Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения
статья на тему
в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Усынина Татьяна Александровна
Воспитатель первой категории
МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 54
г.Екатеринбург
Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения
Аннотация: в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды детского сада.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, симбиоз, кооперация, благоприятный психологический климат.
Исследование детско-родительских отношений проводилось на базе МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 54 г. Екатеринбурга. В проекте участвовали 15 родителей (15 матерей в возрасте от 27 до 39 лет, в данной выборке три неполные семьи). Диагностика детско-родительских отношений проводилась на основе Опросника родительских отношений (Варга А.Я., Столин В.В.) [1]
Данные, полученные в результате исследования, представлены на рисунке1, процентное соотношение результатов - в таблице 1.
По результатам исследования детско-родительских отношений по шкале «Принятие - отвержение» получилось, что из 15 родителей высокие показатели у 10 (66%), это значит у них выраженное положительное отношение к своему ребёнку, его уважают и понимают, принимают таким, какой он есть; у одного (7%) родителя низкий показатель, это значит, этот родитель относится отрицательно к своему ребёнку, испытывает негативное отношение; и у 4 (27%) – хорошее отношение к детям, средний показатель (табл.1, рис.1).
По шкале «Кооперация» получилось, что из 15 родителей высокие показатели у 2 (13%), средние – у 7 (47%), низкие – у 5 (40 %).
Высокие показатели являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребёнка, высоко оценивает способности ребёнка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие - говорят о том, что взрослый по отношению к ребёнку ведёт себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога (рис.1, табл.1)
По шкале «Симбиоз» из 15 родителей у 8 (53%) высокие показатели, у 4 (27%) средние показатели, у 3 (20 %) низкие показатели. Высокие показатели говорят о том, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребёнком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по шкале являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребёнка (рис.1, табл.1)
По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» из 15 родителей у 11 (73%) родителей высокие показатели по данной шкале, говорят о том, что взрослый человек ведёт себя слишком авторитарно по отношению к ребёнку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки; у 2 (13,5 %) – низкие показатели, это значит, что контроль за действиями ребёнка со стороны взрослого человека практически отсутствует, у 2 (13,5%) средние показатели (рис.1, табл.1)
По шкале «Маленький неудачник» из 15 родителей у 4 (27%) высокие показатели, у 5 (33%) средние показатели, у 6 (40%) низкие показатели.
Высокие баллы по шкале являются признаком того, что взрослый человек считает ребёнка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, мысли, увлечения и чувства ребёнка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребёнка. Низкие баллы по шкале — 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребёнка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
На рисунке 1 представлен анализ распределения обследованных родителей (количество человек) по пяти шкалам опросника (низкий, средний, высокий уровни).
Рис.1 Данные по опроснику родительского отношения по всем пяти шкалам
Рассмотрим процентное соотношение результатов опросника родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги (табл.1).
Таблица 1
Процентное соотношение по опроснику родительского отношения в данной выборке
Уровень самостоя-тельности | Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Авторитарная гиперсоци-ализация | Маленький неудачник | |||||
Высокий | 10 | 67% | 2 | 13% | 8 | 53% | 11 | 73% | 4 | 27% |
Средний | 4 | 27% | 8 | 53% | 4 | 27% | 2 | 13,5% | 5 | 34% |
Низкий | 1 | 6% | 5 | 34% | 3 | 20% | 2 | 13,5% | 6 | 39% |
По шкале «принятие - отвержение» больше половины родителей (67%) имеют высокие показатели, и только у одного родителя(6%) низкий уровень, значит в данной выборке родители уважают выбор своего ребенка, принимают его таким какой он есть, дают больше самостоятельности, ребенок сам может принимать решения и упрекать его в этом не могут, у таких детей раньше других появляется самостоятельность и доверие к родителям в отношении своих действий.
Очень хорошими показателями для позитивных детско-родительских отношений являются высокие и средние баллы по шкале «кооперация» опросника родительского отношения(13% и 53%), потому что родители таких детей поощряют самостоятельность и инициативу ребенка и значит, самостоятельность формируется быстрее, чем у других детей.
