки информации, разработка моделей, создание творческих продуктов).
В рамках реализации программы «Комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом» детям предлагалось провести собственные исследования, которые представлялись в форме докладов, фотоотчетов, рисунков, коллажей, макетов, создании картотек, мини-музеев, семейных презентаций и видеороликов. Таким образом, на данном этапе мы проводили активный сбор информации о родном городе и знаменитых соотечественниках, знакомились с культурой родного края.
Большую помощь на этом этапе нам оказали родители. С их помощью в нашей группе появились:
- энциклопедия «Мой родной город – Нижний Новгород»
- альбом репродукций известных художников «Нижний Новгород глазами художников» ( Н. К. Рёрих, В. Д. Орловский, А. К. Саврасов, А. П. Боголюбов, Н. Г. Чернецов, К. Ф. Юон)
- подборка художественных произведений о Нижнем Новгороде
- картотека народных подвижных игр
- макет «Мой Нижний» для режиссерских игр (с привлечением родителей)
- фотоальбом «Я здесь был».
- музей «Народные промыслы».
- мини-музей «Эхо минувшей войны»
4 Этап: Подведение итогов (презентация творческих продуктов).
Активное включение детей в процесс познания принесло, по моему мнению, и мнению наших родителей существенные плоды. Дети с увлечением рассказывали друг другу, где они побывали и что нового узнали, участвовали в создании творческих продуктов. Повысился интерес к данной теме, обогатились представления детей о родном городе и культурном наследии края. Примером для подражания стали герои-земляки. В рамках проектной деятельности, дети также получили навыки поиска и работы с информацией, опыт в подготовке докладов и презентации своих творческих продуктов.
Результаты своих исследований мы представили в конце учебного года в виде презентации творческих продуктов детей перед детьми и воспитателями нашего детского сада, а также на районном годовом семинаре.
Родители заинтересованы в развитии своих детей, и, видя их успехи, стали нашими активными помощниками. Этому способствовали:
- Проведенное в начале учебного года родительское собрание «Метод проектов как эффективное средство формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности» на котором родители познакомились с особенностями данного метода и его этапами, увидели созданную в группе предметно - пространственную среду, направленную на всестороннее развитие детей,
- Консультации «Как помочь ребенку подготовить информационное сообщение», «Учимся оформлять коллажи», «Готовимся к презентации»,
- Презентации на электронной фоторамке,
- Совместная работа над созданием энциклопедии «Мой родной город – Нижний Новгород», музея «Народные промыслы», мини-музея «Эхо войны».
- Семейный турнир знатоков «Я в этом городе живу, я этот город знаю».
- Рекомендации по разработке экскурсионных маршрутов, виртуальных туров и целевых экскурсий,
- Целевая экскурсия в «Парк победы»
- Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
- Также регулярно размещала информацию и рекомендации для родителей на сайте нашего детского сада - памятки «Как оформить мини-доклад, коллаж, презентацию», «Приглашаем посетить…», интерактивная викторина «Мой родной город – Нижний Новгород», игра «Узнай достопримечательность».
В конце года для оценки эффективности своей педагогической деятельности я провела повторную педагогическую диагностику сформированности знаний о социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста, которая выявила положительную динамику по всем показателям.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты:
У детей проявляются:
- активный интерес к истории родного города;
- знания о Нижнем Новгороде, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
- представления о быте, традициях и культурном наследии нижегородцев;
- любовь к малой родине и уважение к подвигу земляков.
У детей сформировались умения:
- поиска и работы с информацией,
- опыт в подготовке мини-докладов и презентации своих творческих продуктов.
Опыт своей работы я представляю вашему вниманию!
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование работы
с детьми старшего дошкольного возраста
по ознакомлению с историей родного края
Выполнила:
воспитатель
Баранова Т.А.
