Педагогический проект «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
проект

Никула Алёна Сергеевна

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начиная с раннего, заканчивая старшим дошкольным возрастом. Предметом, является развитие моторики детей дошкольного возраста.

Тип проекта – практико – ориентированный. Планируется следующее: разработка методических пособий, дидактического Монтессори - материала, системы занятий по рисованию нетрадиционными техниками.

На протяжении 2016-2017 учебного года я разрабатывала тему «Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

В течение 2017-2018 года планирую изучать влияние и реализовывать методы нетрадиционного рисования, на развитие мелкой моторики дошкольников. Тема «Применение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста».

2018-2019 уч. год моей темой инновационной деятельности будет  «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».

В процессе реализации проекта к сотрудничеству будут привлекаться следующие лица:

- родители (законные представители) – как непосредственные участники (субъекты) образовательного процесса (согласно ФГОС ДОО);

- воспитатели, педагоги нашего ДОО и других образовательных дошкольных учреждений, для передачи и обмена опытом;

- социальное окружение или партнеры (художественные школы, музей, учреждения дополнительного образования, спортивные комплексы и т. д).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proekta_nikula_a.s.docx123.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Педагогический проект

«Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

F:\Никула А.С. самообразование\игры на моторику\lepka-iz-plastilina.jpg

Выполнила:

воспитатель Никула А.С.

Г. Югорск

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начиная с раннего, заканчивая старшим дошкольным возрастом. Предметом, является развитие моторики детей дошкольного возраста.

Тип проекта – практико – ориентированный. Планируется следующее: разработка методических пособий, дидактического Монтессори - материала, системы занятий по рисованию нетрадиционными техниками.

На протяжении 2016-2017 учебного года я разрабатывала тему «Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

В течение 2017-2018 года планирую изучать влияние и реализовывать методы нетрадиционного рисования, на развитие мелкой моторики дошкольников. Тема «Применение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста».

2018-2019 уч. год моей темой инновационной деятельности будет  «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».

В процессе реализации проекта к сотрудничеству будут привлекаться следующие лица:

- родители (законные представители) – как непосредственные участники (субъекты) образовательного процесса (согласно ФГОС ДОО);

- воспитатели, педагоги нашего ДОО и других образовательных дошкольных учреждений, для передачи и обмена опытом;

- социальное окружение или партнеры (художественные школы, музей, учреждения дополнительного образования, спортивные комплексы и т. д).

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А.Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Современное инклюзивное образование подразумевает развитие и воспитание деток с ограниченными возможностями развития. Например, детям с ЗПР необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики пальцев, развивать координацию движения и т.п. Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

В младшем дошкольном возрасте наилучшим образом развития мелкой моторики и сенсорики, а также восприятия мира, являются занятия с Монтессори – материалом.

Идея педагогики итальянки Марии Монтессори, заключалось в том, что дети с особенностями развития, которые лишены естественной инициативности, может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала.

Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка и соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Для ребенка М. – материал – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью».

В среднем и старшем дошкольном возрасте, необходимы дополнительные методы для развития моторики и координации движений. Поэтому, изобразительная деятельность должна занимать в обучении дошкольника, не последнее место.

Изобразительная деятельность, в том числе и использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, рассматривалась исследователями Н. Г. Морозовой и В. Г. Петровой в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственного развития.

В целом, анализ литературы показал, что в настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей, ряд программ включает задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, но на практике воспитатели чаще всего их не используют в своей работе с детьми.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы занятия по нетрадиционному рисованию. Такие занятия создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений и развитию точности движений пальцев рук.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Также работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и является важнейшим средством эстетического воспитания.

Новизной и отличительной особенностью проекта по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Исходя из темы и актуальности данного проекта на современном этапе дошкольного образования, передо мной стоит следующая цель и задачи:

Цель: применить различные педагогические методы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Задачи:

- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

- развитие мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников, используя Монтессори – материалы;

- развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования;

- развитие мелкой моторики у детей с ЗРР;

- развитие внимания и усидчивости;

- расширять представления родителей о мелкой моторике детей, привлекать родителей к применению различных методов по ее развитию;

- подготовка рук к письму;

- воспитывать художественный труд и культуру труда у дошкольников;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. «Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Первый этап проекта был реализованн на протяжении 2016-2017 учебного года. Мною разработаны дидактические игры, пособия, организована предметно – развивающая среда.

