Диагностика психологических особенностей дошкольника
материал на тему
диагностика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_psikhologicheskikh_osobennostey_doshkolnika.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика психологических особенностей дошкольника.
1 Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков
у детей от1до 7 лет.
Материал: Оборудование для бытовых процессов.
Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком во время выполнения
бытовых процессов.
Схема анализа данных для каждого бытового процесса:
1 Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу.
2 Что важнее для ребенка процесс или результат.
3 Отношение ребенка к используемым предметам.
4 Проявление самостоятельности ребенка.
5 Взаимоотношение со сверстниками.
6 Взаимоотношения со взрослыми.
7 О сформированности культурно- гигиенических навыков у дошкольника
свидетельствуют следующие характеристики действия:
- правильная последовательность операций
- быстрота , точность, ловкость, экономичность.
- качество выполнения .
Также необходимо учитывать осознанность выполняемых действий,
понимает ли ребенок необходимость совершаемых действий, для чего
он это делает.
Диагностика предметной деятельности.
( для детей от 1до3 лет)
Материал: Пирамидки с 3-мя , 5-ю, 10-ю кольцами, 3-х,4-х,5- местные
матрешки или кубы-вкладыши, стержни и втулки четырех основных цветов.
Ход исследования: Ребенку предлагают собрать пирамидку , матрешку,
надеть колечки на стержень по цвету.
Анализ данных:
1 Определить , насколько целенаправленны предметные действия ребенка.
2 Пытается ли малыш установить соотношение колец , вкладышей, или
соединяет их в произвольном порядке?
- с помощью силовой пробы.
- подбирая путем проб и ошибок
- сравнивая путем наложения и приложения
- сравнивая на основе зрительного соотнесения
3 Доводит ли ребенок начатое дело до конца.
4 Как ребенок относится к результату
5 Умеет ли ребенок не отвлекаться , сосредотачиваться на выполнении
задания.
Диагностика трудовой деятельности
Изучение трудовой деятельности , общения, социальных эмоций и
волевых усилий.
Материал: Оборудование для хозяйственно- бытового труда.
Ход исследования:
Воспитатель наблюдает за трудом подгруппы из детей 5-7 лет.
Анализ данных
Особенности трудовой деятельности
1 Как ребенок воспринимает трудовую цель, поставленную взрослым.
2 Насколько охотно дошкольник выполняет задания , какие эмоции
при этом переживает , какие эмоции преобладают, меняется ли их динамика
на протяжении процесса деятельности, с чем это связано?
3 Освоил ли ребенок техническую сторону деятельности, в какой степени
сформированы у него трудовые навыки и умения.
4 Проявляет ли инициативу , насколько самостоятелен и настойчив, что
свидетельствует о сформированности соответствующих волевых качеств?
5 Доводит ли начатое дело до конца, как часто отвлекается, и на какие
раздражители?
6 Как ребенок осознает свои достижения и переживает свои успехи, как
относится к результату труда.
Общение детей в совместном труде.
1 Мотивы общения – побудительные причины, поводы для обращения
ребенка к взрослым и сверстникам ( за помощью, советом)
2 Содержание общения
3 Средства общения.
4 Сформированность коммуникативных умений и навыков как принять
общее решение , пойти на компромисс , согласовать свои действия.
Проявление социальных эмоций у детей в совместном труде.
1 Выражение социальных эмоций : проявление сочувствия .
2 Действенность социальных эмоций : стремится ли прийти на помощь
или только сожалеет о неудаче?
3 Устойчивость социальных эмоций.
4 Реакция ребенка на затруднения и успехи других детей.
5 Отношение дошкольника к партнеру.
Диагностика игровой деятельности.
Изучение игровой деятельности и уровня притязаний детей от 1до 7 лет.
Материал: Оборудование для игровой деятельности.
Ход исследования:
Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.
Примерная схема анализа данных игровой деятельности детей от1до3лет
1 Принятие малышом воображаемой ситуации
- действие в условном , воображаемом плане
- использование и называние предметов , отсутствующих в данный момент
- осознание условности ситуации игры ( «понарошку»)
2 Самостоятельная постановка целей и решение игровых задач.
3 Содержание игровой деятельности ребенка
4 Предпосылки принятия какой-либо роли.
5 Характеристика игровых действий дошкольника:
- направленность действий на результат
- обобщенность и условность
- какие действия освоены и как их ребенок соединяет?
6 Характеристика игровых предметов ( какие предпочитает)
- игрушки
- воображаемые предметы
- предметы –заместители
7 Взаимодействие малыша со взрослым в игровой деятельности
- реакция на предложение взрослого поиграть
- желание привлечь взрослых к совместной игре.
8 Взаимодействие со сверстниками:
- интерес к игре сверстников
- основа для взаимодействия
- характер взаимодействия ( разделение действий)
- причины возникновения , протекания и разрешения конфликтов
9 Проявление творчества в игре
- перенос освоенных игровых действий
- желание вносить в игру новое
- умение по-разному сочетать события , а не действовать по стереотипу.