Показатели по шкале «симбиоз» близки больше к эмоциональной близости (53%), доверию между ребенком и родителем, а высокие баллы по шкале «авторитарная гиперсоциализация» (27%) наоборот, уменьшают уровень самостоятельности и инициативности ребёнка, потому что авторитарность и безоговорочное послушание вызывают в раннем дошкольном возрасте отрицательные результаты, так как сформировано уже самосознание и образ себя. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении позволяет нам сделать вывод, что в обследуемых семьях отчетливо просматривается авторитарный стиль отношений. Родители требуют от ребенка безоговорочного подчинения и дисциплины. Они старается навязать детям во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения детей. За проявления самостоятельности детей строго наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями детей, их индивидуальными способностями, мыслями, чувствами. При чрезмерно требовательной, принуждающей позиции родители обычно приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу, не считаясь с его развитием, индивидуальными особенностями и возможностями. Это выражается в том, что мать и отец начинают критически относиться к инициативам детей, пытаются исключить все их стремления, которые не согласуются с их идеальным образцом. Высказывания их чаще всего носят оценивающий характер, порой обидный для детей.
А высокие показатели по шкале «маленький неудачник» (27%) вообще отрицательно воздействуют на появление самостоятельности, так как интересы, мысли, увлечения и чувства ребёнка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.
В качестве вывода можно сказать, что в данной выборке родителей наиболее часто встречающийся стиль детско-родительских отношений-авторитарный, с контролем и критическим отношением со стороны родителей. Вместе с тем велик процент родителей, уважающих выбор своих детей, достаточен процент родителей с эмоциональной близостью, относительно высок процент поощряющих инициативу. Примерно поровну родителей воспринимают своих детей неприспособленными к жизни, стараются оградить их от трудностей и строго контролировать их действия.
Следовательно, коррекция отношений может строиться в направлении повышения самостоятельности детей, формирования позитивной оценки ребенка со стороны родителей.
В рамках мероприятий по улучшению детско-родительских отношений в данном сулчае была предложена программа по оптимизации детско-родительских отношений, разработанная нами с целью обучения родителей и детей навыкам диалогического взаимодействия в семье, установления доброжелательного, искреннего сотрудничества, диалога.
Основными задачами программы являются развитие навыков эффективного, диалогического взаимодействия; развитие умений ненасильственной коммуникации и безоценочных высказываний, умений слышать и слушать другого; развитие навыков свободного поведения с учетом принципа «здесь и сейчас», высказываний своих чувств, а не оценок.
Предлагаемая нами программа оптимизации детско-родительских отношений базируется на принципах:
1) признание семьи и ее внутрисемейного климата основным фундаментом формирования позитивной Я-концепции ребенка;
2) признание неповторимости и уникальности ребенка;
3) только диалогическое общение является наиболее продуктивным способом общения и воспитания ребенка.
В качестве главных условий реализации названных нами принципов выделены:
1) отношение к ребенку как активному субъекту, равноправному партнеру по общению независимо от его возраста;
2) открытое, искреннее, заинтересованное взаимодействие;
3) активное диалогическое отношение к ребенку;
4) совместная деятельность;
5) проявления любви и принятия ребенка
На основе выделенных принципов и с учетом названных условий нами разработана технология диалогического общения с ребенком в целях создания благоприятного климата семьи и формирования позитивной Я-концепции ребенка. Это система практических рекомендаций родителям по организации оптимального диалогического общения с детьми. В эту систему входят:
1) рекомендации по достижению успешной совместной деятельности детей и родителей в семье (деятельностный блок рекомендаций);
2) рекомендации по установлению мотивационно—целевой общности родителей и детей (мотивационный блок рекомендаций),
3) рекомендации по оптимальному использованию коммуникативных средств общения - вербальных и невербальных (коммуникативный блок рекомендаций);
4) рекомендации по учету личностных особенностей ребенка (личностный блок рекомендаций);
5) рекомендации по достижению духовной близости участников взаимодействия, построение взаимодействия на основе доброты, любви искренности, открытости (духовный блок рекомендаций).
Также нами был разработан и внедрен тренинг гармоничных детско-родительских отношений. Все вышеобозначенные мероприятия позволят значительно улучшить детско-родительские отношения, а это в свою очередь позитивно отразится на создании благоприятного психологического климата ДОУ в целом.
Список использованной литературы:
1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. —352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений
Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на учителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств,...
Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, классный руково...
Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада
Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада....
Диагностика детско-родительских отношений
Диагоностика детско-родительских отношений...
Методики диагностики детско-родительских отношений
quot;Лики родительской любви""Мера заботы"Методика PARI (parental attitude research instrument)"Стратегии семейного воспитания"Социограмма «Моя семья» В.В. Ткачев...
Методики диагностики детско-родительских отношений.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотноше...
Буклет "Рекомендации педагогам по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития (ЗПР)"
Буклет с рекомендациями для педагогов (дефектологов, педагогов- психологов) по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР...