Педагогический проект «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
проект
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Данный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начиная с раннего, заканчивая старшим дошкольным возрастом. Предметом, является развитие моторики детей дошкольного возраста.
Тип проекта – практико – ориентированный. Планируется следующее: разработка методических пособий, дидактического Монтессори - материала, системы занятий по рисованию нетрадиционными техниками.
На протяжении 2016-2017 учебного года я разрабатывала тему «Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
В течение 2017-2018 года планирую изучать влияние и реализовывать методы нетрадиционного рисования, на развитие мелкой моторики дошкольников. Тема «Применение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста».
2018-2019 уч. год моей темой инновационной деятельности будет «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».
В процессе реализации проекта к сотрудничеству будут привлекаться следующие лица:
- родители (законные представители) – как непосредственные участники (субъекты) образовательного процесса (согласно ФГОС ДОО);
- воспитатели, педагоги нашего ДОО и других образовательных дошкольных учреждений, для передачи и обмена опытом;
- социальное окружение или партнеры (художественные школы, музей, учреждения дополнительного образования, спортивные комплексы и т. д).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_proekta_nikula_a.s.docx | 123.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Педагогический проект
«Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Выполнила:
воспитатель Никула А.С.
Г. Югорск
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Данный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начиная с раннего, заканчивая старшим дошкольным возрастом. Предметом, является развитие моторики детей дошкольного возраста.
Тип проекта – практико – ориентированный. Планируется следующее: разработка методических пособий, дидактического Монтессори - материала, системы занятий по рисованию нетрадиционными техниками.
На протяжении 2016-2017 учебного года я разрабатывала тему «Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
В течение 2017-2018 года планирую изучать влияние и реализовывать методы нетрадиционного рисования, на развитие мелкой моторики дошкольников. Тема «Применение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста».
2018-2019 уч. год моей темой инновационной деятельности будет «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».
В процессе реализации проекта к сотрудничеству будут привлекаться следующие лица:
- родители (законные представители) – как непосредственные участники (субъекты) образовательного процесса (согласно ФГОС ДОО);
- воспитатели, педагоги нашего ДОО и других образовательных дошкольных учреждений, для передачи и обмена опытом;
- социальное окружение или партнеры (художественные школы, музей, учреждения дополнительного образования, спортивные комплексы и т. д).
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А.Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Современное инклюзивное образование подразумевает развитие и воспитание деток с ограниченными возможностями развития. Например, детям с ЗПР необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики пальцев, развивать координацию движения и т.п. Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.
В младшем дошкольном возрасте наилучшим образом развития мелкой моторики и сенсорики, а также восприятия мира, являются занятия с Монтессори – материалом.
Идея педагогики итальянки Марии Монтессори, заключалось в том, что дети с особенностями развития, которые лишены естественной инициативности, может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала.
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка и соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Для ребенка М. – материал – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью».
В среднем и старшем дошкольном возрасте, необходимы дополнительные методы для развития моторики и координации движений. Поэтому, изобразительная деятельность должна занимать в обучении дошкольника, не последнее место.
Изобразительная деятельность, в том числе и использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, рассматривалась исследователями Н. Г. Морозовой и В. Г. Петровой в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственного развития.
В целом, анализ литературы показал, что в настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей, ряд программ включает задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, но на практике воспитатели чаще всего их не используют в своей работе с детьми.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы занятия по нетрадиционному рисованию. Такие занятия создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений и развитию точности движений пальцев рук.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Также работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и является важнейшим средством эстетического воспитания.
Новизной и отличительной особенностью проекта по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Исходя из темы и актуальности данного проекта на современном этапе дошкольного образования, передо мной стоит следующая цель и задачи:
Цель: применить различные педагогические методы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Задачи:
- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
- развитие мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников, используя Монтессори – материалы;
- развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования;
- развитие мелкой моторики у детей с ЗРР;
- развитие внимания и усидчивости;
- расширять представления родителей о мелкой моторике детей, привлекать родителей к применению различных методов по ее развитию;
- подготовка рук к письму;
- воспитывать художественный труд и культуру труда у дошкольников;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- «Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Первый этап проекта был реализованн на протяжении 2016-2017 учебного года. Мною разработаны дидактические игры, пособия, организована предметно – развивающая среда.
Мария Монтессори
Имя Марии Монтессори известно всем педагогам. Её нельзя назвать великим философом – известны имена и покрупнее. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневному живому наблюдению за поведением, настроением и состоянием детей.
Обращение ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому» - стало символом педагогики Марии Монтессори. Мария М. как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике.
Монтессори – материал
Монтессори – материал является составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
У каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с ним, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь.
М. – материал по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка.
Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка из соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Для ребенка М. – материал – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью».
Классический М. – материал – это царство кубиков, бусинок, цилиндров, треугольников. Упражнения с ним используются в дальнейшем в практической жизни.
М. – материал предназначен также для развития чувств. Условно его можно разделить на следующие группы:
1) материалы для различения размеров;
2) материалы для различения цвета;
3) для различения формы;
4) для различения структуры поверхностей и материалов;
5) для различения веса;
6) для различения шумов и звуков;
7) для различения запахов;
8) для различения вкусовых качеств;
9) для восприятия температурных различий.
Работа по изготовлению Монтессори – материала
Помимо среды большое значение в развитии ребенка имеет материал, с которым он занимается. Разновидностей Монтессори материалов существует великое множество. На первый взгляд они кажутся очень простыми (фарфоровые вазочки с водой, мешочки с различными крупами, пирамидка из цветных кубиков и т.д.). Но на самом деле каждый из них отражает особенности развития определенного возраста и сделан так, чтобы максимально эффективно содействовать психическому и физическому росту.
Известно, что «интеллект лежит на кончиках пальцев». Пособия, изготовленные из подручного и «бросового материала» - это упражнения для кистей рук, направленных на активизацию тонких движений пальцев. В течение учебного года были изготовлены следующие дидактические материалы:
- «Прищепки» (игры «Сделаем солнышку лучики», «Сделаем ежику колючки», и др.);
- «Баночки с фасолью» (игры «Ищем маленькие игрушки и предметы в баночке с фасолью», «Разложи семена для курочки», «Создаем рисунки», «Разложи фасоль по контуру»);
- «Трубочки и платочки» (игра «Спрячь платочек»);
- настольная д/и «Найду нужную форму и цвет»;
- тканевые непрозрачные мешочки с крупами (фасоль, горох, семечки, гречка, ячка и др.);
- «Баночки с водой и подкрашенными крышечками»;
Проведение занятий
Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др. При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.
Перед непосредственным проведением занятий с дидактическими материалами или отдельно от них, проводятся массаж кистей и пальцев рук, а также пальчиковые игры.
Цель массажа кистей и пальцев рук – снижение тонуса мышц рук, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук. Он проводится с помощью различных массажеров («Каштан», «Су-Джок», «Ежик»), круглых расчесок-щеток для волос, шишек, грецких орехов, и конечно проводится самомассаж, со стихотворным сопровождением и без него.
Пальчиковые игры проводятся с целью увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.
Работа с Монтессори – материалом проводится индивидуально. Ребенку предлагается необходимый на данном этапе материал или же он сам по желанию начинает заниматься с имеющимися в группе дидактическими играми.
Взаимодействие с родителями
Данный этап имеет под собой цель: обучение родителей приемам игрового взаимодействия с ребенком, способам переноса полученных во время общения с воспитателем навыков в предметно – игровую деятельность. Педагог на данном этапе, при необходимости, выступает консультантом для родителей.
Большой вклад в оснащение наших групп внесли родители воспитанников. Ими были изготовлены следующие М. – материалы и развивающие сенсорные игры:
- Коробочка с разноцветными яичками, разной фактуры, жесткости и разными наполнителями;
- «Куб с крышечками» (для закручивания);
- «Шнурок и бусины»;
- различные виды шнуровки.
Пальчиковый театр пополнился связанными героями сказки «Курочка Ряба». Папы изготовили подставки для пальчикового и кукольного театров.
Для родителей ежемесячно обновляется материал в папках – передвижках и на информационных стендах, например, «Игры с детьми по развитию мелкой моторики и сенсорики в домашних условиях», «Познаем мир – играя» и др. На родительских собраниях проводились мастер – классы по изготовлению и применению М. – материала. Регулярно проводятся беседы с родителями, обсуждаются достижения детей, а также то, над чем необходимо поработать более качественно.
