Конспект образовательной ситуации Кукла “Веснянка” средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа)
образовательная область: познавательное развитие.
Цель: дать представление детям, о народных промыслах - изготовление куклы "Веснянка"
Задачи:
- расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении
Материалы, оборудование:
большие пучки ивовых прутьев для демонстрации приемов работы; тканевые заготовки; ножницы, нитки для перевязывания, иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_vesnyanka.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 4" Буратино"”
Конспект образовательной ситуации
Кукла “Веснянка”
средняя группа
образовательная область: познавательное развитие.
Цель: дать представление детям, о народных промыслах - изготовление куклы "Веснянка"
Задачи:
- расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении
Материалы, оборудование:
большие пучки ивовых прутьев для демонстрации приемов работы; тканевые заготовки; ножницы, нитки для перевязывания, иллюстрации.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами продолжаем знакомство и изделиями народных мастеров, с жизнью, и обычаями наших предков.
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы
“Весна идет! Весна идет,
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперед…”
- о каком времени года идет речь в этом стихотворении?
- правильно, о весне.(рассматривание иллюстраций)
- Сегодня к нам в гости пришла Светлана Владимировна. Она покажет изготовление куклы "Веснянки".
Светлана Владимировна рассказывает:
Это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид стал немного другим; для его изготовления использовали несколько другие материалы, но приемы работы во многом сохранились, и их мы будем изучать.
Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.
Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Как вы думаете, ребята – как используется такое изделие в наши дни? Это сувенир, украшение, наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя с приходом весны. Обычно такое украшение – это именно пара кукол: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливалась из белых ниток, а мужская из красных.
- Белый цвет - в народной культуре символизировал весеннюю землю. Красный цвет – символ небесного огня.
С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь. Союз этих двух цветов мы можем встретить в росписи глиняных игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако все эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается.
- Кукла делается из 2 пучков нитей: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.
- Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.
Сейчас мы вместе с вами будем изготавливать куклу "Веснянку".
(В процессе работы все дети принимают участие )
Физкульт пауза:
- поднимите руки вверх и потянитесь
- сделайте вращательные движения головой влево и вправо, вперед назад
- крепко закройте глаза и открыв посмотрите в даль
Светлана Владимировна: сегодня мы изготовили куклу "Веснянку" по мотивам народных образов.
У нас получились чудесная кукла “Веснянка” и в предверии светлого праздника Пасхи наша кукла будет очень актуальна. Мы подарим её с пасхальными яйцами, с пожеланиями здоровья, добра, счастливой жизни.
Светлана Владимировна говорит: всем спасибо, молодцы!
Конспект составила:
воспитатель высшей категории
Авилова Е.Е.
Март2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации с детьми средней группы по теме «Составляем разные вопросы»
Формировать умения детей задавать различные типы вопросов к объектам или процессам....
Конспект образовательной ситуации «Рождественские колядки» средняя группа
Образовательная область: познавательное развитиеЦель: дать представление детям о празднике " Святки".Задачи: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фан...
Конспект образовательной ситуации "Книжкина неделя" средняя группа
Образовательная область: познавательное развитие Цель: развитие интереса к чтению художественной литературы. Задачи: Формировать умение рассказывать и выражать своё отношение к героям.Развив...
Конспект образовательной ситуации Лепка "Грач" Средняя группа
Конспект образовательной ситуацииЛепка "Грач" Средняя группа Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие» Цель: расширить представления де...
Конспект: образовательной ситуации для детей средней группы № 12 «Лесная полянка» на тему: "Тайны гном гномыча".
Конспект занятия "Тайны Гном Гномыча"...
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы в технологии ситуации деятельтельностного подхода Л.Г.Петерсон - "Ледяные бусы". Тема: "Свойства льда"Цель: сформиров...
Конспект образовательной ситуации с детьми средней группы в процессе продуктивной деятельности. Тема: «Лозоплетение»
Конспек занятия поможет в работе с детьми по программе лозоплетение...