Диагностика психологической адаптации дошкольников в лечебно-оздоровительном учреждение
методическая разработка
Практический материал для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_psihologicheskoy_adaptatsii_doshkolnikov_v_kruglosutochnom_lechebno.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории).
Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребёнка к изменившимся условиям среды и в выработке модели поведения, адекватной новым условиям. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность.
Для изучения специфики и степени адаптированности ребёнка к условиям санатория применяется наблюдение, которое позволяет выявить индивидуальные особенности приспособления дошкольника к новой для него ситуации и наметить пути дальнейшей диагностической и коррекционной работы. Наблюдение проводится воспитателями в процессе свободной деятельности детей, на занятиях, прогулках, в режимных моментах.
Основные параметры наблюдения.
1.Особенности эмоционального состояния ребёнка во время пребывания в санатории.
Преобладающий фон настроения в течение дня, реакция на разлуку с родителями и на поощрение (порицание) педагога. Изменение образа жизни неизбежно приводит к нарушению эмоционального состояния ребёнка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, отказывается от общения с ними, сторонится сверстников.
2.Особенности поведения ребёнка в санатории.
Воспитателю необходимо обратить внимание на нормативность и индивидуальные проявления (агрессивное либо тревожное поведение, гиперактивность, пассивность и др.) поведения ребёнка, владение им навыками общения, которые в дальнейшем могут осложнить адаптацию ребенка к дошкольному учреждению.
Наличие и особенности агрессивного поведения детей оцениваются по следующим параметрам:
- негативная реакция на ограничения, замечания;
- вербальная агрессия;
- драчливость, физическая агрессия в отношении взрослых и сверстников;
- провоцирующие конфликт действия.
О наличии демонстративности свидетельствуют:
- бурная эмоциональная реакция на замечание;
- истерические вспышки, если потребность не удовлетворяется немедленно;
-стремление к подчинению, доминированию над взрослыми и сверстниками;
- стремление быть в центре внимания любыми средствами.
Уход от общения характеризуется:
- отказом от совместной деятельности;
- трудностями адаптации в группе;
- негативным отношением к взрослым и сверстникам;
- самоагрессией;
- невротическими реакциями.
3.Сформированность навыков самообслуживания.
Это важный фактор успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Дети, не умеющие самостоятельно есть, не владеющие гигиеническими навыками, оказываются в более невыгодном положении, поскольку требуют к себе повышенного внимания со стороны воспитателя.
4.Особенности протекания режимных моментов (прием пищи, сон).
В первые дни пребывания ребёнка в санатории уровень психоэмоционального напряжения повышен, поэтому многие дети отказываются от пищи, она может вызывать тошноту, также нарушается сон. Ломка сложившихся стереотипов, отсутствие необходимых ритуалов, сопровождающих режимные мероприятия, затрудняют привыкание ребёнка к распорядку дня в дошкольном учреждении.
5.Особенности деятельности и поведения ребенка на занятиях.
Основными показателями, на которые следует обратить внимание, являются степень принятия учебной задачи, активность на занятиях, эффективность выполнения задания.
6.Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Вхождение в детский коллектив и выстраивание отношений с педагогами – важный этап адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. В данном случае нужно оценить степень контактности ребёнка, интенсивность его взаимодействия со сверстниками, коммуникативные предпочтения, положение в группе и характер общения с ровесниками.
Результаты наблюдений заносятся в специальные карты, которые заполняются педагогом. Воспитатель отмечает наличие у ребёнка тех форм поведения, общения или особенностей эмоциональной сферы, которые проявляются чаще всего в режимных моментах и ситуациях общения, занятий (карта наблюдений). Карты наблюдений заполняются один раз в неделю в течение всего заезда детей в санатории.
Кроме того, в течение первых двух недель пребывания ребёнка в санатории воспитатель ежедневно заполняет лист адаптации, в котором фиксируются эмоциональное состояние ребёнка в течение дня, аппетит и сон (дневной, ночной).
По итогам наблюдений делается заключение об особенностях адаптации дошкольника в санатории и трудностях, испытываемых ребёнком в этом процессе (обсуждается на педсоветах и медико-педагогических совещаниях). Планируются основные направления дальнейшей диагностической и коррекционной работы (воспитателями совместно с педагогом-психологом и лечащим врачом педиатром). Также планируется работа с родителями по вопросам адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении.
Карта наблюдений за деятельностью, поведением и общением ребёнка в процессе адаптации в санатории.
Группа---------------------------------------------------------------------------------------------------
Заезд----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ф.И.О. педагога-------------------------------------------------------------------------------------
Ф.И. ребёнка------------------------------------------------------------------------------------------
Эмоциональное состояние
Не плачет, преобладают положительные эмоции | Плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается; преобладает хорошее настроение | То успокаивается, то вновь начинает плакать; настроение в течение дня неустойчивое | Постоянно плачет, не может успокоиться, преобладает тревожное или подавленное состояние |
1-ая неделя | |||
2-ая неделя | |||
3-я неделя | |||
4-ая неделя |
В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Особенности поведения
Агрессивное поведение | Тревожное поведение | Демонстративное поведение |
Лживость | Замкнутость | Гиперактивность |
Проявление интересов в разных видах деятельности
Игра | Общение | Рисование | Лепка | Конструирование | Музыка | Спорт | Другое |
Реакция на поощрение и порицание
Адекватная | Индифферентная | С повышением (понижением) результативности | Корректировка деятельности |
Отказ от работы при порицании | Агрессивная реакция на порицание | Дезорганизация деятельности | Другая |
Наличие навыков самообслуживания
Ест сам | Умывается сам | Одевается сам | Убирает постель | Убирает игрушки | Личная гигиена |
1-ая неделя | |||||
2-ая неделя | |||||
3- я неделя | |||||
4-ая неделя |
В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Аппетит
Ест с удовольствием, самостоятельно | Хороший аппетит, ест самостоятельно | Ест без аппетита, просит, чтобы его покормили | Отказывается от еды | |
1-ая неделя | ||||
2-ая неделя | ||||
3- я неделя | ||||
4-ая неделя |
В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сон
Быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон | Засыпает не сразу, сон спокойный, глубокий | Необходимо укладывать ребёнка | Плохо засыпает, сон поверхностный |
1-ая неделя | |||
2-ая неделя | |||
3- я неделя | |||
4-ая неделя |
В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Особенности взаимодействия со сверстниками
Контактность
Быстрый контакт | Поверхностный контакт | Контакт устанавливается с трудом | Уход от контакта | Протестная реакция |
Наличие контактов со сверстниками
Практически не общается | Имеет ситуативные контакты | Постоянный контакт с кем-либо из детей |
Положение в группе сверстников
Лидер | Звезда | Популярный | Не популярный | Отверженный |
Характер общения
Ситуативный при инициативе взрослого | Ситуативный при инициативе кого-либо из детей | Ситуативный с самостоятельной инициативой | Постоянный (устойчивый) |
Особенности взаимодействия со взрослыми
Контактность
Быстрый контакт | Поверхностный контакт | Контакт устанавливается с трудом | Уход от контакта | Протестная реакция |
Общая характеристика общения----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Коммуникативные предпочтения
Предпочитает общение со взрослыми | Предпочитает общение со сверстниками | Общается со взрослыми и сверстниками |
Примечание-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Деятельность и поведение на занятиях
Принятие учебной задачи | Активность | Выполнение задания | Примечание |
Общая характеристика деятельности и поведения на занятиях----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лист адаптации ребёнка в санатории (разр.Кадырова Р. Р.)
(особенности эмоционального состояния ребёнка, аппетит и сон в течение дня; заполняется воспитателями группы в процессе наблюдения ежедневно в первые две недели пребывания ребёнка в санатории)
Фамилия, имя ребёнка----------------------------------------------------------------------------
Дата рождения------------------------------------------------------------------------------------
Группа-------------------------------------------------------------------------------------------------
Заезд детей----------------------------------------------------------------------------------------
Дата поступления ребёнка--------------------------------------------------------------------
Воспитатели------------------------------------------------------ /подпись-----------------------------------------------------------------------------------------------/подпись---------------------
Критерии | Адаптационные дни | Заключение | |||||||||||||
Трудности привыкания к режиму дня | |||||||||||||||
Настроение | Снижен. настроение, подавленность | ||||||||||||||
Аппетит: - завтрак; - обед; - полдник; - ужин. | |||||||||||||||
Эмоциональная напряженность, беспокойство, заторможенность | |||||||||||||||
Сон: засыпание и длительность - дневной;
- ночной. | |||||||||||||||
Преобладание «+» эмоций | |||||||||||||||
Ребёнок плачет; стремится к контакту со взрослыми и детьми, отказывается от общения | |||||||||||||||
Активность ребёнка: - в игре; - речи. | |||||||||||||||
Взаимоотношения ребёнка с детьми | Агрессивное поведение, демонстративность, бурные эмоц. реакции | ||||||||||||||
Взаимоотношения ребёнка со взрослыми |
Условные обозначения: «+» - положительно; «+-» - неустойчиво; «-» - отрицательно.
Параметры психологической адаптации детей в дошкольном учреждении.
В психологической литературе, посвященной вопросам диагностики адаптации, в качестве основных критериев приспособленности дошкольника к новой ситуации указываются объективные и субъективные параметры.
Основные критерии приспособленности дошкольника к новой ситуации
Объективные параметры | Субъективные параметры |
-уровень активности, функционирования познавательных процессов; -статус в группе сверстников; - др. | -эмоциональный комфорт; -отношение к учреждению; -уровень тревожности -др. |
Костяк Т.В. (Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. -М: Издательский центр «Академия», 2008.) выделяет несколько групп детей, испытывающих трудности в приспособлении к новым условиям.
К первой группе относятся дошкольники с отклонениями в психическом развитии. В силу своего сенсорного, интеллектуального, эмоционального дефекта или отставания они не в состоянии приспособиться к стандартным требованиям и нуждаются в специально организованном воспитании и обучении. Очевидно, что выявление нарушений адаптации у этих детей сопряжено с изучением проблем их развития.
Вторую группу составляют нормально развивающиеся дошкольники, но которые нарушают правила, ведут себя неадекватно, создают сложности педагогам, родителям и сверстникам. В этом случае выявление причин нарушений адаптации ребёнка к дошкольному учреждению связано с диагностикой его личностных особенностей и взаимоотношений в семье (внутриличностный конфликт, демонстративность, непродуктивный стиль детско-родительских отношений и т.д.), которые лежат в основе проблем.
В третью группу входят дети, имеющие невротические нарушения, высокий уровень тревожности, фобии и т.д., болезненно реагирующие на отношение к себе окружающих. В данном случае нарушения адаптации связаны с повышенной нагрузкой, несоответствием предъявляемых требований возможностям ребёнка, негативным отношением к дошкольнику педагога и других детей. Психологическая диагностика в данном случае предполагает выявление сущности проблем ребёнка, его личностных черт и особенностей реагирования на различные ситуации.
Ведущими параметрами психологической адаптации ребенка к дошкольному учреждению являются:
- эмоциональный комфорт в дошкольном учреждении;
- отношение к учреждению;
- принятие норм и правил;
- уровень и особенности проявления тревожности;
- успешность вхождения в группу сверстников;
- уровень адаптированности к новой ситуации.
Кроме того, в комплексной оценке психологической адаптации к учреждению должны учитываться следующие показатели:
- особенности познавательной сферы детей;
-индивидуально-психологические характеристики детей;
-личностные качества воспитанников;
-стиль педагогического общения;
- особенности детско-родительских отношений.
Анализ психологической адаптации дошкольников по данным параметрам позволяет построить целостную картину изучаемого явления, наметить пути профилактики и преодоления нарушений, возникающих в процессе приспособления детей к дошкольному учреждению с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Поскольку оптимальным возрастом поступления ребенка в дошкольное учреждение считается 3,5 года, то набор диагностических средств включает методики, которые можно применять начиная с 3-4 лет. В соответствии с основными показателями психологической адаптации дошкольников к детскому учреждению выделяются несколько групп диагностических средств (см. табл.).
Диагностические средства психологической адаптации детей к дошкольному учреждению (по Т.В.Костяк)
Показатель | Направленность | Диагностические средства (методики, тесты) |
I.Уровень адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
1.Уровень адаптированности к новой ситуации | Специфика и степень адаптированности Социальная адекватность поведения | Наблюдение Методика Р.Жиля |
2.Успешность вхождения в группу сверстников | Социометрический статус Характер взаимоотношений со сверстниками | Социометрия Методика «Два домика» |
3.Принятие норм и правил | Особенности отношения ребёнка к нормам и правилам | Детский апперцептивный тест (САТ) |
II.Психологическое благополучие ребёнка в дошкольном учреждении
1.Эмоциональный комфорт ребёнка в дошкольном учреждении | Особенности эмоционального состояния ребёнка в дошкольном учреждении | Беседа; методика «Дополнение фраз»; детский апперцептивный тест (САТ); проективный рисуночный тест «Мой самый хороший и самый плохой день в дошкольном учреждении» |
2.Особенности проявления тревожности | Уровень тревожности | Тест тревожности (Р.Темпл, В.Амен, М.Дорки) |
III.Факторы психологической адаптации
1.Особенности познавательной сферы детей Показатель | Уровень развития восприятия Объем непосредственной образной и вербальной памяти Уровень интеллектуального развития Уровень креативности Направленность Уровень познавательной активности | Тест «Разрезные картинки»; методика «Коробочка форм» Методика «10 предметов» (от 3лет); методика «10 слов» (от 4 лет) Тест «Самое непохожее»; тест Равена Тест «Дорисовывание фигуры» (от 3 лет); «Дорисовывание фигур» (от 4 лет); субтест Дж.Гилфорда «Что может быть одновременно?» Диагностические средства (методики,тесты) Тест познавательной активности В.Ю.Юркевич |
2.Индивидуально-психологические характеристики детей | Импульсивность-рефлексивность Пластичность-ригидность Эмотивность | Методика «Десять отличий» Методика «Экспериментальное исследование установки» Наблюдение эмоциональных реакций; модифицированный вариант восьмицветового теста Люшера |
3.Личностные качества детей | Самооценка Особенности самооценки, общительность, тревожность, агрессивность, демонстративность | Методика «Лесенка» Проективные рисуночные тесты «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек» |
4.Особенности педагогического взаимодействия | Стиль педагогического общения | Наблюдение особенностей педагогического взаимодействия |
5.Особенности детско-родительских отношений | Эмоциональное отношение и привязанность детей к семье Стиль отношения родителей к детям | Проективный рисуночный тест «Моя семья» Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика психологических особенностей дошкольника
диагностика...
Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения
в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...
Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"
Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста....
Система индивидуального сопровождения адаптации ребенка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении
Методический материал в копилку старшего воспитателя круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (из опыта работы зам. главного врача Детского санатория №62 СЗАО г. Москвы Лаптевой Т.В.) Об ос...
Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)
Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....
Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"
В выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Проект «Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности с целью социальной и психологической адаптации дошкольников с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие коммуникативных навыков и добровольческой деятельности среди дошкольников с нарушениями речи и детей с ОВЗ...