«Нижний Новгород – столица Приволжского округа» (октябрь-ноябрь)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | |
Образовательная деятельность | Ознакомление с пространственными отношениями: «Ориентирование на плане местности, где расположен детский сад». Цель: развитие пространственных представлений при прочтении карты г. Нижнего Новгорода. Конструирование: «Мосты» Цель: Совершенствовать умение анализировать конструкцию постройки, развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, согласовывать друг с другом действия. | «Познавательное развитие» | |
Изобразительное искусство: «Праздник в городе» Цель: освоение основных композиционных отношений изображаемых объектов. | «Художественно - эстетическое развитие» | ||
Совместная деятельность | Дидактические игры: «Где живу я, где живет мой друг», «Что лишнее?», «Путешествие по карте города», «Самый внимательный горожанин», «Найди отличия» (найти отличия в фотографиях с изображением старого и современного города), «Собери герб, флаг родного города», лото «Нижний Новгород» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |
Просмотр видеофильмов, презентаций: - «История возникновения города Нижнего Новгорода»; - «Достопримечательности города»; - «Символика города»; - «Тайны Нижегородского Кремля» | «Познавательное развитие» | ||
Ситуации общения: «Как появился наш детский сад»; «Я представляю наш город в будущем таким….» «Куда бы ты повёл гостей города?» «Что бы ты рассказал о своём городе?» «Правила безопасного поведения на улицах города, общественных местах отдыха» | «Речевое развитие» «Познавательное развитие» | ||
Поисково-исследовательская деятельность: «Нижний Новгород-город нашего детства» (путешествие по интересным местам города). | «Познавательное развитие» | ||
Самостоятельная деятельность | Игровая ситуация: «Встреча гостей нашего города»; «Экскурсии по родному городу». | «Социально-коммуникативное развитие» | |
Продуктивная деятельность: - «Мой дом, моя улица» (аппликация); - «Мое любимое место отдыха в городе» (рисование); - «Мосты» (лепка) | «Художественно - эстетическое развитие» | ||
Создание условий для реализации деятельности | |||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Организация предметной развивающей среды | ||
Оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Мой родной город – Нижний Новгород».
Семейный турнир знатоков «Я в этом городе живу, я этот город знаю». Рекомендации по посещению «Музея старинной техники и инструментов», «Музея железно дорожного транспорта», «Музея-квартиры Горького». Целевая экскурсия «Памятники Нижнего Новгорода». Создание презентаций и видеороликов семейных экскурсий по родному городу. Посещения учреждения культуры, музыки и театра Нижнего Новгорода. Виртуальные туры по «Нижегородскому государственному музею», «Музею-усадьбе Рукавишниковых», «Музею истории художественных промыслов» и «Музею игрушки». Совместная работа над созданием музея «Народные промыслы». «Все для фронта! Все для победы» (оформление семейных коллажей) «Семейная хроника войны» (создание семейных видеофильмов по рассказам, записям, фотографиям).
Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Семейный фестиваль «Песни военных лет». | Изготовление макета «Мой Нижний» для режиссерских игр с привлечением родителей. Выставка репродукций известных художников «История Нижнего Новгорода» ( Н. К. Рёрих, В. Д. Орловский, А. К. Саврасов, А. П. Боголюбов, Н. Г. Чернецов, К. Ф. Юон). Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм. Изготовление настольной игры «Экскурсия по родному городу» (совместная деятельность воспитателя с детьми). Создание картотеки подвижных игр народного края. Оформление тематической выставки «Народные промыслы». Пополнение фонотеки произведениями народного фольклора (песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, колядки). Создание мини-музея «Эхо минувшей, войны»: -подбор литературно поэтических произведений; - репродукций, картин, открыток; - фотографий о войне; -музыкальных произведений; -макетов военной техники; -фотографий и открыток памятников и памятных мест, посвященных войне. |
«Знаменитые нижегородцы» (декабрь-январь)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область |
Образовательная деятельность | Конструирование различных видов техники по замыслу. Цель: 1.Совершенствовать умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке. 2.Развивать умение описывать свою постройку, вносить изменения по мере необходимости. | «Художественно - эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» |
Совместная деятельность | Просмотр презентаций и видеороликов: «Музей скоростей» в Чкаловске; «Музею занимательной науки Ивана Кулибина»; «Музей старинной техники и инструментов», «Музей железно дорожного транспорта», «Музей-квартира Горького». | «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» |
