Социализация личности ребенка средствами сюжетно-ролевой игры.
консультация (средняя группа)
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную
игровую деятельность, развитие познавательных интересов
и моральных качеств ребенка, являются опыт - действие - общение.
Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от
личности педагога, его, профессионального мастерства и
способности творчески организовать руководство игровой
деятельностью детей зависит использование ее в целях
всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе обновления дошкольного образования большое внимание уделяется воспитанию развитого ребенка, который должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в социуме.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.
Проблема У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.
Предметом исследования процесс социализации личности ребёнка дошкольного возраста.
Объектом исследования сюжетно – ролевая игра
Цель социальное развитие личности ребенка средствами сюжетно ролевой игры.
Задачи исследования:
- Изучение и анализ научно- методической литературы
- Изучение роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности детей дошкольного возраста.
- Рассмотрение необходимости применения сюжетно-ролевых игр на непосредственно образовательной деятельности и свободное время для устранения психологических барьеров.
- Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.
Актуальность обогащения социального опыта детей определяется необходимостью изучения игровой деятельности для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в овладении навыками сюжетно-ролевой игры.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
Социально-личностное развитие старшего дошкольника является эффективным средством формирования личности дошкольника. Именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное,
становится выносливее и смелее.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Изучением теории ролевой творческой игры занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин.
Новизна опыта работы прослеживается в комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством формирование развитие только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Метод"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются опыт - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.
Первая группа методов связана с обогащением детей впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в выборе игры, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Такие необходимые ребенку навыки, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
Третья группа методов связана с формированием умения детей конструировать из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют формирование умения детей делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.
Педагогический коллектив детского сада №7 «Солнышко» г.Соль-Илецка, в котором я работаю воспитателем, работает по основной образовательной программе разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» по ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В этой программе большое внимание уделяется обучению детей игре. Многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.
На мой взгляд, сюжетно – ролевая игра является наиболее доступным средством социализации детей, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Однако необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно:
- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Наблюдая за развитием социального опыта детей я отметила, что у них нет недостаточного опыта знаний об окружающем мире и социально действительности. Поэтому поставила одной из задач - расширить знания детей о различных профессиях , углубить их интересы к сюжетно-ролевым играм, а так же научить самостоятельно развивать сюжет игры, расширить социализацию личности ребёнка через знакомство с окружающем миром. Наблюдения за играми детей показали, что у них недостаточно развита «сосредоточенность на своей игровой деятельности». Это объясняется рядом причин и прежде всего общими возрастными психическими особенностями : относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка дошкольного возраста, недостаточной устремлённостью поведения. А так же ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений. Недостаточная развитость общественных изменений, творчества, воображения, так же отрицательно сказывается на длительности творческих игр детей. Недостаточно высокий уровень развития игровой деятельности и игровых интересов в определённой мере обуславливает и уровень детских взаимоотношений, формирование у них «качеств общественности».
Поэтому перспективный план обучения детей игре составлен с постепенным усложнением. Так если в младшей группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученного опыта ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие сформированного опыта.
По результатам мониторинга я выявила, что у детей социально – личностные навыки сформированы недостаточно, о чем свидетельствуют полученные данные в ходе мониторинга. В моей группе у детей социально - социальные навыки в октябре месяце были сформированы на 35 %, а в январе месяце с учетом проведенной мной корректирующей работы социально – личностные навыки были сформированы на 50%.
Степень развития социально – личностных навыков у детей дошкольного возраста пяти лет. (октябрь-январь 2013-2014)
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Создавая развивающую среду в своей группе, в я учитывала особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, способности, личностные особенности. В моей группе 12 девочек и 17 мальчиков и зоны распределены так чтобы дети могли сделать самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть.
Фотографии
Таким образом сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Основные элементы представляемого педагогического опыта
Перспективный план обучения детей игре составлен с постепенным усложнением. Так если в младшей группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. ( см.Приложение №1)
Конспекты занятий. Тематика игр, предусмотренных перспективным планом, разнообразна. Они проводятся в занимательной игровой форме, что способствует устойчивой мотивации и творческой активности детей. Каждое занятие - игра начинается с постановки проблемы, организации сюжета, обсуждения и решение ситуаций, что способствует большей возможности для проявления детской фантазии, воображения. Неотъемлемым условием является учет потребностей и интересов каждого ребенка. Это вселяет в ребенке уверенность в себе и дает возможность проявлению большой творческой самостоятельности, активности. Неотъемлемой частью некоторых занятий является сотворчество воспитателя и ребенка, что позволяет сделать игру более выразительной и вселяет в ребенке уверенность в своих способностях, а так же приносит удовлетворение, как педагогу, так и ребенку от совместной игры. (см. Приложение № 2)
Рекомендации для педагогов. Включают в себя описание обучения детей сюжетно-ролевым играм. (см. Приложение 3)
Памятка для педагогов «Развитие творческих способностей детей через сюжетно-ролевую игру.
Рекомендации для родителей. (см. Приложение 4) включают в себя «Советы для родителей - «Поиграй со мной»,анкетирование.
Сюжетно-ролевые игры. (см. Приложение№5) включает в себя картотеку игр.
Фотомонтаж из опыта работы (см.Приложение №6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ»
В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы...
«Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры»
Тема: краеведение (патриотическое воспитание). Воспитание любви к родному городу через сюжетно-ролевую игру....
Отчет по самообразованию(Подготовительная группа). ТЕМА : " Социализация детей дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры".
Социализация - это процессво время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребенок.Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок учится жить ...
Среда образовательной организации как средство воспитания социализации личности ребенка
Тезисы.Развитие социальных навыков через театральную деятельность....
Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреж-дения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»
Конференция 2017г. (брошюра)Программа конференции...
Итоговая аттестационная работа "Социализации детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр "
Итоговая аттестационная работа "Социализации детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр "...
«Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребенка»
Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализац...