Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

В  выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_gotovnosti_kshkole.pptx271.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе Педагог-психолог Ивашова Марина Анатольевна

Слайд 2

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" 3.6 В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Слайд 3

Комплексное изучение готовности ребенка к обучению в школе Исследование сформированности универсальных предпосылок учебной деятельности Исследование интеллектуального компонента готовности Исследование личностного компонента готовности Изучение физиологического компонента

Слайд 4

Диагностика сформированности универсальных предпосылок учебной деятельности Методика « Рисование бус» (И.И. Аргинская ) Цель: определить уровень сформированности навыков учебной деятельности. Рекомендации. При проведении занятий с детьми следует уделять внимание формированию у них навыков учебной деятельности: умение слушать условие задания. Запоминать и удерживать в памяти несколько условий, осуществлять самоконтроль выполняемых действий и результатов. Методика «Графический диктант» ( Д.Б.Эльконин ) Цель: выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух. А также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Слайд 5

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконин Методика позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. При анализе результатов выполнения задания (анализируются только основные узоры) необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй -- о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том, и в другом случае ориентируются на следующие критерии оценивания: высокий уровень : оба узора в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки; средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым (содержат ошибки) или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует диктуемому; уровень ниже среднего: один узор частично соответствует диктуемому, другой -- вовсе не соответствует; низкий уровень : ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.

Слайд 6

Исследование интеллектуального компонента готовности к обучению в школе Исследование особенностей распределения внимания, устойчивости внимания (концентрации) методика «Корректурная проба» Бурдона методика «Шифровка» Векслера Исследование слуховой произвольной памяти детей методика «10 слов» А.Р. Лурия Оценка кратковременной непроизвольной памяти методика « Узнавание фигур» Изучение развития воображения методика « Дорисовывание фигур» (автор Торренс , модификация О.М. Дьяченко) Изучение мышления методика Дж.Равена (цветной вариант Прогрессивных матриц Дж.Равена для детей от 4,5 до 8 лет)

Слайд 7

Тест Равена Анализ результатов: 1-й уровень (свыше 95%)- особо высоко развитый интеллект; 2-й уровень (75-94%) – интеллект выше среднего; 3-й уровень ( 25-74 %) – средний интеллект; 4-й уровень (5-24) – интеллект ниже среднего; 5-й уровень (ниже 5 %) – интеллектуальный дефект.

Слайд 8

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по памяти; срисовывание письменных букв; срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 -- высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 -- как среднее, от 12 до 15 -- ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые ребята. Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально. Нормативы были созданы для детей 6 лет.

Слайд 9

рисование мужской фигуры по памяти срисовывание письменных букв срисовывание группы точек Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Слайд 10

Исследование личностного компонента готовности к обучению в школе Методика « Лесенка» (В.Г. Щур) Тестовая беседа «Психосоциальная зрелость» ( С.А.Банков) Стандартная беседа Нежновой Цель: исследование «внутренней позиции дошкольника» и выявление характера ориентации на школьно-учебную действительность Интерпретация результатов. 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентация формирования атрибутике школьной жизни(начальная стаи ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована); 8-5 баллов –преимущественный интерес ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе ( внутренняя позиция школьника не сформирована)

Слайд 11

Исследование произвольной сферы Методика «Домик» Н.И. Гуткиной Цель исследования : определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Материал и оборудование : образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Слайд 12

« Да » и « нет» Н.И.Гуткиной Цель: исследование умения действовать по правилу. Описание : Методика является модификацией известной детской игры "Да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите".

Слайд 13

Изучение физиологического компонента готовности ребенка к обучению в школе Цель : оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет. Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 фигур Вертхеймера .

Слайд 14

Критерии сенсомоторного развития тест Озерецкого Равновесие Тонкая моторика пальцев («Скатай шарик») Двигательные автоматизмы Моторика рук («Смотай клубок») Тонкая моторика пальцев («К оробок») Устоять на носках с закрытым и глазами На вытянутой руке скатать пальчиками шарик из папиросной бумаги размером 5х5 (без помощи другой руки) Прыжками на одной ноге преодолеть расстояние в 5 м ( другая нога согнута в колене) Намотать нитку (2 м) на катушку На столе 2 спичечных коробка и по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уложить спички в два коробка Ведущая рука Другая рука Веду щая рука Другая рука 10 сек 15 сек 20 сек 15 сек 20 сек 20 сек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личностная и социально – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"

Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «с...

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе. (Консультация для воспитателей)

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитатель МДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов) Перед нашим обществом на современном этапе е...

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса

Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образова...

презентация Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе све...

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

    Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....

Сборник игр, заданий и упражнений, направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »

Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические пр...

Консультация для родителей. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, ...