Система индивидуального сопровождения адаптации ребенка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Лаптева Татьяна Валерьевна

Методический материал в копилку старшего воспитателя круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (из опыта работы зам. главного врача Детского санатория №62 СЗАО г. Москвы Лаптевой Т.В.) Об особенностях организации адаптационного периода детей 3-7 лет в детском санатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация 15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Система индивидуального сопровождения адаптации ребёнка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории).

       Изучение особенностей приспособления детей к дошкольному учреждению является важной и актуальной проблемой в связи с необходимостью индивидуализации системы образования, создания оптимальных условий для реализации творческого и личностного потенциала каждого ребёнка.

       Для медико-педагогического коллектива детского круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (санатория) проблема адаптации детей не менее актуальна. Характер адаптации ребёнка в учреждении напрямую влияет на его оздоровление в санатории, на эффективность проведенных лечебно-профилактических процедур, а также играет огромную роль в социальном развитии ребёнка.

       Изучив современные исследования по проблеме адаптации детей в дошкольных учреждениях и выявленные в ходе диагностики трудности адаптации детей в санатории, была составлена система индивидуального сопровождения адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории). Система основана на принципах, формах и методах диагностики, коррекции и профилактики психологического неблагополучия, описанных Т.В. Костяк (Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М:Издательский центр «Академия», 2008).

       Находясь в круглосуточном учреждении, ребёнок испытывает психоэмоциональное напряжение, так как оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения. К этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой распорядка дня. Жизненный опыт позволяет дошкольнику включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, однако может привести и к негативным последствиям, связанным с ростом тревожности, невротизации и возникновением различных отклонений в их эмоциональном состоянии и личностном развитии. Поэтому основной целью профилактики негативных тенденций в процессе адаптации ребёнка к детскому учреждению является предупреждение и устранение проявлений психологического неблагополучия.

         Результаты проведенной диагностической работы показали, что большинство детей вне зависимости от уровня их интеллектуального развития или личностных особенностей сталкиваются со сходными проблемами при поступлении в санаторий. У многих детей возникали трудности привыкания к режиму дня, отмечалась эмоциональная тревожность, беспокойство. Испытывали трудности адаптации  гиперактивные дети и дошкольники с особенностями поведения (демонстративные, агрессивные).

        Профилактика нарушений психологической адаптации дошкольников к детскому учреждению должна носить комплексный характер и строиться на знании психологических особенностей ребенка, закономерностей развития его личности, характера семейного воспитания. С учетом этих  условий можно создать индивидуальные программы адаптации, а также системы предупреждения и коррекции нарушений в развитии личности дошкольников.

          В связи с этим, педагог-психолог является центральной фигурой в осуществлении психопрофилактики нарушений психологической адаптации дошкольников к детскому учреждению, однако для эффективного решения возникающих проблем необходима совместная деятельность всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, врачей, социальных педагогов, др.), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения психопрофилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. 

        Система индивидуального сопровождения адаптации ребенка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории) включает:

1. Диагностику психологической адаптации детей в санатории:

- карту наблюдений за деятельностью, поведением и общением ребенка в процессе адаптации в санатории (заполняется воспитателями по неделям до конца заезда);

- лист адаптации ребенка в санатории (заполняется воспитателями ежедневно в первые две недели пребывания ребёнка в учреждении, фиксируется эмоциональное состояние ребёнка, аппетит и сон в течение дня).

2. По итогам наблюдений делается заключение об особенностях адаптации детей и трудностях привыкания. Планируются основные направления дальнейшей индивидуальной диагностической и коррекционной работы с детьми (совместно воспитателями, лечащим врачом и педагогом-психологом).

     Решение проблемы адаптации детей в санатории в контексте оптимизации личностного развития предусматривает отслеживание динамики приспособления детей к новым условиям и оказание помощи по предотвращению возникновения отклонений в нервно-психическом и личностном развитии детей.

Организация адаптационного периода дошкольников в санатории.

Направление работы

Содержание работы

Кем проводится

1.Педагогическая и психологическая диагностика

Изучение динамики процесса адаптации детей в санатории, выявление трудностей адаптации.

В зависимости от типа диагностических мероприятий реализуется воспитателями, педагогом-психологом.

2.Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации в санатории.

Психопрофилактическая работа с детьми в период адаптации по предупреждению у них нарушений адаптации, отклонений в развитии личности и сохранению психологического благополучия.

Осуществляется воспитателями, педагогом-психологом, леч.врачом-педиатром,

специалистами, организуется под контролем гл.врача и зам.гл.врача по пед.части

3.Консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации детей в круглосуточном леч.-оздор. учреждении

Обсуждение результатов проведенной диагностики, информирование об особенностях адаптации детей.

Зам.гл.врача по пед. части, воспитатели, леч.врач-педиатр.

4.Методическая работа

Разработка технологий и оптимизация условий среды в целях успешной адаптации детей в санатории.

Зам.гл.врача по пед.части, педагоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируетс...

Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)

Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

"Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к ДОУ"

Адаптация детей к ДОУ-это привыкание к качественно новым условиям: к общению с незнакомыми детьми и взрослыми, к иному распорядку дня, к отсутствию рядом родителей. Каждому малышу необходимо время, чт...

Педагогический проект «Развитие личностного потенциала педагогов путем формирования в коллективе системы индивидуального сопровождения»

Целью данного проекта является формирование умений эффективного поведения педагогов по урегулированию конфликтов в системе дошкольного образования.          ...