Формирование элементарных математических представлений с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО
консультация
Интеграция позволила объеденить воедино все виды деятельности ребёнка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_no2.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детство» структурное подразделение
«Красносельцовский детский сад»
Рузаевского муниципального района
Выступление на педагогическом совете
Тема: « Формирование элементарных математических представлений с другими видами деятельности в соответствии
с ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель
Носнова А.А.
Октябрь 2017г.
Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.
Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.
Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.
Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.
Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.
Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Во время проведения непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения : «Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета или формы»). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
Формирования элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.
Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;
На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления ; отличать изменения общего объема ; находить более сложные ориентировки в величине предметов ; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры , а так же пространственные отношения и временные обозначения.
Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.
В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.
Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия
Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. При проведении рисования растений, природы, отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить объект.
На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.
Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета . А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве.
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года.
Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.).
В самостоятельной деятельности дети используют различные мозаики, пазлы, дидактические игры.
При знакомстве детей с весами знакомим с измерением массы предмета. Рассказываем какие бывают часы
Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.
Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому мы внедряем новые технологии в свою работу и используем мультимедийное оборудование - как наглядный материл.
Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативные формы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
"Учитесь мыслить, играя" - психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творч...
Проект "Математический Знайка". Формирование элементарных математических представлений в современном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Проектная деятельность...
Презентация «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в первой младшей группе
Презентация «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в первой младшей группе...
Театрализованная деятельность в ДОУ во всех видах деятельности в соответствии с ФГОС.
Данная работа является основой систематизации знаний дошкольников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка посредством театрализованной деятельности....
Доклад на тему "ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
В докладе показана интеграция ФЭМП с другими видами деятельности в ДОУ....