Мария Монтессори

Имя Марии Монтессори известно всем педагогам. Её нельзя назвать великим философом – известны имена и покрупнее. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневному живому наблюдению за поведением, настроением и состоянием детей.

Обращение ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому» - стало символом педагогики Марии Монтессори. Мария М. как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике.

Монтессори – материал

Монтессори – материал является составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

У каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с ним, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь.

М. – материал по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка.

Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка из соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Для ребенка М. – материал – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью».

Классический М. – материал – это царство кубиков, бусинок, цилиндров, треугольников. Упражнения с ним используются в дальнейшем в практической жизни.

М. – материал предназначен также для развития чувств. Условно его можно разделить на следующие группы:

1) материалы для различения размеров;

2) материалы для различения цвета;

3) для различения формы;

4) для различения структуры поверхностей и материалов;

5) для различения веса;

6) для различения шумов и звуков;

7) для различения запахов;

8) для различения вкусовых качеств;

9) для восприятия температурных различий.

Работа по изготовлению Монтессори – материала

Помимо среды большое значение в развитии ребенка имеет материал, с которым он занимается. Разновидностей Монтессори материалов существует  великое множество. На первый взгляд они кажутся очень простыми (фарфоровые вазочки с водой, мешочки с различными крупами, пирамидка из цветных кубиков и т.д.). Но на самом деле каждый из них отражает особенности развития определенного возраста и сделан так, чтобы максимально эффективно содействовать психическому и физическому росту.

Известно, что «интеллект лежит на кончиках пальцев». Пособия, изготовленные из подручного и  «бросового материала» - это упражнения для кистей рук, направленных на активизацию тонких движений пальцев. В течение учебного года были изготовлены следующие дидактические материалы:

- «Прищепки» (игры «Сделаем солнышку лучики», «Сделаем ежику колючки», и др.);

- «Баночки с фасолью» (игры «Ищем маленькие игрушки и предметы в баночке с фасолью», «Разложи семена для курочки», «Создаем рисунки», «Разложи фасоль по контуру»);

- «Трубочки и платочки» (игра «Спрячь платочек»);

- настольная д/и «Найду нужную форму и цвет»;

- тканевые непрозрачные мешочки с крупами (фасоль, горох, семечки, гречка, ячка и др.);

- «Баночки с водой и подкрашенными крышечками»;

Проведение занятий

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др. При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Перед непосредственным проведением занятий с дидактическими материалами или отдельно от них, проводятся массаж кистей и пальцев рук, а также пальчиковые игры.

Цель массажа кистей и пальцев рук – снижение тонуса мышц рук, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук. Он проводится с помощью различных массажеров («Каштан», «Су-Джок», «Ежик»), круглых расчесок-щеток для волос, шишек, грецких орехов, и конечно проводится самомассаж, со стихотворным сопровождением и без него.

Пальчиковые игры проводятся с целью увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

Работа с Монтессори – материалом проводится индивидуально. Ребенку предлагается необходимый на данном этапе материал или же он сам по желанию начинает заниматься с имеющимися в группе дидактическими играми.

Взаимодействие с родителями

Данный этап имеет под собой цель: обучение родителей приемам игрового взаимодействия с ребенком, способам переноса полученных во время общения с воспитателем навыков в предметно – игровую деятельность. Педагог на данном этапе, при необходимости, выступает консультантом для родителей.

Большой вклад в оснащение наших групп внесли родители воспитанников. Ими были изготовлены следующие М. – материалы и развивающие сенсорные игры:

- Коробочка с разноцветными яичками, разной фактуры, жесткости и разными наполнителями;

- «Куб с крышечками» (для закручивания);

- «Шнурок и бусины»;

- различные виды шнуровки.

Пальчиковый театр пополнился связанными героями сказки «Курочка Ряба». Папы изготовили подставки для пальчикового и кукольного театров.

Для родителей ежемесячно обновляется материал в папках – передвижках и на информационных стендах, например, «Игры с детьми по развитию мелкой моторики и сенсорики в домашних условиях», «Познаем мир – играя» и др. На родительских собраниях проводились мастер – классы по изготовлению и применению М. – материала. Регулярно проводятся беседы с родителями, обсуждаются достижения детей, а также то, над чем необходимо поработать более качественно.

Привлекаются также родители к участию в разнообразных творческих конкурсах и выставках. Например, в конкурсе «Одаренные дети – будущее России», ребенок совместно с родителями, выполняет различные поделки и рисунки, воплощает свои художественно – эстетические способности и умения.

Взаимодействие с педагогами и специалистами

Воспитательный и образовательный процесс в ДОУ невозможен без единства и налаженного общения между всеми его членами.

С воспитателями, с которыми я работала на группах, мы вместе обдумывали, какие еще необходимы дидактические игры для развития наших воспитанников. Необходимо было организовать «Развивающий центр», расположить в нем М. – материал. Мы решали, в какое время дня лучше всего проводить занятия с развивающим материалом.

Регулярно я обменивалась опытом с другими педагогами, у которых темой самообразования было выбрано развитие мелкой моторики детей ДОУ.

Для того чтобы корректно подобрать для детей 2 – 3 лет развивающий материал, соответствующий их психологическим и физическим особенностям, необходимо было проконсультироваться с педагогом – психологом и логопедом. С некоторыми детьми, имеющими особенности в психо – эмоциональном развитии, проводилась индивидуальная работа и занятия.

  1. «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционного рисования». 

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала еще во второй младшей группе с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у дошкольников.

Второй этап проекта я начала в 2017 году. В средней группе, проанализировав рисунки детей, отмечала, что в их работах прослеживается одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Пришла к выводу применять на занятиях по рисованию и в самостоятельной детской деятельности приёмы нетрадиционных техник рисования, с целью развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей.

Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с дошкольниками. (Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (часть 1 и 2), И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» и др.).

Подобрала и провела диагностику по развитию мелкой моторики у детей младшей группы по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования».

С учетом полученных результатов разработала перспективный план по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:

  • ознакомление с новыми приемами изображения;
  • беседы для уточнения;
  • наблюдение за окружающей действительностью;
  • игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
  • рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий и предметов;
  • восприятие художественной литературы;
  • продуктивная деятельность - рисование с использованием нетрадиционных техник.

Разработала перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:

  • Консультации
  • Рекомендации
  • Памятки
  • Практические занятия
  • Мастер-классы
  • Совместное участие в конкурсах, выставках
  • Участие в Дне открытых дверей
  • Участие в акциях, проектах
  • Папки-передвижки
  • Индивидуальные беседы

Оформила в группе развивающую предметно - пространственную среду:

  • Картотеку пальчиковых игр
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики
  • Наглядно - иллюстративный материал
  • Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
  • Папка с описанием нетрадиционных техник рисования
  • Консультации, рекомендации, памятки для родителей

Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати -  разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гофрированная бумага, пищевые пленки). Все находятся в доступном для детей месте.  

Подбирала игры и задания

для развития мелкой моторики рук:

  • «Разрезные картинки» – для развития действия пальцев кисти руки и воображения;
  • «Игры - шнуровки» - для развития мелкой моторики рук
  • «Игры с прищепками» - для развития двигательную координацию кистей и пальцев рук
  • «Перебрать фасоль»
  • «Выложи из камушков предмет»
  • «Застежки»
  • «Цветная поляна» – для закрепления цветов
  • «Заштрихуй фигуру» (горизонтальные, вертикальные, наклонные - развивать мелкую моторику рук;
  • «Соедини точки и раскрась» – развивать зрительную ориентировку и умение раскрашивать, не выходя за контур;
  • «Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;
  • «Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом тычка;
  • Игры со счетными палочками -  учить придумывать различные головоломки.
  • «Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.

Использование нетрадиционных техник рисования, иногда включаю в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и уровень сформированности изобразительных навыков. Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.  

Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей. (см. приложение 1)

Провела:

  • Родительское собрание на тему: «Знакомство нетрадиционными техниками рисования».
  • Организую выставки работ детей, совместных семейных работ.
  • Оформила выставки: «Мамочка и я» - творческая выставка, «День защитников Отечества», «Наше творчество», «Наши лучшие работы» и т.д.
  • Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников, организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
  • Привлекаю к участию в муниципальных и региональных конкурсах.