Примерная схема анализа игры и уровня притязаний детей от3до7лет.
1 Характеристика ролей , которые выполняет дошкольник.
- называет ли себя именем взрослого и когда
- какие средства используют для реализации роли
- может ли передать и как отличительные особенности персонажа , ориенти-
руется на внешние признаки или способы взаимоотношений и нравственные
нормы.
- какие роли в игре ребенок выполняет и какие из них предпочитает по содер-
жанию и значимости
2 Отношение к правилам игры:
- соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли
в соответствии с ними, как и в каких ситуациях нарушает правила.
3 Характеристика игровых действий :
- развернутость
- сформированы ли у ребенка и какие игровые умения и навыки
- взаимосвязь игровых действий дошкольника.
- осознает ли ребенок , что игровое действие , воображаемая ситуация
не реальны, а условны – «как будто»
4 Игровые предметы , их характеристика
- как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры
- игрушки
- воображаемые предметы
- предметы –заместители
- природный материал
5 Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в
игре
6 Характеристика сюжетов в играх детей
7 Характеристика содержания игры.
Особенности уровня притязаний ребенка в игре:
- отношение к ситуации распределения ролей
- отношение к выполнению незнакомой роли, отказ от нее
- самостоятельность
- реакции на неудачи
- соответствие взятой на себя роли
Диагностика изобразительной деятельности
Изучение изобразительной деятельности , воображения и самооценки на
материале рисования по замыслу у детей 3-7 лет
Материал: Оборудование для рисования.
Ход исследования: Ребенку предлагают нарисовать картинку по желанию.
После рисования ребенка спрашивают: «Расскажи ,что ты нарисовал?»
«Как ты считаешь, что у тебя получилось хорошо, а что не получилось?»
«Можно ли твою картинку взять на выставку?» « Почему?»
Схема анализа данных.
1 Особенности рисования.
1 Какие изобразительные приемы использует, какие технические навыки
приобрел?
2 Скоординированы ли у малыша движения руки и глаза?
3 Какие формообразующие движения развиты у ребенка, обобщены ли они?
4 Как и какие средства выразительности использует дошкольник?
5 Как возникает и насколько устойчив замысел?
6 Каково содержание рисунка:
7 Соответствует ли изображение и реальный объект и по каким параметрам?
В чем причины несоответствия.
8 Как проявляет самостоятельность ребенка в процессе рисования, требуется
ли помощь взрослого.
9 Как дошкольник относится к процессу рисования
10 Какова роль речи у ребенка в процессе рисования.
2 Особенности самооценки:
1 Как ребенок оценивает свой рисунок
2 Мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает
3 Как ведет себя малыш в ситуации выбора.
Диагностика музыкальной деятельности
Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет
Материал: Оборудование для музыкального занятия.
Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком на музыкальном за-
нятии во время слушания музыки.
Схема анализа данных.
1 Особенности музыкальности:
1 Умение слушать музыкальное произведение .
2 Эмоциональная отзывчивость на музыку : отношение к процессу слушания.
3 Понимание музыкального произведения.
4 Эстетическая оценка музыкального произведения
2 Эстетические чувства.
Диагностика произвольности поведения и роли
Изучение произвольности поведения и внимания у детей в подвижной игре
Материал : Оборудование для подвижной игры
Ход исследования: Воспитатель наблюдает за подвижной игрой ребенка
Схема анализа данных
1 Особенности произвольности поведения
1 Выполняет ли ребенок правила игры
2 Какие внешние средства мобилизации волевых усилий использует ребенок
3 Помогают ли игрушки , маски и другие игровые предметы подчиниться
Правилу.
2 Особенности внимания
1 Из данных о том , насколько ребенок сосредоточен на процессе игры,
погружен в нее
2 Отвлекается ли дошкольник от игры.
3 Как реагирует малыш на слова о необходимости сменить действие.
Диагностика осознания нравственных норм.
Изучение осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей
Материал :
1 Стихи , описывающие различные нравственные ситуации.
2 Полезно попросить ребенка придумать окончание к незаконченному рас-
сказу- ситуации , описывающему нравственную проблемную ситуацию.
Схема анализа данных.
1 Осознание дошкольником нравственных норм:
1 Какой способ поведения предлагает ребенок.
2 Мотивирует ли малыш и как предполагаемый поступок? При правильном
ответе:
- требования взрослого
- предполагаемые нежелательные последствия
- свои потребности, желания
- описанную в рассказе ситуацию
- эмоциональное состояние , желание другого
- нравственное качество или норме
При неправильном ответе:
- авторитет взрослого
- свои интересы и желания
- возможны нежелательные последствия
3 Формирует ли дошкольник в речи нормы поведения , называет ли
нравственные качества , какие?
Объяснительная речь
Насколько развернуто , логично , последовательно объясняет ситуацию?
Изучение наблюдательности и свойств внимания у детей.
Материал: Вопросы и объекты для наблюдения
Ход исследования: Воспитатель проводит с детьми наблюдение в природе
в природе за живыми или неживыми объектами
Схема анализа данных
1 Особенности наблюдательности.
