Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО
консультация по математике (средняя группа)

Гордеева Елена Владиславовна

Сообщение на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности.

Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: 

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.

 (ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). 

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике

Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Вовремя проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. На занятиях используются различные плоские и объемные геометрические фигуры. Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: «Подпрыгнуть на одной ноге», «Прыгни 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета или формы»). Дети не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.  Используются в режимных моментах подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину». 

Формирования элементарных математических представлений  непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение .

Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения ( «много», «один», «ни одного», «столько — сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов.

На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления ( «шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше»); отличать изменения общего объема ( «больше — меньше», «большой — маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов  «высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры ( «круг», «квадрат», «треугольник»), а так же пространственные отношения и временные обозначения ( «утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев).

Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.

В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.

Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (например, «пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» — конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры».)

Следует обращать внимание детей на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. 

 При рисовании растений, природы можно обращать внимание на расположение предметов, считать, сколько частей и где, нужно изобразить объект (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.)

На музыкальных занятиях используются музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.

Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п). Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А также закрепляется навык ориентировки в пространстве. (игра «Найди свой листик», «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» и т.п.).

Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

Освоение математических представлений можно продолжать и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д.  Во время прогулок с детьми отмечается день недели, месяц, время года. 

Рассматривая объекты живой и неживой природы, называется цвет, форма, размер предмета или объекта.

 В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина», «Круги Никитина» различные мозаики, пазлы, дидактические игры («Геометрическое лото», «Назови соседей», «Цифры» и др.)

При знакомстве детей с весами изучается понятие «масса» с измерением массы предмета. Полученные знания использут в сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Повар».

Интеграция позволяет объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А также обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в первой младшей группе

Презентация «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в первой младшей группе...

«Особенности формирования элементарно - математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности»

В статье раскрыла особенности формирования элементарно-математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности согласно направлениям ФГОС....

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграций с другими видами детской деятельности.

Особенности формированияэлементарных математических представлений в интеграцийс другими видами детской       деятельности....

Доклад на тему "ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

В докладе показана  интеграция ФЭМП с другими видами деятельности в ДОУ....

"Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской дея-тельности в соответствии с ФГОС ДО"

quot;Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской дея-тельности в соответствии с ФГОС ДО"Слайд 1Актуальность: Математика является мощн...

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности, посредством наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР.

Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий, знания о ч...