Родители активные участники выставок рисунков, поделок в ДОО, муниципальных конкурсов.

Систематическая работа в данном направлении позволила получить положительные результаты в развитии детей: по результатам диагностики прослеживается динамика развития мелкой моторики рук, дети могут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности, осваивают различные техники нетрадиционного рисования, с желанием выполняют упражнения и предложенные мной задания.  

РЕСУРСЫ

Временные: проект рассчитан на 5 лет. Для каждого возрастного периода подбирались необходимые формы для развития мелкой моторики. Занятия с дидактическими играми проводятся от 5 до 20 минут, занятия по нетрадиционному рисованию занимают от10 до 25 минут, в зависимости от возраста ребенка и сложности задания, а также от степени увлеченности.

Информационные: необходимую информацию для реализации проекта, я черпаю из учебно – методической литературы, книг по педагогики, психологии, книг по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Посещаю сайты коллег – педагогов, для изучения их опыта работ. Участвую в «опорных площадках» других дошкольных образовательных учреждений. Интересуюсь искусством, живописью, посещаю музеи, выставки.

Человеческие (кадровые): воспитатели, дети, родители и законные представители; приглашенные специалисты.

Материально – технические: для изготовления дидактического Монтессори – материала и для рисования нетрадиционными техниками, необходимо использовать бросовый и подручный материал. В работе использую: наглядный, демонстрационный материал. Использую также: персональный компьютер, принтер, проектор, современные интерактивные технологии.

ПАРТНЕРЫ

Социальное окружение или партнеры: художественная школа, городской музей, учреждения дополнительного образования («Прометей»), спортивные комплексы и т. д).

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Проект рассчитан на детей, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом, т.е. с 2.5 до 7 лет. После проведения диагностики возрастных норм развития мелкой моторики, подбирается необходимый дидактический Монтессори – материал. Занятия по нетрадиционному рисованию проводятся с каждым ребенком, в небольших подгруппах. Проект реализуется в групповых комнатах дошкольного учреждения. Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Особое внимание уделяется работе с ребятами, имеющими отставание от возрастной нормы, по результатам диагностики, а также одаренным детям. Количество участников проекта – это стандартная группа дошкольного учреждения (20 -25 детей).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

         Этапы реализации:

Подготовительный этап:

- Выбор темы, постановка целей и задач;

- Написание перспективного плана (См. Приложение 3);

- Сбор литературного материала;

- Диагностика уровня развития мелкой моторики;

- Подбор и изготовление материала для игр и рисования.

        Основной этап:

 - Массаж рук с помощью подручных предметов;

- Упражнения с Монтессори - Материалом;

- Художественное творчество, рисование нетрадиционными техниками;

- Участие в творческих конкурсах;

- Консультации для родителей.

         Заключительный этап:

- Презентация опыта для сотрудников детского сада;

- Оформление проектной деятельности;

- Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности. 

Перспективный план

по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через нетрадиционные техники рисования»

Литература:

  1. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  2. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа»
  4. Ганошенко Н.И. Мещерякова С.Ю. «Приобщение детей к художественно - эстетической деятельности»

Месяц

неделя

               Тема

Программное содержание

Литература

Сентябрь

2

Диагностика, наблюдение за свободным рисованием

3

Свободное рисование, наблюдение.

4

Составление перспективного плана

Октябрь

1

 «Неваляшка»

Рисование ватными палочками

Учить рисовать неваляшку кисточкой и раскрашивать ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию. Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

№1

Стр.28

2

«Осеннее дерево»

Рисование ватными палочками

Продолжать знакомить детей с видами деревьев, их структурой, развивать умение пользоваться ватными палочками. Умение передавать в рисунке крону дерева, облетающие листья.

№.   2 стр.97

3

«Яблоки»

Рисование пальчиками

Учить детей рисовать яблоки кисточкой круглой формы разного размера. Формировать умение правильно держать кисточку и умение наносить точки пальчиками, не выходя за контур рисунка. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

№. 2 стр.46

4

«Мой город»

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Учит рисовать дома разного размера восковыми мелками и закрашивать лист акварельной краской. Развивать ориентировку на листе и моторику рук. Прививать детям любовь к родному городу.

