Отчет по самообразованию(Подготовительная группа). ТЕМА : " Социализация детей дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры".
материал (средняя группа) на тему
Социализация - это процессво время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребенок.
Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок учится жить по определенным правилам, учитывая интересы других людей, нормы поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_podgt.gr_.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме: «Социализация детей дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры» (подготовительная группа).
Социализация – это процесс во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребенок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок учится жить по определенным правилам, учитывая интересы других людей, нормы поведения.
Игра - своеобразный, свойственный ребёнку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети - это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребёнку занять место в обществе .
Сюжетно-ролевая игра – это, прежде всего деятельность игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.
До 7 лет игра остается основным видом деятельности детей, поэтому процесс социализации протекает в игре. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения от двух до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу
Изучение методической литературы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ( Н. Е. Веракса, Д. С. Комарова, Н. А. Васильева).
- «Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления)
- «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. (Организация самостоятельной игровой деятельности)
- «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н. В. Краснощекова. (Организация самостоятельной игровой деятельности)
- Н. А. Виноградова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (Статьи из журналов)
Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализация следующих задач:
- Совершенствовать в игре приемы по формированию навыков общения у старших школьников;
- Обогащать в игре знания детей о правилах поведения в социуме;
- Развивать в игре позитивные коллективные отношения;
- Обогащать в игре жизненный опыт детей, развивать навыки самоорганизации, инициативы и творчества;
- Создавать среду, способствующую проявлению творческой активизации, социального опыта старших дошкольников
Решение этих задач социализации по средствам сюжетно-ролевой игры направлена на:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения свои поведением, навыков рефлексии;
- Создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры.
Активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей. Успешная реализация этих направлений дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а следовательно сделать процесс социализации успешным и эффективным.
По мнению многих ученых ( Л. И. Божовича, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева , Л. И. Лисина , Д. Б. Эльконина, С. Н. Рубинштейна и других) первые годы жизни – это критически важный период для социального , интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Игра, как средство формирования личности и развития ее потенциалов исследуется в работах Н. П. Аникеевой , О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой , Д. В. Мендерицкой , И. И. Фришман, С. А. Шмакова и многих других.
В то же время я заметила, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых ( врача, шофёра, повара и т. д ), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов , чем окружающих их реальных взрослых . Для того , чтобы вернуть в детский сад, полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо , прежде всего , хорошо понимать , в чём состоят её педагогические возможности по отношению к ребёнку , определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры . Игровая среда является частью развивающей предметной среды в нашей группе .
В процессе работы мною были обновлены центры для игр : «Вет. Клиника», «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются с учётом возрастных особенностей развития и становления этапов формирования игры . Также пополнила картотеку сюжетно-ролевых игр. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием.
Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствует процессу социализации.
Основываясь на наблюдении за сюжетно-ролевыми играми детей, я сделала вывод: о том, что не все отношения между детьми складываются, так как мне бы хотелось - более дружными. При помощи игры " Кто в домике живёт" проанализировала поведение детей, их отношение друг к другу. С помощью других игр, в которые мы играли «Семья», «Больница» предлагая детям занять другую роль, пыталась корректировать поведение детей. В процессе работы большое внимание я уделяла формированию дружеских отношений между детьми, учила решать конфликты мирным путем. Я провела анкетирование среди родителей и получила следующий результат: родители не знают сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста, в основном называют подвижные компьютерные игры. Так же провела с родителями беседы на темы: «Игрушка в жизни ребенка», «Сюжетно-ролевая игра в семье».
Сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определённых условий:
- Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;
- Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребёнка;
- Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
- Детально продумана предметно-игровая среда;
- Заключительный этап сюжетно-ролевой игры - рефлексия детей.
В настоящее время я стараюсь уделять внимание непосредственно сюжетно-ролевой игре, как условии успешной социализации ребёнка старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимы...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте, - произвольность, т.е. способность владеть и управлять своем поведением. Произвольность поведения – решающее у...
"Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Игровая деятельность – ведущая деяте...
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Роль игры в развитии ребенка.
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то...
Самообразование на тему:«Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
Игра у детей дошкольного возраста составляет основное содержание жизни, она выступает как ведущая деятельность, которая тесным образом переплетается с трудом и учением. Многие серьезные дела в этом во...