Дидактические игры: «Узнай памятник» «Эволюция техники» «Профессии» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |
Ситуации общения:«Кому воздвигают памятники?» «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?» «В каком музее ты бы хотел побывать и почему?» | «Социально-коммуникативное развитие» | |
Познавательно-исследовательская деятельность: «История города в названиях улиц» Познавательная викторина:«Знатоки краеведы». | «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | |
Самостоятельная деятельность | Игровая ситуация: «Конструкторы», «Летчики», «Железная дорога» и пр. | «Физическое развитие» |
Продуктивная деятельность: - Рисование «Техника». - Лепка «Человек в движении» - Аппликация «Транспорт» | «Художественно - эстетическое развитие» |
«Культура и искусство Нижегородского края» (февраль-март)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область |
Образовательная деятельность | Конструирование: «Кукольный театр» Цель: 1.Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке. 2.Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки при ее воспроизведении по готовой схеме, совместно проверять правильность выполнения задания. | «Художественно - эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» |
Совместная деятельность | Дидиктичекие игры: «Собери коллекцию», «Найди картину художника», «Разрезные картинки», «Загадалки». | «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое» |
Просмотр познавательных видеороликов и презентаций: «Культурный досуг Нижнего Новгорода» «Творческие мастерские Нижегородского края» (хохлома, богородская игрушка, городецкая роспись, резьба, вышивка и кружевоплетение). | «Познавательное развитие» «Художественно - эстетическое развитие» | |
Ситуация общения: «За чем ходить в музеи?» «Какой театр или музей я рекомендую посетить своим друзьям» | Социально-коммуникативное развитие» | |
Музыкальный праздник в народном стиле:«Масленица – проводы зимы». | «Художественно - эстетическое развитие» | |
Поисково-исследовательская деятельность: «История появления первого театра» | «Познавательное развитие» | |
Самостоятельная деятельность | Подвижные игры народов края: ««12 палочек», «Салки», «Золотые ворота», «Уголки», «Горелки», «Жмурки», ««Городки», «Лапта», «7 Камней», «Заря-заряница» | «Физическое развитие» |
Продуктивная деятельность: «Золотая хохлома», «Городецкие узоры» (рисование) «Богородская игрушка» (лепка) «Красивые здания» (аппликация) | «Художественно - эстетическое развитие» |
«Подвиг нижегородцев в Великой отечественной войне 1941-1945» (апрель)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область |
Образовательная деятельность | Конструирование: «Виды военного транспорта» Цель: освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений на примере военного транспорта. | «Познавательное развитие» «Художественнщ-эстетическое развитие» |
Совместная деятельность | Поисково-исследовательская деятельность: «Герои-однополчане» | «Познавательное развитие» |
Беседа «Все для фронта! Все для победы!» «Их именами названы улицы города». | «Речевое развитие» | |
Просмотр видеофильмов: «А значит нам нужна одна Победа» «Нижний Новгород – Фронту» «Семейная хроника войны» | «Познавательное развитие» | |
Организация экскурсий к мемориалам победы.
Экскурсия в парк Победы. | «Социально-коммуникативное развитие» | |
Музыкально-тематический праздник:«Ни кто не забыт, и ни что не забыто» | «Художественно - эстетическое развитие» | |
Самостоятельная деятельность | Игровая ситуация: «Солдаты на учениях» | «Социально-коммуникативное развитие» |
Продуктивная деятельность: «Парад военной техники» (аппликация); «Праздничный салют» (рисование); «Открытка для ветерана» (объемная аппликация); «Мой дедушка- герой» (лепка) | «Художественно - эстетическое развитие» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.
При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить познание окр...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление с правилами дорожного движения»
Самообразование по ПДД (старший дошкольный возраст)....
План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.
В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....
Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).
Тема НОД: «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...
Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.
Тема:Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.Цель:изучить влияние ассоциативных дидактических игр на ...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с условной меркой через проектную деятельность
В материале представлен опыт по ознакомлению дошкольников с условной меркой в рамках педагогического проекта....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...