№2 стр.87

Ноябрь

1

«Ёжик»

Рисование методом тычка.

Познакомить с новым методом рисования, методом тычка. Он создает  эффект шерсти, колючек. Учить правильно вертикально держать кисть. Рисовать сухой кистью. Воспитывать любовь к животным.

№ 2 стр.28, № 4 стр.42

2

 «Снегирь»

Рисование ватными палочками

Учить детей рисовать снегиря кисточкой, закрепить части птицы, закрашивать ватными палочками методом тычка. Развивать чувства цвета и ритма. Уточнить знания детей о снегирях. Воспитывать любовь к пернатым.

№2 стр.65

3

«Снегопад». Рисование ватными палочками+аппликация ватой.

Продолжать учить рисовать ватными палочками, создавая мелкие крупинки снега. Развивать композиционные чувства. Дополнить рисунок аппликацией из ваты. Создать эффект объемного снега.

№.  2 стр.59

Декабрь

1

«Деревья в снегу»

Оттиск мятой бумагой.

Продолжать знакомить детей с техникой рисования -  оттиск мятой бумагой. Учить комкать бумагу. Продолжать учить рисование мятой бумагой снег на деревьях. Развивать умение аккуратно, набирать краску и наносить цвет. Воспитывать любовь к зимнему пейзажу.

№3 стр.87

2

«Воспоминания о лете». Отпечаток сухими листьями.

Познакомить с техникой рисования - отпечатком. Показать как наносить краску на листик, затем аккуратно перенести его на бумагу и прижать. К полученным отпечаткам листьев дорисовать веточки.

№4 , стр. 36

3

«Ёлочка»

Оттиск поролоном, рисование пальчиками.

Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования с техникой «оттиск поролоном».  Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа, украшать её пальчиками. Расширять знания детей о праздниках и нарядных ёлках. Развивать цветовосприятие и мелкую моторику рук. Воспитывать праздничное настроение.

№1 стр.47

4

«Ёлочка нарядная».

Цветные карандаши +пластилин.

Учить детей создавать объемный рисунок из пластилина. Выкладывать полоски пластилина на бумагу от более длинной до самой короткой. Создавать эффект – треугольника. Развивать моторику пальцев, фантазию.

№3, стр. 36

Январь

2

«Салют»

Рисование восковыми мелками+акварель

Учить продумывать рисунок с самого начала, учить создавать композицию из праздничного фейерверка.  Развивать ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Создавать яркую праздничную картину.

№2 стр.111

3

«Лисичка - сестричка»

Тычок жесткой кистью

Продолжать знакомить детей техникой рисования – тычок сухой кистью. Учить рисовать лису методом тычка сухой кистью. Развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук. Расширять знания о животных. Воспитывать гуманное отношение к миру животных.

№1 стр.43

4

«Снеговик»

Рисование ватными палочками

Учить детей рисовать снеговика кисточкой и раскрашивать ватными палочками. Совершенствовать умение правильно держать кисточку и ватные палочки при работе, расширять представление о форме, размере. Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе.

2 стр.15

февраль

1

 «Бабочка». Метод Монотипии.

Знакомить с нетрадиционным способом рисования с техникой «Монотипия». Учить детей рисовать на одной половине листа, сильно разбавленной краской. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать желание создать необычный рисунок

№2 стр.41

2

«Машины»

Печать по трафарету поролоном

Познакомить детей новой техникой рисования - печать по трафарету. Научить с помощью трафаретов, нарисовать различные машины. Развивать интерес к различным видам транспорта. Воспитывать уважение к труду шофёра.

№2 стр.94

3

«Самолёты»

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Учить рисовать самолет восковыми мелками и раскрасить фон акварелью светло-синего цвета. Совершенствовать знания о видах транспорта. Развивать умение изображать наиболее выразительно. Воспитывать интерес к воздушным видам транспорта.

№2 стр.93

март

1

«Рукавички»

Ватными палочками

Закрепить умения украшать рукавички ватными палочками, придумывать узоры. Расширять представление об одежде и разнообразие узоров. Развивать чувства ритма, композиции, цвета. Воспитывать эстетический вкус к узорам.

