Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС
презентация на тему
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._fgos_uud_dlya_psih.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основы практической профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС
Обновление образовательных стандартов Разработка и внедрение системы поддержки талантливых детей Развитие учительского потенциала Создание современной школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Ключевые направления развития общего образования Ключевые направления развития общего образования Развитие самостоятельности школ
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход , который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина , П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Ценность современного образования на основе системно-деятельностного подхода, субъект-субъектных отношений в процессе духовно-нравственного развития и воспитания Человек, как целостная развивающаяся система Основная отличительная особенность ФГОС Направленность К развитию творческих способностей каждого ученика От простой ретрансляции знаний
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация ; самоуважение и самооценка Смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные действия с учебным материалом ФГОС устанавливает три основные группы результатов:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества. Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
УУД Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. При помощи психологического мониторинга отслеживается формирование УУД учащихся: 1) личностных ; 2) регулятивных ; 3) познавательных ; 4) коммуникативных .
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта): • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый; • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; • обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды .
Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях ФГОС Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников Поддержка детских объединений, ученического самоуправления
Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Основные формы сопровождения Консультирование Развивающая работа Диагностика Профилактика Коррекционная работа Экспертиза Просвещение
Диверсификация (расширение) уровней психолого-педагогического сопровождения
Роль психолога в системах взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС психолог - администрация ОУ Участие в составе рабочей группы в разработке основной образовательной программы своего образовательного учреждения. психологическая экспертиза проектируемых, реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения возрастного и индивидуального развития школьников; разработка совместно с педагогами программы по формированию УУД, программы коррекционной работы для детей с ОВЗ; совместное планирование внеурочной деятельности; формирование мотивации у педагогов к переходу на новые стандарты; психологическое сопровождение и мониторинг развития УУД; разработка совместно с педагогами индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
психолог – педагог ОУ психолог - родитель повышение психологической компетентности педагогов по вопросам формирования УУД в учебной и внеурочной деятельности; психологическое сопровождение педагогов, учащихся в условиях реализации новых стандартов; совместное выстраивание индивидуальных образовательных траекторий учащихся психологическое просвещение и консультирования родителей по внедрению новых образовательных стандартов; разработка индивидуальных рекомендаций по развитию и воспитанию детей, имеющих проблемы в развитии Роль психолога в системах взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС
в процессе педагогической практики в различных формах образовательного процесса Ведение общей психолого-педагогической стратегии по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий и созданию детского коллектива Обеспечение качественного психологического сопровождения образовательного процесса Партнерство психолога и учителя освоение способов решения педагогических задач передача психологических знаний
Проблемные зоны психологической подготовки учителя общая психологическая культура общения организация работы в группах, парах организация урока в деятельностной парадигме типология детских проблем особенности работы с различными категориями детей психология и физиология детей совместная деятельность с другими участниками образовательного процесса
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В школе появляется психологический мониторинг УУД – это абсолютно новая задача, для её решения пока НЕ СУЩЕСТВУЕТ готового инструментария. Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо разрабатывать СВОЮ программу сопровождения всего учебного процесса по новым стандартам.
В условиях внедрения ФГОС в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы: Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей школьного возраста. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.
Задачи деятельности психологов образования: - измерение результатов обучения, - определение уровня формирования компетенций учащихся; - учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям; - взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.
ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО РЕШЕНИЯ: составление пакета методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников создание пакета материалов по работе с педагогами создание методических материалов по работе с родителями выявление уровня психологической готовности учителей начальных классов к переходу на ФГОС оценка уровня сформированности психологической компетентности учителя изучение психологических особенностей индивидуального стиля деятельности учителя оценка количества и качества применяемых на уроках интерактивных форм и методов обучения.
Критерии эффективности деятельности Критерии эффективности деятельности - оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов. Необходимо определить: какими ресурсами располагаем, какого результата и в какие сроки стремимся достичь. Результативность : соотношение достигнутых результатов (уровня решенности поставленных задач) к задействованным ресурсам.
Критерии эффективности деятельности
Критерии эффективности деятельности Количественная оценка : соотнесенность запланированных и реализованных мероприятий (планирование мероприятий должно идти в точном соответствии с задачами, стоящими перед психологом образовательного учреждения, работать на их решение. Любое запланированное мероприятие должно быть обосновано решением конкретной задачи, ради которой оно и проводится , учитывать отдаленные последствия тех или иных действий).
Вопрос- ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Интреграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях реализации ФГОС ДО"
В работе показана интеграция образовательных областей на основе физического развития....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...
Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное...
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.
Одна из форм оуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- интегрированная совместная деятельночть с дет...
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.
Одна из форм оуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- интегрированная совместная деятельночть с дет...
Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей структуре являются преемственными по отношению друг к другу. Содержание любой программы должно охватывать определенные...