Проект Тема: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Проект

Тема: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_melkoy_motoriki_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx682.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагир

Проект

Тема: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

 

Выполнили:

Педагог – психолог Гугкаева Л.Н.

Воспитатель Гадзиева Л.Р.

г. Алагир

2024 г.

Цель: Совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
  • Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и развития общей моторики с речевой деятельностью детей.
  • Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.
  • Формировать и совершенствовать пространственные представления.

Актуальность

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Теоретическое обоснование

По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитием  мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.

Методы и приемы  развития мелкой моторики рук и координации движений

  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • лепка из пластилина с использованием природного материала
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафаретам
  • копирование узоров, рисунков, работа в тетрадях
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • графические диктанты
  • игры с мелкими предметами

Предполагаемый результат:

  • Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки.
  • Дети научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве, рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.
  • Повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память. Улучшится речь.
  • Создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы
  • Родители
  • Воспитатель группы, педагог-психолог.

Реализация проекта планируется в три этапа:

I этап — подготовительный 

  1. Подбор диагностического материала.
  2. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

II этап – основной 

Работа выстраивается в двух направлениях:

с детьми – в системе коррекционно-развивающих  занятий,  в совместной деятельности воспитателя, педагога психолога и детей,

с родителями – посредством проведения консультаций .

III этап – заключительный 

  1. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  2. Итоговое мероприятие «Презентация».


Месяц

Содержание работы

Цель

Ноябрь

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме. 2.Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

3.Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

 — Определить уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

 

— Создать картотеку игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

— Совершенствовать мелкую моторику рук дошкольников.

С 4.11 24

по

8.11.24

1. Пальчиковая игра «Замок»

 

2. Упражнение «Дорисуй фигуру»

  3. Упражнение «Выложи фигуру по схеме»

  

4.Упражнение «Золушка»

 5. Игра «Сухой бассейн»

 6.Упражнение «Нейрогимнастика»

— разогреть мускулатуру кистей и пальцев рук

 — развивать графические способности детей

 — тренировать мелкие мышцы рук

 — развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве

 — развивать тактильную чувствительность, зрительную память, усидчивость, совершенствовать навыки счета

 — тренировать мелкие мышцы рук

 - развитие мелкой моторики, развитие межполушарного развития.

С 11.11.24 по 15.11.24

1.Пальчиковая игра «Фотограф»

 

 2.Упражнение «Дом из зерна»

 

 3.Игра «На ощупь»

 

 

4. Игра «Узнай, кто я?»

 

 

5.Упражнение «Лабиринт»

 6. Крупотерапия

 

 7.Упражнение «Сделай копию»

8.Упражнение «Вырежи круг»

— развивать умение согласовывать движения пальцев рук с текстом

 — развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику

 — развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность

 — развивать восприятие, мелкую моторику

 — развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику

 -развитие мелкой моторики рук

 — развивать зрительно – двигательную координацию

-развитие мелкой моторики рук и координация движения.

 

С18.11.214

по 22.11.24

1.Пальчиковая игра «Замарашка»

 

 2.Упражнение «Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек»

 3.Упражнение «Соедини по точкам»

 4.Упражнение «Графический диктант»

5.Игры с прищепками

6.Упражнение «Рисование двумя руками»

— учить детей элементам самомассажа

 — развивать мышление, воображение, мелкую моторику

 — развивать внимание, мелкую моторику

  — тренировать мелкие мышцы рук

 

-развитие мелкой моторики, координация пространственного и зрительного восприятия.

С25.11.24

по

29.11.24

1.Пальчиковая игра «У моря»

 

 2.Игра «Чудесный мешочек» 

3.Упражнение «Бусы для мамы»

 

 

4. Упражнение «Лабиринт»

 

 

 5. Упражнение «Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек»

 6. Упражнение «Дорисуй фигуру»

 7.Су-джок терапия.

— развивать умение согласовывать движения рук с текстом

 — развивать тактильные ощущения

 — тренировать мелкую моторику, развивать мышление, внимание

 — развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику

 — развивать мышление, воображение, навыки счета, мелкую моторику

 — развивать графические способности детей

-активизация зон коры головного мозга, развитию мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Проект «Использование синельной проволоки для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

   Метод проектов прочно вошел в нашу жизнь. Проектнаядеятельность используется не только в сфере обрзования, но и в других сферах общественной жизни. Проектная деятельость объединяет...

Педагогический проект «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТАДанный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начина...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста».

Консультация  для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Проект Тема: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

acute;Проект´Тема: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»...