№2 стр.99

2

«Плывут облака по небу»

Рисование по мокрой бумаге

Познакомить детей новой техникой рисования - рисование по мокрой бумаге. Учить детей рисовать облака, которые плывут по небу. Развивать зрительно –двигательную координацию, моторику рук. Воспитывать любопытство и интерес к изобразительной деятельности.

№1 стр.69

3

«Мимоза для мамочки»

Рисование сухой кистью, метод тычка.

Учить рисовать мимозу методом тычка, сухой кистью. Дорисовать мягкой кистью листики. Формировать чувство композиции и ритма. Расширять знания детей о цветах. Воспитывать желание делать добро близким.

2 стр.40

4

«Два весёлых гуся»

Рисунки из ладошки

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Развивать желание детей дополнять изображение деталями. Уточнить знания детей о домашних птицах. Развивать воображение и мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к русскому фольклору.

№. 1 стр.75

Апрель

1

«Подводный мир».

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Учить детей рисовать разных рыб, ракушек, водорослей, камушек восковыми мелками, воду нарисовать акварелью. Развивать умение придумывать сюжет подводного мира. Воспитывать любопытство к подводному царству.

№2 ст. 65

2

«Волшебные рыбки»

Рисование методом кляксографии.

Познакомить с техникой рисования – кляксографией. Из полученных пятен дорисовать плавники и хвосты, чтобы получились рыбки. Расширять представление детей о разновидностях рыб. Развивать воображение, аккуратность.

№2 стр.74

3

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

Тычок жесткой кистью

Учить рисовать одуванчики. Упражнять в технике рисования тычок жесткой кистью. Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отражению ярких впечатлений в рисунке.

№1 стр.83  2 стр.39

4

Дымковская игрушка - Конь»

Рисование ватными палочками.

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками и конем. Закрепить умение пользоваться кисточками и ватными палочками для рисования, самостоятельно выбирая узор. Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров.

№1 стр.45

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых можно определить уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

Упражнения для 3–4 лет.

  1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
  2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
  3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
  4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.

Упражнения для 4–5 лет.

  1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
  2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
  1. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
  2. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.

Упражнения для 5–7 лет.

  1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
  2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
  3. Вырезать из квадрата круг.
  4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

В результате диагностики, можно определить уровень владения мелкой моторикой пальцев, также обнаружить отставание в развитии двигательной активности рук. Поэтому данный проект поможет подобрать задания и игры, и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития мелкой моторики.

Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 4 лет через нетрадиционные техники рисования

Задания

Материал

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

1.

Знает основные и яркие контрастные цвета: красный, зеленый, синий, желтый

Листы бумаги, цветные карандаши, гуашевые краски, акварель, фломастеры, кисти

Знает основные цвета

Слабо знает три основных цвета.

Не знает оттенки основных цветов.

2.

Имеет представления о свойствах изобразительных материалов, инструментов

Имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах

Частично имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах

Не имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах

3.

Имеет навыки и умения использовать карандаш, кисть, фломастер, гуашевые краски

Умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками

Умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками, но иногда не уверенно, в результате получаются не совсем четкие изображения

Не умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками.

4.

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность

Ручная умелость развита

Слабо развита моторика рук

Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 4 – 5 лет через нетрадиционные техники рисования

Задания

Материал

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

1.

Умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа (форма, цвет, размер, фактура поверхности)

Листы бумаги, цветные карандаши, гуашевые краски, фломастеры, кисти

Умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа

Частично умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа

Не умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа

2.

Использует цвет как средство отношения к образу

Выделяет главное цветом

Умеет выделять главное цветом

Не выделяет главное в образе цветом

3.

Умеет изображать обобщенный образ (дерево, ствол, ветки, листья и др.)

Умеет изображать обобщенный образ

Частично умеет изображать обобщенный образ

Не умеет изображать обобщенный образ

4.

Умеет правильно держать инструменты, чередовать силу нажима, осуществлять последовательность операций

Пользуется инструментами правильно и уверенно, изображение получается четкое, интересное

Инструментами пользуется правильно, но иногда не уверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения

Инструменты держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо зажимает материал в руке во время работы

5.