1 Определить , какие признаки, детали, действия объектов замечает
дошкольник , как отвечает на вопросы .
2 Насколько правильно ,полно,точно, быстро выделяет и называет объект,
дает ему характеристику .
3 Может ли дошкольник выделить внутренние свойства и закономерности
явлений на основе чувственно воспринимаемых данных.
4 Проявляет ли малыш инициативу в ходе наблюдения
2 Особенности внимания
1 Как воспринимает цель, поставленную взрослым
2 Сохраняет ли цель , поставленную взрослым, в течении всего процесса
наблюдения.
3 Насколько ребенок сосредоточен на процессе наблюдения
4 Отвлекается ли малыш от процесса наблюдения, как часто и надолго ли
5 Как реагирует на необходимость сменить объект наблюдения.
Изучение восприятия , непроизвольной образной памяти и связной речи на материале описания игрушки .
Материал : незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество признаков.
Ход исследования : рассматривание, описание игрушки.
Схема анализа данных
1 Особенности восприятия:
1 Какие признаки называет , сколько и в какой последовательности
2 Называет ли части предмета и какие
3 Называет ли действия игрушки
4 Выражает ли дошкольник свое отношение к игрушке
5 Воспринимает ли малыш игрушку только зрительно или пытается
обследовать ее
6 Из того, насколько последовательно и планомерно описывает игрушку
можно сделать вывод о сформированности процесса наблюдения.
7 Проявляется ли у ребенка связь восприятия и прошлого опыта.
8 Использует ли дошкольник сравнения при описании и какие
9 Какие эмоции переживает в процессе восприятия игрушки
2 Особенности непроизвольной образной памяти
1 Какие признаки предметов воспроизводит ребенок
2 Воспитатель выясняет, делает ли ребенок попытки для припоминания
забытого и какие использует при этом приемы воспроизведения.
3 Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает дошкольник
3 Особенности связной речи
1 Умеет ли подбирать слова для более точного выражения своей мысли
и в чем это проявляется.
2 Правильно ли с точки зрения грамматики строит предложения и
согласует слова
3 На сколько логична речь малыша
Диагностика развития воображения и речи.
Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале твор-
ческого рассказывания
Материал: Предметные картинки.
Ход исследования : ребенку предлагают с интервалом в несколько дней:
1 придумать сказку
2 воспитатель начинает сказку , а ребенок продолжает
3 придумать сказку с определенными героями
Схема анализа детских сказок
1 Особенности воображения
1 Сюжет сказки
2 Композиция сказки
3 Количество героев главных и второстепенных.
4 Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств.
5 Эмоциональность описания.
6 Наличие идеи сказки
7 Связь сказки с приобретенным опытом , знаниями.
2 Особенности речи:
1 Связанность и последовательность изложения.
2 Виды предложений
3 Прямая и косвенная речь
4 Словарь
5 Согласование слов в предложениях.
6 Использование предложений с второстепенными и однородными
членами.
7 Выразительность речи.
Изучение классификации и объяснительной речи на материале группиро-
вания картинок
Материал: Набор 40 предметных картинок, 8 классификационных групп.
Ход исследования : Разложи картинки , чтобы они подходили друг к другу,
Объясни свои действия.
Схема анализа данных
1 Сколько групп картинок объединил ребенок правильно и какие.
2 Мотивирует и как объединение картинок опирается на существенный
признак
3 Знает ли и как использует обобщающие слова
4 Какие ошибки допускает ребенок.
Изучение сравнения и свойств внимания на материале сравнения картинок
Материал: Две пары картинок, имеющие от 5 до 10 отличай , секундомер
Ход исследования Воспитатель дает поочередно по 2 пары картинок и гово-
рит : чем они отличаются. Фиксирует общее время выполнения задания ,
продолжительность отвлечений.
Схема анализа данных.
1 Особенности мыслительной операции сравнения
1 Сколько различий выделил ребенок на картинках и какие?
2 Насколько точно назвал малыш выделенные различия.
3 Старается ли дошкольник найти различия или пытается назвать одина-
ковые признаки
2 Особенности свойств внимания
1 Длительность выполнения задания нельзя оценивать однозначно.
Важно, чтобы ребенок старался выполнить задание .
2 Количество и длительность отвлечений от задания являются показателями
устойчивости внимания , важно установить причину отвлечений.
3 Время между обнаружением различий свидетельствует о развитии
переключения внимания.
Последующая работа проводится как с детьми , так и с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности дошкольников
Статья для родителей...
Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи
АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005. – С.18-24. Дельфин Е.В. Учитель-логопед.Психологические особенности д...
Психологические особенности дошкольника
В дошкольном возрасте происходит сильное изменение в физических возможностях ребенка, значительное развитие его моторной, когнитивной и рече...
Психологические особенности дошкольников
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...
Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)
Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....
Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"
В выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Диагностика психологической адаптации дошкольников в лечебно-оздоровительном учреждение
Практический материал для педагогов...