Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
проект (средняя группа)
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_4-5_habirova_g.sh_.docx | 323.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Разработчик: Хабирова Г.Ш., воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
г. Надым, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Паспорт проекта | 3 | |
1. | Введение | 5 |
1.1. | Актуальность проекта | 5 |
1.2. | Цель и задачи проекта | 6 |
1.3. | Принципы реализации проекта | 6 |
2. | Программа реализации проекта | 7 |
2.1. | Этапы и сроки реализации проекта | 7 |
2.2. | Оценка эффективности работы | 11 |
3. | Планирование ресурсного обеспечения проекта | 11 |
4. | Риски и их предупреждение | 12 |
5. | Предполагаемый результат | 12 |
6. | Заключение | 12 |
7. | Список литературы | 13 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет» |
Заказчик проекта | МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Основания для разработки проекта |
|
Разработчик проекта | Хабирова Г.Ш., воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Координатор проекта | Колесникова О.А., заместитель заведующего по УВР МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Цель проекта | Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности. |
Задачи проекта | Задачи: 1. С детьми: - продолжать знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; - формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; - формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; - развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов; - развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. 2. С родителями: - ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путем совместного участия; - знакомить родителей с инновационными технологиями, используемыми в продуктивных видах деятельности; - включать родителей во взаимодействие с ДОУ как активных субъектов. 3. С педагогами: - создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников; - повышать профессиональный уровень и педагогическую компетентность педагогов по формированию художественно - творческих способностей детей. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2021-май 2022 |
Целевая группа | Дети 4-5 лет, родители |
Ожидаемые результаты | Для детей: - сформированные знания о нетрадиционных техниках изображения; - владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; - совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке, аппликации; Для родителей: - осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей; - партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы; - активное участие родителей в совместных творческих проектах. Для педагогов: - повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно-творческих способностей детей; - систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей. |
Введение
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование, лепка, аппликация необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
1.1. Актуальность проекта
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы проекта «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления и творческой активности.
Гипотеза: мы предположили, что, если процесс работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет по продуктивным видам деятельности будет осуществляться с использованием инновационных технологий, то развитие художественно-творческих способностей будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.
Новизна: отличительной особенностью данного проекта является то, что он имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
1.2. Цели и задачи
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности.
Задачи:
С детьми:
- продолжать знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
С родителями:
- ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путем совместного участия;
- знакомить родителей с инновационными технологиями, используемыми в продуктивных видах деятельности;
- включать родителей во взаимодействие с ДОУ как активных субъектов.
С педагогами:
- создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
- повышать профессиональный уровень и педагогическую компетентность педагогов по формированию художественно - творческих способностей детей.
1.3. Принципы реализации проекта
Педагогическими условиями, способствующими успешному развитию художественно - творческих способностей и творческого воображения детей, являются основополагающие принципы дошкольной педагогики.
Принцип научности - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Принцип последовательности и системности – предусматривает усложнение поставленных задач в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип доступности – процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебного материала. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности в обучении: «зону ближайшего развития» – тот резерв возможности ребенка, который он может реализовать под руководством взрослого, раскрыться, проявить способности в полном объеме, ощутить себя способным, т.е. полноценно творчески развиваться.
Принцип наглядности - наличие дидактических материалов.
Принцип индивидуального подхода - предполагает овладение детьми доступными для них знаниями, учитывая их индивидуальные особенности.
Принцип сотрудничества - процесс обучения может быть успешным только при взаимосвязи работы родителя с воспитателем, родителя с ребенком (позиция родителя – как равноправного участника единого образовательного процесса).
Принцип положительной оценки деятельности детей способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Вид проекта: творческий, долгосрочный
Продолжительность проекта: 1 год (2021 уч.г.-2022 уч. г.)
Участники проекта:
1. Воспитатели.
2. Дети средней группы.
3. Родители и другие члены семьи.
2. Программа реализации проекта
2.1. Этапы и сроки реализации проекта
I этап реализации проекта - Организационный: Сентябрь 2021г.
№п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. Составление перспективного плана мероприятий проекта. Выявление уровня развития овладения необходимыми изобразительными навыками и умениями у детей 4-5 лет посредством нетрадиционных техник изображения. Подбор оборудования и различных материалов для оснащения центра художественного творчества. Анкетирование педагогов «Так ли важно рисование в жизни ребенка». Анкетирование родителей «Что умеет рисовать ваш ребенок?». | Сентябрь, 2021 |
II этап реализации проекта - Основной: октябрь 2021 г. – май 2022 г.
Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- создать условия, способствующих развитию мелкой моторики детей 4-5 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
- организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Перспективный план
№п/п | Мероприятия | Сроки |
Проектная линия 1. Организация работы с детьми | ||
*Д/и «Дорисуй предмет», «Составь узор», «Угадай, с какого дерева лист». *Беседа «Почему осень называют золотой».
* НОД Рисование тычком «Осенний лес» *Работа в уголке изодеятельности - «Чудо - чудеса!». *НОД Лепка (пластилинография) «Созрели яблоки в саду» *Пальчиковая гимнастика «Вот так яблоко». *НОД Рисование пальчиками, печать листьями «Веточка рябины». *Слушание песни Гр. Гладкова «О картинах». * Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок». *Физминутка «Осенние листочки». *НОД Аппликация из ватных дисков «Совушка». *Опытно - экспериментальная деятельность «Штампование воздушным шариком». | Октябрь, 2021 | |
*Дидактические игры «Цветное лото», «Чем похожи предметы», «Чья тень?». * Беседа: «Времена года». * Работа в центре художественного творчества – задание «Дорисовывание кругов». * НОД Рисование «Поздняя осень отражается в воде» (монотипия). *Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руке катаю». *НОД Лепка (пластилинография) «Красивые птички». *Прослушивание мелодий в сочетании со звуками живой природы. *НОД Аппликация (скручивание полоски бумаги по спирали) «Необычная шляпка». *Чтение сказки «Удивительные каракули». *НОД Рисование по сырому «Облака». *Показ видео - ролика «Чудо, чудо, чудеса». | Ноябрь, 2021 | |
*Дидактические игры: «Наряди елочку», «Дорисуй так, как хочешь», «Облака-загадки». *НОД Рисование - раздувание капли «Узоры на окнах». *Рассматривание иллюстрации из альбома «Природа зимой». *Беседа: «Пришла зима, холода принесла». *НОД Рисование зубной щеткой «Зима». *Презентация «Елочные игрушки своими руками». *Пальчиковая гимнастика «На дворе у нас мороз». *НОД Аппликация из ватных дисков «Дедушка Мороз» *Чтение стихотворение Сергея Никитина «Жгуч мороз трескучий». *НОД Тестопластика «Новогодняя игрушка. *Игра - эксперимент: «Как появляются морозные узоры». | Декабрь, 2021 | |
*Дидактические игры «Угадай, кого описала», «Найди одинаковые снежинки», «Разложи по порядку». *НОД Пластилинография «Белая береза в инее стоит». *Прослушивание аудиозаписей: «Узнай, что звучит?» *Рассматривание иллюстраций «Как зимуют звери зимой». *НОД Рисование солью, мятым пакетом «Вьюга». *Физминутка «Зимний лес». *Чтение сказки «Снегурочка и лиса». *НОД Аппликация из манки «Зайчики под елочкой». *Просмотр презентации: «Чудеса нетрадиционной техники». *НОД Рисование - акварель, свеча, бумага «Синий зимний вечер». *Развлечение « Рождественский сапожок». | Январь, 2022 | |
*Дидактические игры: «Соотнеси слово с картиной», «Цветные картинки», «На что похоже…» *НОД Рисование надувным шаром «Снегопад». *Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино». *НОД Аппликация из яичной скорлупы «Быстрокрылые самолеты». *Презентация «Маленькие чудеса». *НОД Тестопластика «Декоративная тарелочка». *Пальчиковая гимнастика «Мы старались, рисовали..». *Выставка сотворчества детей и родителей: «Зимушка хрустальная». *НОД Рисование пеной для бритья «Сюрприз для папы». *Опытно - экспериментальная деятельность «Рисование льдом». | Февраль, 2022 | |
*Дидактические игры: «Волшебные цвета», «Фигурки из проволоки», «На что похожи наши ладошки». *НОД Аппликация «Цветы в зонтике» (силуэтная аппликация, скручивание полоски бумаги по спирали, ватные диски). *Сюжетно - ролевые игра: «Садовник». *НОД Лепка из соленого теста «Продукты для кафе». *Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята». *НОД рисование медицинскими шприцами «Открытка для мамы». *Чтение «Волшебная ладошка». *Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе». *Игра - эксперимент: «Могут ли нитки рисовать?». *НОД рисование пипеткой «Дождь идет». | Март, 2022 | |
*Дидактические игры: «Перевертыши», «Волшебные фигуры», «Что стало не так». *Проблемная ситуация «Как помочь Буратино нарисовать рисунок из кляксы». *НОД Рисование, - кляксография «Какого цвета весна». *Игровая ситуация «Угадай цветок». *НОД Обрывная аппликация «Воробьи в лужах». *Проблемная ситуация - «Что получится, если подружатся разноцветные точки?». *НОД Рисование нитью «Загадочные цветы». *Пальчиковая гимнастика «Пошла, кисточка плясать…». *НОД Тестопластика «Желтоглазая ромашка». *Чтение художественной литературы - стихотворение Чиарди Д «О том, кто получился из кляксы», Толстой «Воробьишко». *Опыт «Магнитные рисунки». | Апрель, 2022 | |
*Дидактические игры: «Подбери узор», «Собери картину». *нннОД Рисование монотипия «Бабочка». *Презентация «Мир цветов». *Беседа: «Удивительная Весна». *НОД Аппликация торцевание «Поздравительная открытка 9 Мая» (коллективная работа). *Пальчиковые игры - «Мои алые цветы…», «Бабочка». *Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов». *НОД «Цветочная поляна» - Печатки из пластилина. *Просмотр мультфильма «Рисуем вместе с Нюшей». *Выставка сотворчества детей и родителей: «Умные пальчики». *НОД «Букет нежных ландышей» (коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения разных техник). *Музыкально-познавательный праздник «В гостях у королевы Кисточки». | Май, 2022 | |
Проектная линия 2. Взаимодействие с педагогами | ||
*Анкетирование «Так ли важно рисование в жизни ребенка». | Октябрь, 2021 | |
* Круглый стол «Условия успешного развития творческих способностей. | Ноябрь, 2021 | |
* Консультация «Тестопластика для детей». | Декабрь, 2021 | |
* Устный журнал «Как заинтересовать ребенка рисованием». | Январь, 2022 | |
*Мастер-класс «Рисование солью, манкой и медицинскими шприцами». | Февраль, 2022 | |
*«Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». | Март, 2022 | |
*Семинар-практикум «Мраморирование листа или рисуем на пене для бритья». | Апрель, 2022 | |
* Консультация «Увлекательное рисование». | Май, 2022 | |
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями | ||
* Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования. *Анкетирование «Что умеет рисовать ваш ребенок?» | Октябрь, 2021 | |
*Консультация «Как организовать домашнее занятие по рисованию» * Мастер-класс «Рисуя – играем». | Ноябрь, 2021 | |
*Папка - передвижка «Поиграем дома». *Беседа «Как понимать и ценить детские рисунки» | Декабрь, 2021 | |
*Консультация «О развитии способностей к изобразительной деятельности». *Советы – рекомендации родителям по созданию предметно-развивающей среды дома «Нетрадиционные техники рисования». | Январь, 2022 | |
*Родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник изображения». *Выставка сотворчества детей и родителей: «Зимушка хрустальная» - разные техники изображения. | Февраль, 2022 | |
*Мастер-класс «Пасхальные яйца необычной раскраски». * Практическая консультация «Путешествие в страну рисованию». | Март, 2022 | |
*Открытый просмотр ООД Рисование нитью «Загадочные цветы». *Буклет «Инструменты и материалы для различных техник изображения». | Апрель, 2022 | |
*Консультация «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по изодеятельности». *Музыкально-познавательный праздник «В гостях у королевы Кисточки». | Май, 2022 |
III этап Заключительный этап реализации проекта: май 2022
Цель: анализ результатов проектной деятельности.
Задачи:
- выявить уровень развития овладения необходимыми изобразительными навыками и умениями у детей 4-5 лет посредством нетрадиционных техник изображения;
- обобщить итоги работы с детьми и родителями.
№п/п | Мероприятия | Сроки |
Педагогическая диагностика. Подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет». | Май, 2022 |
Занятия проводятся один раз в неделю, в первой половине дня в соответствии с требованиями СанПиН СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28. Продолжительность одного занятия 20 минут в соответствии с возрастом.
2.2. Оценка эффективности работы
Для определения усвоения представленного материала проводится мониторинг с учетом индивидуальных особенностей детей. Данный мониторинг является основой для контроля и оценки уровня овладения необходимыми изобразительными навыками и умениями посредством нетрадиционных техник изображения. Мониторинг проводится два раза в год: в начале и конце учебного года.
Критерии, уровни усвоения программы у детей 4 - 5 лет
Уровни | Критерии |
Высокий уровень (3 балла) | • умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа; • выделяет главное цветом; • умеет изображать обобщенный образ; • пользуется инструментами правильно и уверенно, изображение получается четкое, интересное; • владеет знакомыми нетрадиционными техниками изображения; • хорошо развита моторика рук, аккуратность. |
Средний уровень (2 балла) | • частично умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа; • выделяет главное цветом с помощью; • частично умеет изображать обобщенный образ; • инструментами пользуется правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения; • владеет простыми нетрадиционными техниками изображения с частичной помощью взрослого; • недостаточно развита ручная умелость. |
Низкий уровень (1 балл) | • не умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа; • не выделяет главное в образе цветом; • не умеет изображать обобщенный образ; • инструменты держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо зажимает материал в руке во время работы; • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими; • слабо развита моторика рук. |
3. Планирование ресурсного обеспечения проекта
1. Кадровое обеспечение: воспитатели.
2. Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая художественная литература.
3. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, презентации, комплекты мультфильмов, серии картин, оборудование и материалы для организации занятий.
4. Риски и их предупреждение
1. Родители мало времени уделяют детскому творчеству.
2. Отсутствие практических умений по нетрадиционным техникам изображения.
Пути выхода:
Для повышения интереса родителей необходимо проводить родительские собрания, мастер-классы по разъяснению задач проекта. Привлекать родителей к активному совместному творчеству со своими детьми.
5. Предполагаемый результат:
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
Для детей:
- сформированные знания о нетрадиционных техниках изображения;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке, аппликации;
Для родителей:
- осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
- активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Для педагогов:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно-творческих способностей детей;
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
6. Заключение
Проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет» направлен на развитие творческих способностей у детей среднего возраста посредством использования нетрадиционных техник изображений.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
В ходе проекта дети познакомятся с нетрадиционными материалами, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками позволит не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческих способностей.
Дети овладеют многими нетрадиционными техниками:
- в рисовании: тычок жесткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотипия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью и другими;
- в лепке: пластилинография, лепка из соленого теста;
- в аппликации: обрывная аппликация, торцевание и др.
7. Список литературы
1. Белая, М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры [Текст] / М.Е. Белая. - М.: АСТ, 1999. - 273 с.
2. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст] / Е.К. Брыкина. М.: ТЦ Сфера, 1997. - 111 с.
3. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий [Текст] / А. А. Грибовская. - М.: Скрипторий, 2009. - 87 с.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2010. - 93 с.
5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2010. - 180 с.
6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 200 с.
5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, пособие для воспитателей. - 2-е изд. и доп. - М.: Просвещение,1982.- 208 с.
6. Ковалицкая, Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. - М.: АРКТИ, 2008. - 118 с.
7. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова. - М.: «Цветной мир», 2012. - 90 с.
8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никитина. - СПб.: КАРО, 2007. - 235 с.
9. Новиковская, О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников [Текст] / О.А. Новиковская. - М: СПб, 2011. - 102 с.
10. Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ [Текст] / Т.А. Цквитария. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 34 с.
11. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты [Текст] / Г. С. Швайко - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 11 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...
Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...
Пескография, как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит занимат...
"Система работы с использованием нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
В презентации представлен материал для работы с дошкольниками. Вы познакомитесь с разнообразными техниками нетрадиционного рисования, которые сможете использовать и в своей работе....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности....
" Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет"
МКДОУ детский сад «Солнышко» Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Воспитатель: Сизова Г.А. ...