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность

Ручная умелость развита

Слабо развита моторика рук

Педагогическое обследование уровня развития мелкой моторики детей за два учебных года

В результате работы над проектом (с опорой на полученные данные, повторного диагностирования и сравнительного анализа) развития у детей моторной сферы я добилась следующих результатов: высокий уровень возрос на – 16% (полное и четкое выполнение всех заданий), средний уровень остался почти та том же уровне (невыполнение заданий 40% или частичное выполнение), ниже среднего снизился на – 14% (невыполнение заданий на 60%). Сделала вывод: уровень развития моторной сферы в целом и в конкретных операционных механизмах был улучшен, ребята добились определенных успехов. Для каждого ребёнка уровень развития индивидуален и, благодаря правильно организованных мною методах развития мелкой моторики, прослеживается положительная динамика.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Данный проект подразумевает не только работу детей над развитием моторики рук, воображения, но и разработку методических пособий, дидактического Монтессори - материала, системы, плана занятий по рисованию нетрадиционными техниками.

В процессе работы над проектом и по его окончанию, мною будут созданы дидактические игры и подготовлены материалы для развития мелкой моторики детей.

Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируются определенные способности:

  • повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
  • освоят техники работы с нетрадиционными материалами;
  • будут использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.
  • обострение тактильного восприятия;
  •  улучшение цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышение уровня воображения и самооценки.
  • расширение и обогащение художественного опыта.
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  •  формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • сформируются навыки трудовой деятельности.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

В дальнейшем планируется подготовка Монтессои - материала для различения веса, для различения шумов и звуков, для различения запахов, вкусовых качеств, температурных различий. Хотелось бы больше проводить занятий на свежем воздухе, наблюдая и изучая природные явления. В каждое время года есть возможность проводить опыты и эксперименты, изучая, например свойства снега (холодный, колючий), воды (мокрый, лед, перетекание), песка (сыпучий, твердый) и т.п. Данные занятия очень хорошо развивают моторику рук и сенсорное восприятие, а также имеется элемент закаливания.

Планирую продолжать работу по развитию моторики через нетрадиционные техники рисования. Буду знакомить детей с новыми техниками рисования, более сложными и интересными, в соответствии с возрастными и физическими возможностями.

Для старшего дошкольного возраста, данный проект, планирую дополнить различными видами конструирования (из бумаги, бросового материала, из «Лего – конструктора»). Конструирование, как и другие виды детской деятельности, описанные в данном проекте, также развивает мелкую моторику пальцев, координацию движений, чувство симметрии, воображение и т. д.

Планируется создать методичку – рекомендации для родителей и воспитателей на тему «Развитие моторики ребенка от рождения до школы, эффективность педагогических методов». Необходимо привлекать социальных партнеров и администрацию образовательных дошкольных учреждений для распространения моего опыта, и для внедрения данного проекта в другие учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975;
  2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М.,1992;
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000;
  5. Бирюков А. А. Массаж в борьбе с недугами. - М., 1991;
  6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1977;
  7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  9. Журнал «Дошкольное воспитание», №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно», 2006;
  10. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  12. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  14. Монтессори - материал. Школа для малышей. Изд. «Мастер», - М., 1992;
  15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  16. Образовательная программа для групп 3-6 лет по методу Монтессори. -  Снежинск, 2002 г.
  17. Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. – Снежинск, 2004 г.
  18. Практическая Монтессори - педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.
  19. Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп. Часть 1, Часть 2, Часть 3.–Снежинск, 2004г.
  20. Развивающие игры с дидактическим материалом под ред. Л.М. Шипициной, С. – Пб., 2004.
  21. Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск, 2002 г.
  22. Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г.
  23. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  24. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование синельной проволоки для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

   Метод проектов прочно вошел в нашу жизнь. Проектнаядеятельность используется не только в сфере обрзования, но и в других сферах общественной жизни. Проектная деятельость объединяет...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Проект: «Клуб успешный родитель. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

С недостаточным уровнем развития мелкой моторики рук и речи, я сталкиваюсь и в своей практике, работая с детьми третьего года жизни. Дети неловко, неуверенно держат ложку, карандаш, у них не сформиров...

Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого ...

Педагогический проект: «Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

На сегодняшний день эмоциональное развитие является важным составляющим формирования целостности личности ребенка. С каждым днем возрастает информационное давление на сознание людей, что влечет за соб...

Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности....