Система индивидуального сопровождения адаптации ребенка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Методический материал в копилку старшего воспитателя круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (из опыта работы зам. главного врача Детского санатория №62 СЗАО г. Москвы Лаптевой Т.В.) Об особенностях организации адаптационного периода детей 3-7 лет в детском санатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптация | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Система индивидуального сопровождения адаптации ребёнка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории).
Изучение особенностей приспособления детей к дошкольному учреждению является важной и актуальной проблемой в связи с необходимостью индивидуализации системы образования, создания оптимальных условий для реализации творческого и личностного потенциала каждого ребёнка.
Для медико-педагогического коллектива детского круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (санатория) проблема адаптации детей не менее актуальна. Характер адаптации ребёнка в учреждении напрямую влияет на его оздоровление в санатории, на эффективность проведенных лечебно-профилактических процедур, а также играет огромную роль в социальном развитии ребёнка.
Изучив современные исследования по проблеме адаптации детей в дошкольных учреждениях и выявленные в ходе диагностики трудности адаптации детей в санатории, была составлена система индивидуального сопровождения адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории). Система основана на принципах, формах и методах диагностики, коррекции и профилактики психологического неблагополучия, описанных Т.В. Костяк (Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М:Издательский центр «Академия», 2008).
Находясь в круглосуточном учреждении, ребёнок испытывает психоэмоциональное напряжение, так как оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения. К этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой распорядка дня. Жизненный опыт позволяет дошкольнику включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, однако может привести и к негативным последствиям, связанным с ростом тревожности, невротизации и возникновением различных отклонений в их эмоциональном состоянии и личностном развитии. Поэтому основной целью профилактики негативных тенденций в процессе адаптации ребёнка к детскому учреждению является предупреждение и устранение проявлений психологического неблагополучия.
Результаты проведенной диагностической работы показали, что большинство детей вне зависимости от уровня их интеллектуального развития или личностных особенностей сталкиваются со сходными проблемами при поступлении в санаторий. У многих детей возникали трудности привыкания к режиму дня, отмечалась эмоциональная тревожность, беспокойство. Испытывали трудности адаптации гиперактивные дети и дошкольники с особенностями поведения (демонстративные, агрессивные).
Профилактика нарушений психологической адаптации дошкольников к детскому учреждению должна носить комплексный характер и строиться на знании психологических особенностей ребенка, закономерностей развития его личности, характера семейного воспитания. С учетом этих условий можно создать индивидуальные программы адаптации, а также системы предупреждения и коррекции нарушений в развитии личности дошкольников.
В связи с этим, педагог-психолог является центральной фигурой в осуществлении психопрофилактики нарушений психологической адаптации дошкольников к детскому учреждению, однако для эффективного решения возникающих проблем необходима совместная деятельность всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, врачей, социальных педагогов, др.), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения психопрофилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Система индивидуального сопровождения адаптации ребенка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории) включает:
1. Диагностику психологической адаптации детей в санатории:
- карту наблюдений за деятельностью, поведением и общением ребенка в процессе адаптации в санатории (заполняется воспитателями по неделям до конца заезда);
- лист адаптации ребенка в санатории (заполняется воспитателями ежедневно в первые две недели пребывания ребёнка в учреждении, фиксируется эмоциональное состояние ребёнка, аппетит и сон в течение дня).
2. По итогам наблюдений делается заключение об особенностях адаптации детей и трудностях привыкания. Планируются основные направления дальнейшей индивидуальной диагностической и коррекционной работы с детьми (совместно воспитателями, лечащим врачом и педагогом-психологом).
Решение проблемы адаптации детей в санатории в контексте оптимизации личностного развития предусматривает отслеживание динамики приспособления детей к новым условиям и оказание помощи по предотвращению возникновения отклонений в нервно-психическом и личностном развитии детей.
Организация адаптационного периода дошкольников в санатории.
Направление работы | Содержание работы | Кем проводится |
1.Педагогическая и психологическая диагностика | Изучение динамики процесса адаптации детей в санатории, выявление трудностей адаптации. | В зависимости от типа диагностических мероприятий реализуется воспитателями, педагогом-психологом. |
2.Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации в санатории. | Психопрофилактическая работа с детьми в период адаптации по предупреждению у них нарушений адаптации, отклонений в развитии личности и сохранению психологического благополучия. | Осуществляется воспитателями, педагогом-психологом, леч.врачом-педиатром, специалистами, организуется под контролем гл.врача и зам.гл.врача по пед.части |
3.Консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации детей в круглосуточном леч.-оздор. учреждении | Обсуждение результатов проведенной диагностики, информирование об особенностях адаптации детей. | Зам.гл.врача по пед. части, воспитатели, леч.врач-педиатр. |
4.Методическая работа | Разработка технологий и оптимизация условий среды в целях успешной адаптации детей в санатории. | Зам.гл.врача по пед.части, педагоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируетс...
Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)
Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Система работы ППМС в рамках курирования адаптации...
Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...
Карта индивидуального сопровождения развития ребенка в образовательной деятельности
диагностическая карта развития ребенка...
"Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к ДОУ"
Адаптация детей к ДОУ-это привыкание к качественно новым условиям: к общению с незнакомыми детьми и взрослыми, к иному распорядку дня, к отсутствию рядом родителей. Каждому малышу необходимо время, чт...
Педагогический проект «Развитие личностного потенциала педагогов путем формирования в коллективе системы индивидуального сопровождения»
Целью данного проекта является формирование умений эффективного поведения педагогов по урегулированию конфликтов в системе дошкольного образования. ...