Роль педагога-психолога в реализации ФГОС
учебно-методический материал

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. 

Для реализации данного закона был разработан ФГОС.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:

-требований к структуре основной образовательной программы;

-требований к результату освоения основной образовательной программы;

-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga-psihologa_v_realizatsii_fgos.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. 

Для реализации данного закона был разработан ФГОС.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:

-требований к структуре основной образовательной программы;

-требований к результату освоения основной образовательной программы;

-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

· Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

· Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

· Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;

· Возрастная адекватность дошкольного образования

· Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития. 

 В Стандарте часто повторяется целевая установка – поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый – главный, направляющий. Теперь он – посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

Новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание деятельности психолога. Психолог, в первую очередь, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, выстраивать образовательный процесс с учетом личности дошколят. Именно это способствует достижению заявленных в стандарте результатов.

   Никогда еще стандарты не были столь психологичны в том смысле, что в них заложены психологические результаты, достигаемые ДОУ в области коммуникации, социализации, сохранения и поддержания индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Отсюда — новые технологии, методы работы детского сада, новые системы оценивания результатов. Меняется детский сад — меняется и деятельность каждого субъекта образовательной деятельности, в том числе и педагога-психолога. Он не может не включаться в то, чем живет ДОУ, тем более что достижение «психологических» результатов невозможно без участия психолога как специалиста по развитию, который понимает условия организации развивающего процесса в детском саду и может быть полезен в этом качестве.

Реализация новых образовательных стандартов — задача всего коллектива ДОУ, а не одного психолога. Новые результаты достигаются за счет действий педагогов. Психолог может работать совместно с воспитателем, работать в  команде по внедрению ФГОС, но только не в одиночку!  Это относится и к ситуации, когда психологу предлагают провести мероприятие. Да, психолог может провести какое - то мероприятие, но только вместе воспитателем.

Внедрение новых стандартов — это уникальная возможность для психолога по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг. Это приведет к перераспределению направлений деятельности, а не к появлению дополнительной нагрузки на психолога. Когда все заранее настроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе. Деятельность психолога в данной ситуации четко вписана в общую систему работы детского сада, тем самым она становится актуальной, востребованной и видимой.

Задача психолога при работе в рамках ФГОС ограничивается занятиями с детьми по запросу. Данные дети, безусловно, остаются в поле зрения психолога, однако его работа по сопровождению стандартов мало связана с непосредственной работой с детьми. Именно работа в связке с воспитателями, администрацией для достижения результатов становится одним из приоритетов. Поэтому вектор действий психолога смещается. На первый план выходят такие направления деятельности, как участие в проектировании, в разработке параметров диагностики и проведении мониторинга, участие в проведении совместных обучающих и проектировочных мероприятий для педагогов, консультирование специалистов и др.

Модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения в большинстве случаев неясны современному педагогу. Нашей новой школе соответственно нужен новый учитель, а детскому саду – новый воспитатель, не другой, а новый. Так как педагоги к переходу на новые стандарты образования не были должным образом обучены, причем в первую очередь это отмечают сами учителя, вектор ответственности во многом смещается на педагога-психолога.

Вследствие этого психологу в системе образования необходимо:

  1. Оказывать постоянную методическую помощь педагогам на протяжении всего учебного года, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в проектировании непосредственно-образовательной деятельности.
  2. Выстраивать индивидуальную траекторию (индивидуальный маршрут) развития.
  3. Повышать общую психологическую компетентность учителя (воспитателя).

Разработчиками стандарта для создания основной образовательной программы образовательного учреждения указано на необходимость создания рабочих групп, что на практике и применяется. В такие группы в большинстве случаев входит педагог-психолог. В дошкольном образовании психологическое сопровождение включено во все разделы ООП и, следовательно, в весь образовательный процесс.

Вследствие этого педагогу-психологу необходимо:

  1. Глубоко изучить понятия универсальные учебные действия и интегративные качества; их коренные отличия от знаний, умений и навыков, необходимые этапы их формирования.
  2. В дошкольном образовательном учреждении педагог-психолог должен хорошо ориентироваться в комплексной программе.
  3. Составлять программу коррекционной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Полностью разработать адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты).

В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика (воспитанника) должны быть компетентными в вопросе образования их детей. В современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают и учителя, но во многих случаях необходимо участие педагога-психолога ДОУ.

Вследствие этого педагогу-психологу необходимо сотрудничать с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе. 

Таким образом, мы видим, что в связи с переходом на новые Стандарты перед психологической службой в системе образования возникают новые задачи, для решения которых педагогу-психологу необходимо в первую очередь повышать свою профессиональную компетентность по вопросам модернизации образования.

Цель работы педагога-психолога  – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Отсюда,  новые задачи педагога-психолога ОУ:

  1. создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
  2. обеспечение развития универсальных учебных действий (интегративных качеств) как собственно психологической составляющей ядра образования;
  3. разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;
  4. разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
  5. взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения;
  6. подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;

Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.

Основные направления деятельности психолога ДОУ

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. 

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.


2. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.


3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
•Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

Дополнительно:
•Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.


4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

Обязательно:
•Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.


5. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов

• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Дополнительно:
• Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения:

Педагоги
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы работы с семьей.

Родители

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6. Психологическая готовность к обучению.

7. Половое воспитание и развитие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС...

Презентация "Взаимодействие инструктора по плаванию и педагога-психолога в рамках реализации ФГОС ДО"

Интегрированный подход позволяет на занятиях успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниям...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...

«Микровзаимодействие инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в процессе реализации ФГОС ДО».

Процесс взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в ДОУ . Осветить вопрос на что нацелено их взаимодействие....