Привлекаются также родители к участию в разнообразных творческих конкурсах и выставках. Например, в конкурсе «Одаренные дети – будущее России», ребенок совместно с родителями, выполняет различные поделки и рисунки, воплощает свои художественно – эстетические способности и умения.
Взаимодействие с педагогами и специалистами
Воспитательный и образовательный процесс в ДОУ невозможен без единства и налаженного общения между всеми его членами.
С воспитателями, с которыми я работала на группах, мы вместе обдумывали, какие еще необходимы дидактические игры для развития наших воспитанников. Необходимо было организовать «Развивающий центр», расположить в нем М. – материал. Мы решали, в какое время дня лучше всего проводить занятия с развивающим материалом.
Регулярно я обменивалась опытом с другими педагогами, у которых темой самообразования было выбрано развитие мелкой моторики детей ДОУ.
Для того чтобы корректно подобрать для детей 2 – 3 лет развивающий материал, соответствующий их психологическим и физическим особенностям, необходимо было проконсультироваться с педагогом – психологом и логопедом. С некоторыми детьми, имеющими особенности в психо – эмоциональном развитии, проводилась индивидуальная работа и занятия.
- «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционного рисования».
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала еще во второй младшей группе с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у дошкольников.
Второй этап проекта я начала в 2017 году. В средней группе, проанализировав рисунки детей, отмечала, что в их работах прослеживается одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Пришла к выводу применять на занятиях по рисованию и в самостоятельной детской деятельности приёмы нетрадиционных техник рисования, с целью развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей.
Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с дошкольниками. (Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (часть 1 и 2), И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» и др.).
Подобрала и провела диагностику по развитию мелкой моторики у детей младшей группы по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования».
С учетом полученных результатов разработала перспективный план по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:
- ознакомление с новыми приемами изображения;
- беседы для уточнения;
- наблюдение за окружающей действительностью;
- игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
- рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий и предметов;
- восприятие художественной литературы;
- продуктивная деятельность - рисование с использованием нетрадиционных техник.
Разработала перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:
- Консультации
- Рекомендации
- Памятки
- Практические занятия
- Мастер-классы
- Совместное участие в конкурсах, выставках
- Участие в Дне открытых дверей
- Участие в акциях, проектах
- Папки-передвижки
- Индивидуальные беседы
Оформила в группе развивающую предметно - пространственную среду:
- Картотеку пальчиковых игр
- Игры и пособия для развития мелкой моторики
- Наглядно - иллюстративный материал
- Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
- Папка с описанием нетрадиционных техник рисования
- Консультации, рекомендации, памятки для родителей
Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати - разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гофрированная бумага, пищевые пленки). Все находятся в доступном для детей месте.
Подбирала игры и задания
для развития мелкой моторики рук:
- «Разрезные картинки» – для развития действия пальцев кисти руки и воображения;
- «Игры - шнуровки» - для развития мелкой моторики рук
- «Игры с прищепками» - для развития двигательную координацию кистей и пальцев рук
- «Перебрать фасоль»
- «Выложи из камушков предмет»
- «Застежки»
- «Цветная поляна» – для закрепления цветов
- «Заштрихуй фигуру» (горизонтальные, вертикальные, наклонные - развивать мелкую моторику рук;
- «Соедини точки и раскрась» – развивать зрительную ориентировку и умение раскрашивать, не выходя за контур;
- «Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;
- «Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом тычка;
- Игры со счетными палочками - учить придумывать различные головоломки.
- «Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.
Использование нетрадиционных техник рисования, иногда включаю в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и уровень сформированности изобразительных навыков. Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.
Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей. (см. приложение 1)
Провела:
- Родительское собрание на тему: «Знакомство нетрадиционными техниками рисования».
- Организую выставки работ детей, совместных семейных работ.
- Оформила выставки: «Мамочка и я» - творческая выставка, «День защитников Отечества», «Наше творчество», «Наши лучшие работы» и т.д.
- Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников, организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
- Привлекаю к участию в муниципальных и региональных конкурсах.
Родители активные участники выставок рисунков, поделок в ДОО, муниципальных конкурсов.
Систематическая работа в данном направлении позволила получить положительные результаты в развитии детей: по результатам диагностики прослеживается динамика развития мелкой моторики рук, дети могут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности, осваивают различные техники нетрадиционного рисования, с желанием выполняют упражнения и предложенные мной задания.
РЕСУРСЫ
Временные: проект рассчитан на 5 лет. Для каждого возрастного периода подбирались необходимые формы для развития мелкой моторики. Занятия с дидактическими играми проводятся от 5 до 20 минут, занятия по нетрадиционному рисованию занимают от10 до 25 минут, в зависимости от возраста ребенка и сложности задания, а также от степени увлеченности.
Информационные: необходимую информацию для реализации проекта, я черпаю из учебно – методической литературы, книг по педагогики, психологии, книг по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Посещаю сайты коллег – педагогов, для изучения их опыта работ. Участвую в «опорных площадках» других дошкольных образовательных учреждений. Интересуюсь искусством, живописью, посещаю музеи, выставки.
Человеческие (кадровые): воспитатели, дети, родители и законные представители; приглашенные специалисты.
Материально – технические: для изготовления дидактического Монтессори – материала и для рисования нетрадиционными техниками, необходимо использовать бросовый и подручный материал. В работе использую: наглядный, демонстрационный материал. Использую также: персональный компьютер, принтер, проектор, современные интерактивные технологии.
ПАРТНЕРЫ
Социальное окружение или партнеры: художественная школа, городской музей, учреждения дополнительного образования («Прометей»), спортивные комплексы и т. д).
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Проект рассчитан на детей, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом, т.е. с 2.5 до 7 лет. После проведения диагностики возрастных норм развития мелкой моторики, подбирается необходимый дидактический Монтессори – материал. Занятия по нетрадиционному рисованию проводятся с каждым ребенком, в небольших подгруппах. Проект реализуется в групповых комнатах дошкольного учреждения. Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Особое внимание уделяется работе с ребятами, имеющими отставание от возрастной нормы, по результатам диагностики, а также одаренным детям. Количество участников проекта – это стандартная группа дошкольного учреждения (20 -25 детей).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
- Выбор темы, постановка целей и задач;
- Написание перспективного плана (См. Приложение 3);
- Сбор литературного материала;
- Диагностика уровня развития мелкой моторики;
- Подбор и изготовление материала для игр и рисования.
Основной этап:
- Массаж рук с помощью подручных предметов;
- Упражнения с Монтессори - Материалом;
- Художественное творчество, рисование нетрадиционными техниками;
- Участие в творческих конкурсах;
- Консультации для родителей.
Заключительный этап:
- Презентация опыта для сотрудников детского сада;
- Оформление проектной деятельности;
- Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности.
Перспективный план
по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через нетрадиционные техники рисования»
Литература:
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа»
- Ганошенко Н.И. Мещерякова С.Ю. «Приобщение детей к художественно - эстетической деятельности»
Месяц | неделя | Тема | Программное содержание | Литература |
Сентябрь | 2 | Диагностика, наблюдение за свободным рисованием | ||
3 | Свободное рисование, наблюдение. | |||
4 | Составление перспективного плана | |||
Октябрь | 1 | «Неваляшка» Рисование ватными палочками | Учить рисовать неваляшку кисточкой и раскрашивать ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию. Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | №1 Стр.28 |
2 | «Осеннее дерево» Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с видами деревьев, их структурой, развивать умение пользоваться ватными палочками. Умение передавать в рисунке крону дерева, облетающие листья. | №. 2 стр.97 | |
3 | «Яблоки» Рисование пальчиками | Учить детей рисовать яблоки кисточкой круглой формы разного размера. Формировать умение правильно держать кисточку и умение наносить точки пальчиками, не выходя за контур рисунка. Воспитывать усидчивость и аккуратность. | №. 2 стр.46 | |
4 | «Мой город» Рисование восковыми мелками и акварелью. | Учит рисовать дома разного размера восковыми мелками и закрашивать лист акварельной краской. Развивать ориентировку на листе и моторику рук. Прививать детям любовь к родному городу. | №2 стр.87 | |
Ноябрь | 1 | «Ёжик» Рисование методом тычка. | Познакомить с новым методом рисования, методом тычка. Он создает эффект шерсти, колючек. Учить правильно вертикально держать кисть. Рисовать сухой кистью. Воспитывать любовь к животным. | № 2 стр.28, № 4 стр.42 |
2 | «Снегирь» Рисование ватными палочками | Учить детей рисовать снегиря кисточкой, закрепить части птицы, закрашивать ватными палочками методом тычка. Развивать чувства цвета и ритма. Уточнить знания детей о снегирях. Воспитывать любовь к пернатым. | №2 стр.65 | |
