Конспект образовательной ситуации с детьми средней группы в процессе продуктивной деятельности. Тема: «Лозоплетение»
план-конспект занятия (средняя группа)

Ягодова Алеся Сергеевна

 Конспек  занятия поможет в работе с детьми по программе лозоплетение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с детьми по лозоплетению27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации с детьми  средней группы в процессе продуктивной деятельности. Тема: «Лозоплетение»

Автор: Ягодова Алеся Сергеевна, Синкина Ольга Михайловна

Организация: МАДОУ д/с № 70 «Город мастеров»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово.

Программные задачи:

  • познакомить детей  с мастерством лозоплетения;
  • учить детей элементам  лозоплетения;
  • продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений об окружающем мире: лозоплетении, плетне, утвари;
  • поощрять исследовательский интерес;
  • воспитывать интерес детей к прикладному искусству;
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Оборудование и материалы:

Макет избушки для оформления коллективной работы, куклы бабушка и дедушка, оформленный уголок  русской избы, образцы плетёных предметов быта, заготовки для плетения (скрученная в трубочки), маленькие кувшинчики для рефлексии. Картинки с избушкой без забора и избушки с забором, ивовая лоза, часть плетня сплетенного из лозы.

Фотографии с изображением хозяйственных построек, изгороди (плетня), детской колыбели, кузова саней и повозок, мебели, детских игрушек и посуды.

Предварительная работа:

  • Сбор информации о лозоплетении, совместная работа с родителями, оформление выставки предметов быта, выполненных  способом лозоплетения,  оформление фотоальбома «Приемы лозоплетения».
  • Чтение сказки «Колобок», театральная постановка сказки «Колобок».
  • Скручивание заготовок из газет для плетения (имитация лозы как материала для плетения)  

 

Ход занятия.

 Ребята, посмотрите,  сколько  пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся с ними с начала тихо, а потом громко.  И  улыбнемся  нашим гостям.                                                                                                                          (Дети  здороваются.  Дети встают в круг.)

Воспитатель:  Я,  улыбнулась  вам,  и  вы  улыбнитесь,  друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение

Воспитатель и дети проговаривают правило:

«Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, чётко говорим и тихонечко сидим»

Воспитатель:  Ребята,  я знаю вы любите игры, песни  и пляски,     

но нет ничего интереснее, Чем наши любимые….(сказки).

Воспитатель: читает стихотворение.

Сказки любят все на свете,    

Любят  взрослые  и  дети                                                    

Сказки учат нас  добру

И прилежному труду,                                                                                    

Говорят, как  надо жить                                                                           

Чтобы всем вокруг дружить.

Воспитатель:  Ребята  скажите: Кто любит сказки?  Чему сказки учат? Что говорят сказки?

Дети: Сказки любят взрослые и дети, они учат, добру, труду, жить, дружить.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Дети:  (грустные,  добрые, страшные, смешные, веселые и т.д.)   с показом эмоций.

Воспитатель: Сказки пришли к нам из глубокой древности.  А почему сказки  называют народными?

Дети: Сказки придумал народ. (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки?  Вот мы сейчас и проверим, присаживаемся на стульчики.      

Игра «Отгадай сказку?»  

В поле дом пустой стоял

Он грустил и скучал.        

Мышка домик тот нашла.           

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,    

Стало множество жильцов.  (Теремок)

Добрый маленький герой,      

Разделил свой дом с лисой,       

А лисица злой  была

И зайчишку  прогнала

Сам вернуть свой дом не  мог                                 

Петушок ему помог.  (Заюшкина  избушка).

Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям? 
Там поела, попила, 
В трёх кроватях поспала, 
А хозяева вернулись – 
Еле ноги унесла! 
(Три медведя) 

Нравом зол, цветом сер, 
Семерых козлят он съел. 
(Волк и семеро козлят) 

Бабушка за дедушку,
Ухватилась крепко: 
“Ох, никак не вытянуть, 
Помогите, детки!” 
Добрые помощники 
Скоро набегут, 
Победит упрямицу 
Общий, дружный труд. 
(Репка) 

У Алёнушки сестрицы, 
Унесли братишку птицы, 
Та с подружками играла, 
Братца Ваню  проморгала. 
(Гуси-лебеди) 

Воспитатель:  Молодцы ребята все загадки  отгадали. Давайте отдохнём.

Физминутка

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают,

Не идёт ли серый волк.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, подтянуться.

Три  - ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

Воспитатель: Ребята! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки,  и  сегодня к нам в гости пришла сказка. А какая сказка, вы отгадаете сейчас сами по моим словам:

Приготовьте, дети, ушки.                                                                                        

Будет сказка, дайте срок  

Говорит старик старушке  

Испеки мне…..

Дети: Колобок!

Воспитатель: Ребята, а как называется эта сказка? (Колобок)

Игра «Доскажи словечко»  я буду читать стихотворение, а вы в  конце каждой строчке  будете договаривать слово.

Из муки он был печен,                                                                                                  

На сметане был мешен  

На окошке он студился                                                                         

По дорожке: укатился  

Был он весел, был он смел  

И в пути он песню пел                                                               

Кто же это?.. (Колобок)

Воспитатель:

Русская народная сказка «Колобок».

Мотивационно - ориентировочный  этап:

На столе макет избушки без забора. Возле избушки сидят и плачут дедушка с бабушкой. Колобок не послушался,  укатился и попал в беду. Что случилось с колобком?

Рассмотреть изображение избушки, бабушки, дедушки  и домика с изгородью. В чём отличие?

Рассмотрев избушку, дети делают вывод: вокруг избушки не было забора.

Подвести детей к тому, что если бы был забор вокруг дома, тогда колобок  не смог бы убежать.

Поисковый этап:

Как можно помочь бабушки с дедушкой?

А из чего можно сделать забор вокруг домика? (из камня, железа и т.д.)

В старину не было современных  строительных материалов.

Как решить проблему?

Бабушка с дедушкой  приглашают нас к себе в избу в гости.

(на столе стоит плетёная утварь)

Дети рассматривают плетёные  предметы из лозы.

- Как вы думаете, что это?

- Где вы встречали  такие предметы, расскажите?

- Из чего они сделаны?

Практическая часть

Рассматривание материала (лозы) для плетения. Как вы думаете, с какого дерева эти веточки.

Рассказ воспитателя о лозоплетении. (показ слайдов).

Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел на Руси. Лозоплетение занимало большое место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду.

А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

Рассматривание части плетня из лозы.

Подвести детей к тому, что этот  забор можно сплести из лозы. Что это? Как это сделали? Из чего сплели?

А забор этот называется плетень, потому что он был сплетён из лозы.

Такой забор можно сплести для дедушки с бабушкой?

Если нет лозы, что можно использовать, чтобы сплести плетень?  (на столе лежат: ткань, нитки, трубочки из бумаги, нитки, кусок шерсти для валяния)

Дети рассматривают материал и делают вывод из чего можно сплести плетень.

Показ  технологии  плетения плетня.

1. Заготовка – 10 – 15 см  (основа плетня) состоит из двух вертикальных  бумажных палочек, склеенных между собой тремя горизонтальными на определенном расстоянии.

2. Вплести вертикальные палочки, чередуя плетение в шахматном  порядке.

3. Вплетать палочки  по всёй заготовке (основы плетня).

Воспитатель: Ребята, чтобы наши пальцы были ловкими и умелыми, давайте сделаем пальчиковую гинастику.

 Пальчиковая гимнастика

Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

(Стучим кулачком)

И любили очень-очень

На сметане колобки.

(Сжимаем, разжимаем кулачки)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Встряхиваем кисти рук)

Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

(Трём ладошки)

Вышел ровный, вышел гладкий

Не солёный и не сладкий.

(Гладим поочерёдно руки)

Очень круглый, очень вкусный

Даже есть его мне грустно.

(Хлопаем в ладоши) 

Каждый ребёнок  плетёт  одну часть плетня. По окончании работы соединяют части плетня в общий  плетень вокруг избушки.

Рефлексивно–оценочный этап.

Пока дети плели  плетень, бабушка испекла колобков  и угостила ими детей. Бабушка с дедушкой обрадовались, что у них теперь есть забор.  И колобок останется с дедушкой и бабушкой. Они будут за ним присматривать.

Воспитатель предлагает детям повесить на забор кувшинчики, если им понравилось заниматься плетением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации в средней группе по математическому развитию на тему: «Путешествие в сказку»

в данной игровой образовательной ситуации создавались условия для сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста. я практикую в этом возрасте моделирование, что успешно усваивается детьми....

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему «Разноцветное шоу»

Конспект образовательной ситуации с конкурса "Воспитатель года"...

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Петрушка спешит на ярмарку»

Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора....

Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе по окружающему миру на тему: «Путешествие в страну профессий».

Программные задачи:1. Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в д/с. Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам д/с.2. Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий. Сформировать у ...

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему:«Салют победы»

Формировать у детей представление о празднике День Победы, о мире во всем мире....

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением системно - деятельностного подхода Тема занятия: «Катино платье» проводится с детьми второй младшей группы.

Расширение форм и методов организации работы по познавательному развитию в различных видах деятельности и на основе использования технологии "Ситуация"...

Конспект образовательной ситуации для детей группы раннего возраста Тема: «Мячик для Тани»

Цель: Формировать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями.Задачи:Ø продолжать знакомить со свойствами пластилина;Ø закрепить название цветов: красный, жёлтый, зелёный, го...