3 | «Снегопад». Рисование ватными палочками+аппликация ватой. | Продолжать учить рисовать ватными палочками, создавая мелкие крупинки снега. Развивать композиционные чувства. Дополнить рисунок аппликацией из ваты. Создать эффект объемного снега. | №. 2 стр.59 | |
Декабрь | 1 | «Деревья в снегу» Оттиск мятой бумагой. | Продолжать знакомить детей с техникой рисования - оттиск мятой бумагой. Учить комкать бумагу. Продолжать учить рисование мятой бумагой снег на деревьях. Развивать умение аккуратно, набирать краску и наносить цвет. Воспитывать любовь к зимнему пейзажу. | №3 стр.87 |
2 | «Воспоминания о лете». Отпечаток сухими листьями. | Познакомить с техникой рисования - отпечатком. Показать как наносить краску на листик, затем аккуратно перенести его на бумагу и прижать. К полученным отпечаткам листьев дорисовать веточки. | №4 , стр. 36 | |
3 | «Ёлочка» Оттиск поролоном, рисование пальчиками. | Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования с техникой «оттиск поролоном». Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа, украшать её пальчиками. Расширять знания детей о праздниках и нарядных ёлках. Развивать цветовосприятие и мелкую моторику рук. Воспитывать праздничное настроение. | №1 стр.47 | |
4 | «Ёлочка нарядная». Цветные карандаши +пластилин. | Учить детей создавать объемный рисунок из пластилина. Выкладывать полоски пластилина на бумагу от более длинной до самой короткой. Создавать эффект – треугольника. Развивать моторику пальцев, фантазию. | №3, стр. 36 | |
Январь | 2 | «Салют» Рисование восковыми мелками+акварель | Учить продумывать рисунок с самого начала, учить создавать композицию из праздничного фейерверка. Развивать ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Создавать яркую праздничную картину. | №2 стр.111 |
3 | «Лисичка - сестричка» Тычок жесткой кистью | Продолжать знакомить детей техникой рисования – тычок сухой кистью. Учить рисовать лису методом тычка сухой кистью. Развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук. Расширять знания о животных. Воспитывать гуманное отношение к миру животных. | №1 стр.43 | |
4 | «Снеговик» Рисование ватными палочками | Учить детей рисовать снеговика кисточкой и раскрашивать ватными палочками. Совершенствовать умение правильно держать кисточку и ватные палочки при работе, расширять представление о форме, размере. Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе. | 2 стр.15 | |
февраль | 1 | «Бабочка». Метод Монотипии. | Знакомить с нетрадиционным способом рисования с техникой «Монотипия». Учить детей рисовать на одной половине листа, сильно разбавленной краской. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать желание создать необычный рисунок | №2 стр.41 |
2 | «Машины» Печать по трафарету поролоном | Познакомить детей новой техникой рисования - печать по трафарету. Научить с помощью трафаретов, нарисовать различные машины. Развивать интерес к различным видам транспорта. Воспитывать уважение к труду шофёра. | №2 стр.94 | |
3 | «Самолёты» Рисование восковыми мелками и акварелью. | Учить рисовать самолет восковыми мелками и раскрасить фон акварелью светло-синего цвета. Совершенствовать знания о видах транспорта. Развивать умение изображать наиболее выразительно. Воспитывать интерес к воздушным видам транспорта. | №2 стр.93 | |
март | 1 | «Рукавички» Ватными палочками | Закрепить умения украшать рукавички ватными палочками, придумывать узоры. Расширять представление об одежде и разнообразие узоров. Развивать чувства ритма, композиции, цвета. Воспитывать эстетический вкус к узорам. | №2 стр.99 |
2 | «Плывут облака по небу» Рисование по мокрой бумаге | Познакомить детей новой техникой рисования - рисование по мокрой бумаге. Учить детей рисовать облака, которые плывут по небу. Развивать зрительно –двигательную координацию, моторику рук. Воспитывать любопытство и интерес к изобразительной деятельности. | №1 стр.69 | |
3 | «Мимоза для мамочки» Рисование сухой кистью, метод тычка. | Учить рисовать мимозу методом тычка, сухой кистью. Дорисовать мягкой кистью листики. Формировать чувство композиции и ритма. Расширять знания детей о цветах. Воспитывать желание делать добро близким. | №2 стр.40 | |
4 | «Два весёлых гуся» Рисунки из ладошки | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Развивать желание детей дополнять изображение деталями. Уточнить знания детей о домашних птицах. Развивать воображение и мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к русскому фольклору. | №. 1 стр.75 | |
Апрель | 1 | «Подводный мир». Рисование восковыми мелками и акварелью. | Учить детей рисовать разных рыб, ракушек, водорослей, камушек восковыми мелками, воду нарисовать акварелью. Развивать умение придумывать сюжет подводного мира. Воспитывать любопытство к подводному царству. | №2 ст. 65 |
2 | «Волшебные рыбки» Рисование методом кляксографии. | Познакомить с техникой рисования – кляксографией. Из полученных пятен дорисовать плавники и хвосты, чтобы получились рыбки. Расширять представление детей о разновидностях рыб. Развивать воображение, аккуратность. | №2 стр.74 | |
3 | «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» Тычок жесткой кистью | Учить рисовать одуванчики. Упражнять в технике рисования тычок жесткой кистью. Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отражению ярких впечатлений в рисунке. | №1 стр.83 2 стр.39 | |
4 | Дымковская игрушка - Конь» Рисование ватными палочками. | Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками и конем. Закрепить умение пользоваться кисточками и ватными палочками для рисования, самостоятельно выбирая узор. Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров. | №1 стр.45 |
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых можно определить уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.
Упражнения для 3–4 лет.
- Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
- Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
- Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
- Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
Упражнения для 4–5 лет.
- Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
- Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
- Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
- Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
Упражнения для 5–7 лет.
- Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
- На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
- Вырезать из квадрата круг.
- Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.
В результате диагностики, можно определить уровень владения мелкой моторикой пальцев, также обнаружить отставание в развитии двигательной активности рук. Поэтому данный проект поможет подобрать задания и игры, и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития мелкой моторики.
Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 4 лет через нетрадиционные техники рисования
Задания | Материал | Критерии | |||
Высокий | Средний | Низкий | |||
1. | Знает основные и яркие контрастные цвета: красный, зеленый, синий, желтый | Листы бумаги, цветные карандаши, гуашевые краски, акварель, фломастеры, кисти | Знает основные цвета | Слабо знает три основных цвета. | Не знает оттенки основных цветов. |
2. | Имеет представления о свойствах изобразительных материалов, инструментов | Имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах | Частично имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах | Не имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах | |
3. | Имеет навыки и умения использовать карандаш, кисть, фломастер, гуашевые краски | Умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками | Умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками, но иногда не уверенно, в результате получаются не совсем четкие изображения | Не умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками. | |
4. | Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность | Ручная умелость развита | Слабо развита моторика рук |
Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 4 – 5 лет через нетрадиционные техники рисования
Задания | Материал | Критерии | |||
Высокий | Средний | Низкий | |||
1. | Умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа (форма, цвет, размер, фактура поверхности) | Листы бумаги, цветные карандаши, гуашевые краски, фломастеры, кисти | Умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа | Частично умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа | Не умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа |
2. | Использует цвет как средство отношения к образу | Выделяет главное цветом | Умеет выделять главное цветом | Не выделяет главное в образе цветом | |
3. | Умеет изображать обобщенный образ (дерево, ствол, ветки, листья и др.) | Умеет изображать обобщенный образ | Частично умеет изображать обобщенный образ | Не умеет изображать обобщенный образ | |
4. | Умеет правильно держать инструменты, чередовать силу нажима, осуществлять последовательность операций | Пользуется инструментами правильно и уверенно, изображение получается четкое, интересное | Инструментами пользуется правильно, но иногда не уверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения | Инструменты держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо зажимает материал в руке во время работы | |
5. | Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность | Ручная умелость развита | Слабо развита моторика рук | |
Педагогическое обследование уровня развития мелкой моторики детей за два учебных года
В результате работы над проектом (с опорой на полученные данные, повторного диагностирования и сравнительного анализа) развития у детей моторной сферы я добилась следующих результатов: высокий уровень возрос на – 16% (полное и четкое выполнение всех заданий), средний уровень остался почти та том же уровне (невыполнение заданий 40% или частичное выполнение), ниже среднего снизился на – 14% (невыполнение заданий на 60%). Сделала вывод: уровень развития моторной сферы в целом и в конкретных операционных механизмах был улучшен, ребята добились определенных успехов. Для каждого ребёнка уровень развития индивидуален и, благодаря правильно организованных мною методах развития мелкой моторики, прослеживается положительная динамика.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Данный проект подразумевает не только работу детей над развитием моторики рук, воображения, но и разработку методических пособий, дидактического Монтессори - материала, системы, плана занятий по рисованию нетрадиционными техниками.
В процессе работы над проектом и по его окончанию, мною будут созданы дидактические игры и подготовлены материалы для развития мелкой моторики детей.
Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируются определенные способности:
- повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
- освоят техники работы с нетрадиционными материалами;
- будут использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки трудовой деятельности.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
В дальнейшем планируется подготовка Монтессои - материала для различения веса, для различения шумов и звуков, для различения запахов, вкусовых качеств, температурных различий. Хотелось бы больше проводить занятий на свежем воздухе, наблюдая и изучая природные явления. В каждое время года есть возможность проводить опыты и эксперименты, изучая, например свойства снега (холодный, колючий), воды (мокрый, лед, перетекание), песка (сыпучий, твердый) и т.п. Данные занятия очень хорошо развивают моторику рук и сенсорное восприятие, а также имеется элемент закаливания.
Планирую продолжать работу по развитию моторики через нетрадиционные техники рисования. Буду знакомить детей с новыми техниками рисования, более сложными и интересными, в соответствии с возрастными и физическими возможностями.
Для старшего дошкольного возраста, данный проект, планирую дополнить различными видами конструирования (из бумаги, бросового материала, из «Лего – конструктора»). Конструирование, как и другие виды детской деятельности, описанные в данном проекте, также развивает мелкую моторику пальцев, координацию движений, чувство симметрии, воображение и т. д.
Планируется создать методичку – рекомендации для родителей и воспитателей на тему «Развитие моторики ребенка от рождения до школы, эффективность педагогических методов». Необходимо привлекать социальных партнеров и администрацию образовательных дошкольных учреждений для распространения моего опыта, и для внедрения данного проекта в другие учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
- Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975;
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М.,1992;
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000;
- Бирюков А. А. Массаж в борьбе с недугами. - М., 1991;
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1977;
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно», 2006;
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Монтессори - материал. Школа для малышей. Изд. «Мастер», - М., 1992;
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Образовательная программа для групп 3-6 лет по методу Монтессори. - Снежинск, 2002 г.
- Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. – Снежинск, 2004 г.
- Практическая Монтессори - педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.
- Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп. Часть 1, Часть 2, Часть 3.–Снежинск, 2004г.
- Развивающие игры с дидактическим материалом под ред. Л.М. Шипициной, С. – Пб., 2004.
- Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск, 2002 г.
- Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование пластилина в работе с детьми дошкольного возраста по пластилинографии....
Проект «Использование синельной проволоки для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Метод проектов прочно вошел в нашу жизнь. Проектнаядеятельность используется не только в сфере обрзования, но и в других сферах общественной жизни. Проектная деятельость объединяет...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....
Проект: «Клуб успешный родитель. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
С недостаточным уровнем развития мелкой моторики рук и речи, я сталкиваюсь и в своей практике, работая с детьми третьего года жизни. Дети неловко, неуверенно держат ложку, карандаш, у них не сформиров...
Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого ...
Педагогический проект: «Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
На сегодняшний день эмоциональное развитие является важным составляющим формирования целостности личности ребенка. С каждым днем возрастает информационное давление на сознание людей, что влечет за соб...
Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности....